0
4536
Газета Армии Интернет-версия

31.01.2003 00:00:00

Резерв Верховного главнокомандующего

Тэги: шпак, вдв


-ГЕОРГИЙ ИВАНОВИЧ, что представляют собой сегодня Воздушно-десантные войска?

- Мы являемся самостоятельным родом войск и по всем нашим директивным документам - резервом Верховного главнокомандующего ВС РФ. ВДВ сегодня нужны государству, они являются основой мобильных сил, которые, я надеюсь, будут когда-то созданы. И по выводу, сделанному министром обороны России, наши войска боеготовы и способны выполнить любой боевой приказ.

В составе ВДВ - четыре дивизии, одна отдельная бригада, 242-й учебный центр в Омске, Рязанский институт ВДВ, 45-й отдельный разведывательный полк, а также части и подразделения боевого обеспечения.

- Кого бы вы могли отметить в лучшую сторону по итогам 2002 года?

- По итогам прошедшего года у нас лучшей является 98-я воздушно-десантная дивизия, дислоцированная в Иваново, командир ее - Александр Ленцов, а среди других частей - 31-я отдельная воздушно-десантная бригада в Ульяновске.

- Какие задачи выполняют подчиненные вам войска в Чечне?

- Мы дважды в год меняем наших людей в Чечне. Недавно оттуда прибыл крайний эшелон. Заменили одну полковую тактическую группу из 106-й дивизии и две батальонные группы - из 98-й и 7-й вдд. Ротация прошла организованно, без потерь и чрезвычайных происшествий. Всего на территории Чеченской Республики у нас находится 2200 человек, более 400 единиц бронетанковой и автомобильной техники.

Задачи, которые выполняет группировка ВДВ, остались прежними: разведывательно-поисковые действия, проводка колонн, разминирование дорог и объектов, охрана высокопоставленных должностных лиц Российской Федерации и Чеченской Республики, оказание помощи в становлении местных органов власти, охрана важных объектов. Ну и, естественно, охрана самих себя.

Претензий к группировке ВДВ практически нет. Бывший командующий генерал-полковник Молтенской с уважением относился к нам и считал, что ВДВ выполняют свои задачи на должном уровне. Его сменил генерал-лейтенант Макаров, мнение у него о группировке ВДВ также хорошее.

- Каковы потери ВДВ в Чечне?

- Со 2 августа 1999 года по настоящее время погибли 310 человек, около 700 человек ранены. Это составляет примерно 10% от потерь всей российской группировки. В ВДВ за участие в боевых действиях мы имеем 51 Героя России и около 10 тыс. награжденных орденами и медалями.

- Контингент ВДВ выведен с Балкан полностью?

- Почти год назад мы передали Косово Московскому военному округу, Боснию - Ленинградскому военному округу. Миротворческие группировки там сейчас значительно сокращены. Объем задач уменьшился, и, по всей видимости, процесс сокращения будет продолжаться.

- Складывается такое впечатление, что Воздушно-десантные войска на фоне негативных процессов, происходящих в Российской армии, - единственный боевой ударный кулак, который имеет в своем распоряжении руководство Минобороны и Верховный главнокомандующий. Скажите, эта оценка имеет объективные основания? По крайней мере, как мы судим об этом со стороны┘

- Со стороны оно, может быть, и виднее. Но сам себя я хвалить не намерен. Это просто несерьезно. Да, мы выполняем ответственные задачи на протяжении последних 10-12 лет, постоянно находимся в боевых условиях. На нас надеются, мы пользуемся определенным авторитетом у народа, правительства и президента России.

- Сейчас уделяется значительное внимание созданию частей постоянной готовности. Если рассматривать ВДВ в целом, как здесь выглядит ситуация?

- Практически все части и дивизии ВДВ относятся к частям постоянной готовности. Но в связи с выполнением задач в Чечне некоторые наши полки разукомплектованы. И срок приведения их в боевую готовность увеличен. Хотя такие соединения, как 31-я овдбр, считается соединением постоянной готовности. Есть полки постоянной готовности в каждой дивизии - 7-й, 106-й, 98-й - и они готовы выполнить любой приказ. Кроме 76-й вдд. Сегодня 104-й полк приступил к зимнему периоду обучения в полном составе. Укомплектованность полка около 80%, но считать его пока частью постоянной готовности нельзя, потому что там вновь набранные люди, их примерно полгода надо учить.

- Подготовкой офицерских кадров в ВДВ занимается Рязанский институт. Конкурс туда по-прежнему велик, как в советские времена?

- Приказ министра обороны РФ подвел итоги набора в военные вузы. И мы отмечены с лучшей стороны по конкурсному отбору и его качеству. В 2002 году в Рязанском институте ВДВ конкурс по личным делам был 17 человек на одно место. Мы вызываем людей в Рязань таким образом, чтобы на одно место приходилось три человека, так как это связано с большими финансовыми затратами. В прошлом году абитуриенты были подготовлены как никогда хорошо. Мы набрали около 300 человек, достойных стать будущими офицерами.

- Что движет юношами, которые в сложных экономических условиях страны и при низких окладах кадровых военнослужащих выбирают профессиональную карьеру офицера-десантника?

- Во все времена было стремление молодых ребят показать себя. Ну, наверное, из передач по ТВ и радио, из газет они узнают о наших славных делах, и это привлекает людей. Я до сих пор получаю очень много писем от призывников с просьбой помочь попасть служить именно в ВДВ. И это несмотря на то, что мы постоянно воюем в горячих точках.

- А какие задачи в современных геополитических условиях должны и способны решать ВДВ?

- У нас большая страна, протяженность только одних сухопутных границ России более 20 тыс. км. И прикрыть все эти участки, имея группировки войск на каких-то избранных направлениях, непосильно даже нашему государству. Естественно, необходимо иметь резерв, который способен оказать военное воздействие в том или ином регионе. Для этого и предназначены ВДВ.

Я часто привожу пример. Для переброски мотострелковой дивизии из европейской части России на Дальний Восток необходимо 550 воинских эшелонов и около 50 суток. А для того чтобы перебросить воздушно-десантную дивизию с легким вооружением самолетами требуется всего 36 часов. ВДВ выполняют задачи в качестве воздушного десанта, могут воевать и в составе группировки Сухопутных войск, что показали последние годы, особенно в Чечне.

- Как практически обстоят дела с созданием мобильных сил? Ведь НАТО сейчас активно развивает мобильный компонент для оперативного реагирования по периметру зоны ответственности альянса.

- Когда-то мы пытались создать мобильные силы, был даже приказ министра обороны Павла Грачева. Но, к великому сожалению, весь этот опыт был смазан. Хотя западные страны пошли по нашему пути. Сегодня мобильный компонент вооруженных сил любого государства в Европе составляет от 12 до 18% численности армии. В России же ВДВ составляют всего 2,5% от численности ВС РФ - 34 тыс. человек.

Почему западные страны обращают такое внимание на мобильные силы? Потому что они способны реагировать на любые изменения обстановки не только на флангах, но и в любой точке земного шара. Сегодня танковыми или общевойсковыми армиями никто войну вести не будет. Основной упор - это авиация, высокоточное ракетное оружие и, естественно, мобильный компонент. То есть силы, которые моментально могут использовать результаты этих ударов. На Западе это понимают правильно. Мы тоже знаем и понимаем. Но, к великому сожалению, это требует больших денежных затрат.

- Только лишь деньги, или еще необходима и политическая воля?

- Наверное, и политическая воля тоже. Но в связи с тем, что все заняты реформированием, опытом 76-й дивизии, сегодня, наверное, не до создания мобильных сил.

- А в Плане строительства Вооруженных сил РФ на период до 2005 года есть пункт о создании мобильных сил?

- Там этого нет.

- Как обстоят дела по эксперименту в Пскове?

- Эксперимент проводится по личному указанию Владимира Владимировича Путина, в два этапа. Первый - с 1 сентября по 30 ноября 2002 г. и второй - со 2 января по 30 апреля 2003 г. И 1 мая мы должны доложить президенту о ходе выполнения этого эксперимента.

Первый этап завершен проверкой готовности подразделений 104-го полка к занятиям по боевой подготовке. К этому времени были отремонтированы три казармы, инженерные сети, столовая, учебные корпуса, спортзал и клуб. Была приведена в порядок переносная, приказарменная и стационарная учебно-материальная база. В этот период осуществлен набор личного состава. На 20 ноября мы набрали 77% личного состава. Полк считается боеспособным по количественному составу.

Мы проявили недюжинные способности по набору контрактников среди военнослужащих Воздушно-десантных войск и выполнили эту задачу на 500% от плана. Основной же контингент мы набирали из людей, присылавшихся нам из округов. Отмечу, что набор шел очень туго. Кандидаты в контрактники столкнулись с тем, что они будут получать чуть более 3 тыс. руб., жить в казармах, и это при 12-часовом рабочем дне без права свободного выхода в город. Естественно, что многие сразу же отказались и уехали назад. Часть мы отчислили по медицинским и психологическим показателям.

Со 2 декабря 104-й полк приступил к плановой боевой учебе. По-прежнему есть трудности: в укомплектованности людьми, в психологической совместимости, в работе с офицерскими кадрами, потому что контингент у них совершенно другой, не тот, к которому они привыкли. В целом же обстановка рабочая. Я везде и всюду заявляю, что, конечно, очень трудно идет эксперимент. Но идет. И пока мы с этой задачей справляемся.

Второй этап - это укомплектованность остальных частей дивизии - начался 2 января. Мы проводим работу в подразделениях и частях ВДВ по набору желающих служить в Пскове. Активизируем работу с военкоматами, которые поставляют нам людей с гражданки.

- Были сообщения, что первоначально предназначенные для псковского эксперимента ассигнования урезаются. Вы это ощущаете?

- Да. Мы спланировали, и нам обещали выделить 2,7 млрд. руб. на проведение эксперимента. Эти деньги должны были идти на ремонт казарм, учебных корпусов и центров, полей боевой учебы, на строительство семейных общежитий и квартир для офицеров. Но почему-то посчитали, что солдат-контрактник должен жить в казарме, а семейные - нанимать жилье, и им Минобороны должно доплачивать деньги на эти цели. Хотя лично я считаю такой подход неверным.

Контрактники-холостяки должны жить в казарме кубрикового типа по 4-6 человек в комнате и иметь минимальные удобства, как это делается на Западе. А семейные должны иметь одну-две комнаты в общежитии в зависимости от наличия детей. И все они должны проживать компактно. Это способствовало бы решению вопросов боевой готовности, проведению воспитательной работы с ними и членами их семей, оказанию помощи в устройстве детей в детские сады и школы, обеспечению всем необходимым через наши военторговские магазины, кафе, столовые и так далее. Ведь здесь решается и ряд социальных проблем. Хотя почему-то некоторые со мной не согласны, в том числе и Борис Немцов. Он говорит, что "никаких общежитий, все должны жить по найму".

Но если взять Псков, где более или менее есть жилье, то даже в этом городе мы вряд ли найдем тысячи квартир для солдат. И, естественно, мы просто не сможем набрать тех людей из семейных, которые могли бы служить у нас в Пскове. А что мы будем делать, когда процесс пойдет дальше? Например, в бригаде морской пехоты в Печенге? Где там найдет себе квартиру семейный контрактник?

Надо закладывать соответствующие расходы в бюджет, все продумывать и не бояться этого. Потому что расходы на солдата, которому государство ежемесячно доплачивает, окупятся через семейные общежития в течение трех-пяти лет.

- Ежемесячное денежное довольствие в 3 тыс. руб. плюс надбавки, всего чуть больше 4 тыс. - сумма маленькая, чтобы заинтересовать людей, готовых пойти служить в профессиональную армию. На эти деньги трудно прожить┘

- Мы посчитали: для того чтобы среди контрактников был конкурс не менее 3 человек на место, солдату надо платить 9-10 тыс. руб. в месяц. Не будет конкурса - не будет и профессиональной армии. Я не стесняюсь об этом говорить. Сегодня в Пскове прожиточный минимум - 3,5 тыс. руб.

- Прекратились ли попытки лишить ВДВ самостоятельности, включить их в состав Сухопутных войск?

- Вопрос очень тяжелый, ответить на него с полной определенностью мне трудно.

- Какова социальная защищенность офицерского состава ВДВ?

- Сегодня 40% списочного состава офицеров ВДВ - бесквартирные. Очень плохая ситуация в Москве, Наро-Фоминске, Туле, Рязани, Новороссийске. Несколько лучше в Ульяновске, Иваново, Костроме. Я считаю, что необходимо обратить особое внимание на войска, которые выполняют постоянные боевые задачи, и сделать так, чтобы они хотя бы имели квартир столько, сколько в среднем по Вооруженным силам РФ. В целом ВДВ отстают от Вооруженных сил на 20%.

- Мэр Москвы Юрий Лужков любит армию. Московские власти, имея солидные финансовые ресурсы, помогают возводить дома в гарнизонах Черноморского флота. Есть ли какая-то возможность, чтобы здесь, в столице, Лужков смог целевым образом помочь вашим офицерам?

- У нас с Юрием Лужковым великолепные отношения. Он нам действительно помогает, хотя хотелось бы, чтобы эта помощь была более обширна. Но оказывать помощь, особенно в покупке или бесплатной передаче нам квартир, такой возможности у него, конечно, нет. Но по крайней мере по всем тем вопросам, с которыми я к нему обращаюсь, всегда получаю положительные ответы. И особенно мне бы хотелось отметить Александра Музыкантского и Людмилу Швецову, его ближайших помощников, которые с уважением относятся не только к ВДВ, но и ко всем Вооруженным силам РФ.

- Вы часто выезжаете в войска?

- За прошлый год я 218 дней провел в командировках.

- Какие нормативы существуют по количеству прыжков с парашютом для военнослужащих ВДВ? Ведь это не только выработка психологической устойчивости, но и подтверждение принадлежности к элитному роду войск.

- Я пристально слежу за тем, чтобы все наши офицеры, прапорщики и солдаты выполняли норму прыжков (за это, кстати, предусмотрены определенные финансовые выплаты), чтобы они знали, что служат в Воздушно-десантных войсках. У нас есть нормативы, это 4-6 прыжков для каждого нормального здорового молодого человека. В 2002 году на 15 декабря мы выполнили 97,5% запланированных прыжков. Единственно, мы меньше нормы прыгаем с больших самолетов типа Ил-76 в связи с нехваткой топлива для самолетов ВТА и их большой занятостью. Но это компенсируется прыжками с Ан-2 и вертолетов Ми-8, которые имеются в наших авиационных эскадрильях.

Люди в основном прыгают с желанием. Более чем на 90% части выполняют программу прыжков, невзирая на то что они по полгода находятся в Чечне. По возвращении оттуда составляются специальные планы, наверстывается упущенное.

- Как вы оцениваете уровень боевой подготовки офицеров Штаба ВДВ?

- В 2002 году мы дважды сдавали проверку Генеральному штабу: в марте и ноябре. Получили твердую удовлетворительную оценку, хотя, естественно, были и недостатки. Особое внимание сегодня требуется обратить на оперативную подготовку офицерского состава, знание руководящих документов, приказов министра обороны, директив Генерального штаба, на общую физическую подготовленность, умение водить боевую технику и стрелять из любого вида оружия, умение управлять частями и подразделениями. По всем этим позициям мы получили положительные оценки.

- Стоит ли перед вами проблема получения новых вооружений и военной техники?

- Мы, по существу, 12 лет не выходим из боя. И износ техники у нас наивысший по Вооруженным силам РФ. Сегодня ВДВ обеспечены новой техникой, такой, как БМД-3, на 7%. Половина техники имеет срок эксплуатации 10-15 лет. Нам выделяют денег на капитальный ремонт и переоборудование БМД-1 в БМД-2 примерно 30-35% от нормы.

- Как оснащены и экипированы поисковые группы ВДВ, которые уходят в рейды в Чечне?

- Мы воюем тем, что есть, - штатным вооружением. Кроме того, нам очень много помогают наши спонсоры, заводы, с которыми мы поддерживаем дружеские отношения. Наши разведывательные подразделения, особенно из 45-го полка, оснащены всем необходимым по самому последнему слову техники. Я считаю, что тут мы находимся на очень хорошем уровне.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
699
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
788
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
1131
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
905

Другие новости