0
3239
Газета Армии Интернет-версия

14.02.2003 00:00:00

Бацилла старения разъедает ядерный щит и военную авиацию

Михаил Ходаренок

Об авторе: Николай Максимович Безбородов - депутат Государственной Думы, заместитель председателя комитета Госдумы по обороне, генерал-майор авиации.

Тэги: колумбия, катастрофа


ПРИЧИНЫ недавней катастрофы американского челнока "Колумбия" самым прямым образом проецируется на состояние ракетно-ядерных вооружений в России. К какому бы заключению ни пришли американские эксперты об истинном источнике трагедии, все равно уже сейчас ясно - в основе разрушения корабля лежат чисто технические причины. "Колумбия" просто износилась. Ведь "возраст" у этого космического челнока - весьма почтенный, его собрали еще в 1981 г. Это был самый старый среди шаттлов.

Между тем большинство отечественных межконтинентальных баллистических ракет - почти столь же преклонных лет, следовательно, и технические болезни у них, безусловно, те же, что у "Колумбии". Нехватка денежных средств на великодержавную армию побуждает военно-политическое руководство страны продлевать так называемые гарантийные сроки эксплуатации российских МБР. Голоса тех, кто предупреждает о возможных трагических последствиях подобного эксперимента, остаются не услышанными.

Генерал армии Юрий Яшин, в свое время возглавлявший Государственную техническую комиссию при президенте России, а до того занимавший должность первого заместителя главкома Ракетных войск стратегического назначения, считает, что трагедия с шаттлом "Колумбия" - это предупредительный звонок для российских специалистов. В беседе с корреспондентом "НГ" он недвусмысленно заявил: "Надо внимательно относиться к сохранению технической надежности систем. Наши ракетные установки несут дежурство 10-15 лет. И когда некоторые "оптимисты" начинают говорить о том, что можно продлить ресурс еще на 15-20 лет, то это - до очередного взрыва. Технический ресурс не обеспечен, поэтому нужно придерживаться тех требований, которые заложили конструкторы в их первоначальном замысле".

Пока российских ракетчиков Бог миловал от тяжелых происшествий, однако у американцев они уже случались. Например, с МБР "Титан-2", сходные по техническим характеристикам с отечественными жидкостными межконтинентальными баллистическими ракетами, не раз происходили ЧП. 9 августа 1965 г. при проведении регламентных работ одна из них взорвалась. Погибли 53 человека. Трагедия повторилась 24 августа 1978 г. и 20 сентября 1980-го. Причем эти ракеты находились на боевом дежурстве. В результате Пентагон был вынужден отказаться от использования "Титан-2".

Еще большую опасность таит в себе продление сроков эксплуатация ядерных боевых частей ракет. Они тоже имеют жесткие сроки надежности. На официальном уровне об этой проблеме говорится очень мало и глухо. Но ведь даже специалисты не могут точно сказать, как поведет себя ядерная боевая часть, когда пройдены пределы гарантийных сроков ее эксплуатации. Дело в том, что каждая боевая часть начинена несколькими десятками килограммов обычного взрывчатого вещества. Оно используется для так называемого обжатия - создания критической массы для начала ядерной реакции. А обычное взрывчатое вещество обладает способностью растрескиваться и менять свои свойства. Но и это еще не все: часть головок имеет сменные элементы с тритиевыми составляющими, у них вполне определенный срок службы, жестко определяемый периодом полного распада. И никакими волевыми усилиями законы физики не отменить.

Боевая часть к межконтинентальным ракетам - фактически продукт штучного изготовления. Ранее их делали практически вручную. За те долгие годы, когда шел процесс сокращения числа ядерных боеголовок, это производство было остановлено, а сегодня, можно сказать, и утрачены соответствующие профессионалы-производственники (довольствовались советским запасом ядерных боеголовок). Специалисты склонны считать, что замена ядерных боевых частей с истекшими сроками службы на российских ракетах - задача совершенно неподъемная.

Если сами ракеты иногда и проверяют выборочными пусками, то боевые части - никогда. Главным образом этому препятствует мораторий на проведение ядерных испытаний. Словом, ядерные боеголовки способны преподнести любой трудно прогнозируемый сюрприз. Может возникнуть ситуация покруче, чем с шаттлом "Колумбия".

Ситуация с безопасностью полетов в военной авиации действительно кризисная. Только в Вооруженных силах в период с 1 января 2000 г. по настоящее время произошло 32 авиационных происшествия, в ходе которых погибли 44 члена экипажа и 111 пассажиров, утрачены 25 самолетов и 8 вертолетов. Кроме того, в этот же период, по данным Службы безопасности полетов авиации Вооруженных сил Российской Федерации, в авиационных инцидентах получили повреждения 31 самолет и 21 вертолет.

Скорбный список дополняют авиация внутренних войск МВД, потерявшая 6 вертолетов (погибли 7 членов экипажей и 15 пассажиров) и авиация Федеральной пограничной службы - 5 повреждений авиационной техники. Общий итог: 55 самолетов и 40 вертолетов. По штатной структуре это 4 полка.

Уточним, в эти цифры не включены боевые потери Вооруженных сил в Чечне. То есть ежегодно военная авиация России теряет больше, чем по авиационному полку.

За этот же период в трех силовых ведомствах, располагающих собственной авиацией, произошло 969 авиационных инцидентов. Практически по одному в день!

Две трети авиационных происшествий, по информации служб безопасности полетов силовых структур, обусловлено нарушениями и ошибочными действиями авиационного персонала при организации и выполнении полетов, так называемым человеческим фактором.

Практически половина авиационных происшествий, допущенных по человеческому фактору, связана со снижением уровня профессиональной подготовки авиационных командиров, вследствие увольнения части наиболее опытных офицеров и генералов. Среди главных причин увольнения подготовленных летчиков в авиации Погранслужбы, например, называют резкое ухудшение материально-бытовых условий службы, падение престижа летной профессии и отсутствие летной перспективы.

Каждое четвертое происшествие обусловлено снижением уровня натренированности летного и инструкторского состава вследствие уменьшения среднегодового налета и неритмичности выполняемых полетов. В ходе прошедшего недавно сбора руководящего состава Вооруженных сил Российской Федерации как значительное достижение отмечалось, что средний налет летчиков ВВС составил в 2002 г. 21 час (в 2001 г. - 13,7 часа). Это при том, что минимальным всегда считался налет от 100 до 150 часов в год, в зависимости от типа летательного аппарата.

Вторая основная причина: усталость металла. Состояние техники - это аксиома - напрямую влияет на количество катастроф и аварий. О том, каково это состояние, судите сами: средний возраст всех вертолетов в военной авиации России сегодня 15-20 лет, а Ми-24 - более 20 лет. 70% вертолетного парка требует незамедлительного ремонта.

В авиапроисшествиях, произошедших из-за отказов техники, потеряно семь самолетов и один вертолет. Причем отказы происходили практически на всех типах самолетов: транспортных (Ил-76мд, Ан-12), учебных (Л-39, МиГ-29уб) и боевых (МиГ-31, Су-27п).

Например, причиной аварии основного транспортного самолета ВВС Российской Федерации Ил-76мд стал пожар в районе закрылков левой консоли крыла, приведший к отказам в работе топливной, гидравлической систем и системы управления закрылками. Пожар в отсеке правого двигателя привел к аварии МиГ-29уб. Усталость металла (усталостное разрушение рабочих лопаток первых ступеней турбины) - причина аварий сразу двух Л-39 и вертолета Ми-24п (усталостное разрушение рычага поворота лопасти несущего винта).

К факторам, определяющим высокий уровень аварийности, Служба безопасности полетов относит также износ аэродромных средств обеспечения безопасности полетов (более половины средств радиолокационного оборудования, связи и навигации эксплуатируется свыше 15 лет и требует списания) и состояние взлетно-посадочных полос. Искусственное покрытие более половины действующих аэродромов превысило установленные сроки эксплуатации.

Специалисты убеждены, что если срочно не принять кардинальных мер, то к 2010 г. военная авиация России будет представлять большую угрозу для собственной страны - для летчиков, пассажиров, всех граждан, над которыми она летает, - чем для вероятного противника. Впрочем, не исключено, что до 2010 г. вообще не останется военной авиации. Потеряв менее чем за три года 55 самолетов и 40 вертолетов, ВВС приобрели лишь единичные экземпляры новой техники. А армейская авиация за последние семь лет и вовсе не получила ни одного нового вертолета.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Бои в зоне СВО и на «курском фронте» по-прежнему ожесточенные

Бои в зоне СВО и на «курском фронте» по-прежнему ожесточенные

Денис Писарев

Экс-представитель Трампа по Украине обозначил возможные условия урегулирования конфликта

0
4216
Региональная политика 30 декабря – 2 января в зеркале Telegram

Региональная политика 30 декабря – 2 января в зеркале Telegram

0
2276
Официальные курсы валют до 9 января 2025 года

Официальные курсы валют до 9 января 2025 года

0
5495
Андрей Быстрицкий. Правила счисления. Навстречу 2025 году

Андрей Быстрицкий. Правила счисления. Навстречу 2025 году

Андрей Быстрицкий

0
7075

Другие новости