0
1400
Газета Армии Интернет-версия

07.03.2003 00:00:00

Москва начинена минами и авиабомбами

Тэги: москва, саперы, бомбы, мины


ГРУППУ разминирования военной комендатуры г. Москвы, дислоцирующуюся в 154-м отдельном комендантском полку, пожалуй, можно считать самым боевым, хотя и немногочисленным подразделением (по штату в нем служат всего 4 офицера и 13 солдат) - лишь в прошлом, 2002 г. саперы группы, работая в столице и ближайшем Подмосковье, обезвредили более 500 боеприпасов, в том числе 5 авиационных бомб. Впрочем, чему удивляться, если выезжать по тревоге приходится ежедневно, зачастую целыми сутками не выходя из машины: ведь сразу же после выезда неожиданно может последовать очередной звонок, что саперов ждут еще и в другом месте.

Причины выездов разные: то необходимо обследовать здания и прилегающую к ним местность на предмет наличия взрывоопасных предметов накануне мероприятий с участием министра обороны или даже руководства страны, то обезвредить взрывоопасные находки времен Великой Отечественной войны, то поступают сигналы о вероятных терактах. Когда дежурный по городу получает информацию, что обнаружено нечто округлое, зеленое, похожее на штатный армейский боеприпас промышленного изготовления, он вызывает группу разминирования комендатуры, если же что-то непонятное, самодельное - пиротехников ФСБ, поскольку саперам военной комендатуры по инструкции категорически запрещено заниматься самодельными взрывными устройствами. К счастью для граждан, в большинстве случаев эти вызовы оказываются ложными. Однако саперы все равно несут круглосуточное дежурство.

"СЮРПРИЗЫ" УЧЕБНЫЕ И БОЕВЫЕ

Если десяток с небольшим лет назад государство осуществляло жесткий контроль за условиями хранения и использования оружия и боеприпасов, то с распадом Советского Союза, повлекшим за собой всплеск межнациональных конфликтов и рост преступности, столицу буквально захлестнуло потоком незаконно используемого взрывоопасного металла. Поэтому с какого-то периода саперы вынуждены были признать, что количество обнаруживаемых и обезвреживаемых современных боеприпасов значительно превышает число такого же рода находок времен Великой Отечественной войны.

Как это ни странно, но на увеличение числа тревожных сигналов повлияла и отмена предмета "начальной военной подготовки" в школах. Раньше военруки-отставники добросовестно вели учет имеющихся у них в оружейных комнатах учебных гранат и инженерных боеприпасов, с отменой же этого школьного предмета все эти оставленные без надзора наглядные пособия расползлись по частным квартирам. А чисто внешне не всякий специалист способен отличить, к примеру, учебную гранату от боевой, особенно если та заржавела со временем.

Конкретных и характерных случаев, подтверждающих вышесказанное, армейские саперы могут привести сколько угодно. К примеру, подъехала как-то тревожная группа разминирования из комендатуры к месту вызова, а им навстречу - милиционер. Подбрасывая на ходу им самим якобы обезвреженную гранату, улыбается: "Ребята, зря приехали! Граната-то учебная - собачка определила". Офицер, старший группы, приняв из рук "знатока" боеприпас (кстати говоря, обезвреживают взрывоопасные находки только офицеры, держа солдат, так сказать "на подхвате", всегда "за спиной"), вынес другой вердикт: "Нет, граната боевая". Страж порядка как-то вдруг моментально побледнел...

Или же обратный случай: приехали саперы, дом отселен и оцеплен милицией, а рядом под легковой машиной-иномаркой лежит мина. Саперы уже издалека видят, что мина учебная, противотанковая - ТМ-62, опасности не представляет. Да и вообще за все последние годы еще ни разу не было случая, чтобы лежащая подобным открытым образом "тээмка" оказалась боевой - какой террорист потащит такую тяжесть в столицу, когда есть более эффективные альтернативные виды уничтожения? Поэтому-то, не доходя до толпящегося неподалеку милицейского начальства, вытаскивает ее с ходу из-под авто офицер-сапер и передает бойцу, чтобы тот отнес боеприпас в машину комендатуры. Сразу же поднимается шум-скандал, подскакивает кинолог-милиционер, пытаясь доказать, что мина боевая - мол, его собака ошибиться не могла. Сапер его спрашивает: "А ты с собакой-то своей занимаешься?" Тот отвечает: "А чего, мол, с ней заниматься? Она у меня и так умная..." Зато солдаты, стоящие рядом со своим командиром и слушающие этот диалог, понимают, что с собакой, натасканной на поиск взрывоопасных веществ, надо ежедневно заниматься: делать закладку учебной противопехотной мины вместе с кусочком тротила - животное непременно должно находить это место, садясь рядом. Порой такие тренировки проводятся и по два раза в день, потому что в противном случае четвероногие саперы уже спустя месяц утрачивают ранее приобретенные навыки.

В другой раз саперов как-то вызвали на Варшавское шоссе, где некие недоброжелатели поставили под машину, стоявшую у одного из домов, коробочку с ржавой гранатой Ф-1. У "эфки" оказалась выдернута и обвязана тонюсенькой ниточкой чека, к которой сверху был приклеен окурок. Ничего не подозревавший водитель сел в авто и преспокойно уехал. Однако коробку с гранатой почти сразу же увидел случайный прохожий, который тут же позвонил в милицию. Прибывшие саперы ввиду того, что граната уже находилась на боевом взводе, вынуждены были взорвать ее в траншее прямо во дворе дома. Водителя спасло лишь то, что некогда зажженная сигарета была "Явой", а потому скоро потухла. Хорошо еще, что первым этот "сюрприз" заметил взрослый человек, а не дети, поскольку радиус сплошного поражения той гранатой составлял 25 м!

СМЕРТОНОСНЫЕ ОТГОЛОСКИ ВОЙНЫ

Если же говорить об обнаруживаемых боеприпасах времен Великой Отечественной войны, то большее беспокойство саперам в Москве доставляет район Хорошево-Мневники. В 30-х гг. прошлого века там находились оружейные склады, и как-то так получилось, что буквально вся эта территория оказалась усеяна артиллерийскими снарядами довоенного изготовления калибра 76 мм, 122 мм и реже - 152 мм, словно кто-то специально ездил и разбрасывал их повсюду. Как такое могло произойти, саперам комендатуры об этом до сих пор ничего не известно. Еще лет 15 назад местные жители к такого рода находкам относились почти равнодушно, как к какому-то заржавленному металлолому, пока однажды дети не собрали несколько боеприпасов в кучу и не разожгли над ними костер...

Неиспользованные и тоже по какой-то причине затерявшиеся отечественные авиационные бомбы и артиллерийские снаряды саперы часто обнаруживают в районе Жулебино - там в прежние времена находился авиационный полигон. В период реконструкции МКАД много неразорвавшихся бомб и снарядов немецкого производства вылезло наружу при проведении дорожно-строительных работ на юге, юго-западе и северо-западе Москвы - в местах ведения боевых действий в годы войны.

А несколько лет назад был и вовсе уникальный случай, когда в районе Смоленской площади возле здания МИДа при строительстве банка "Российский кредит" рабочие вдруг наткнулись на неразорвавшуюся немецкую фугасную авиабомбу весом 250 кг с поврежденным корпусом и смятым взрывателем. И в тот раз на место неожиданного обнаружения прибыли саперы Московской комендатуры. По всем существующим предписаниям бомбу надо было уничтожать на месте, поэтому шуму эта находка наделала немало, собрав воедино с картами-схемами огромное количество разного рода эксплуатационщиков, архитекторов, специалистов, отвечающих за коммуникации, и т.д. Власти уже приняли решение срочно отселять население в этом районе Садового кольца. Однако вероятные разрушительные последствия взрыва было невозможно досконально прогнозировать, поэтому бойцы все же вывезли фугас за пределы города, где и уничтожили.

Время от времени такого рода источниками смертоносных "находок" становятся московские гражданские заводы, производившие когда-то боеприпасы для нужд фронта. Так, тревожным группам разминирования неоднократно приходилось выезжать на территорию завода "Серп и молот" - готовясь к эвакуации в 1941 г., какую-то часть боеприпасов заводчане закапывали. А с улицы Казакова, что пролегает неподалеку от Курского вокзала, саперы комендатуры однажды также вывезли партию полых корпусов артиллерийских снарядов, которые были аккуратно закопаны в одном из подсобных помещений Театра имени Н.В. Гоголя. Кроме того, мелкокалиберные снаряды и минометные мины довольно часто завозятся на строительные площадки Москвы с песком из загородных карьеров. Пик таких обнаружений в основном приходится на весну-лето, когда крупные строительные земляные работы только начинаются. Все эти проржавленные и не совсем боеприпасы вывозятся и уничтожаются саперами на полигоне полевого учебного центра Московского военного округа в подмосковном Алабино.

Однако всю эту трудную и небезопасную работу порой практически сводят на нет так называемые "черные следопыты", или, как их снисходительно называют армейцы - "разминеры". Так, в конце 90-х годов один хваткий товарищ организовал коммерческую фирму по разминированию мест боев в Смоленской и Московской областях. И вроде бы дело-то хорошее, да вот только свозились все эти откопанные и еще взрывоопасные боеприпасы не куда-нибудь, а в Москву! А уж если быть совсем точным - в одно здание на Воронцовской улице в районе Таганки, где находился офис той фирмы. Как выяснилось, у коммерсанта-следопыта была лишь лицензия на разминирование, а на уничтожение - нет. Из этого дома саперы вывезли аж целый грузовик боеприпасов.

ЦЕНА ПРОФЕССИОНАЛИЗМА

Своим сегодняшним статусом группа целиком обязана бывшему начальнику инженерной службы 154-го отдельного комендантского полка - начальнику группы разминирования военной комендатуры г. Москвы подполковнику Николаю Оржиховскому, который добивался того, чтобы организовать группу разминирования в ее сегодняшнем виде. Трудностей было много. Но только лишь после того, как министр обороны самолично увидел и услышал о проблемах саперов комендатуры по телевизору, Оржиховский получил от начальства карт-бланш на организацию полноценной дежурной службы по разминированию. И если недавно саперов приходилось дожидаться часами, то теперь они, как правило, приезжают раньше остальных служб.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
934
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1264
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
970
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
801

Другие новости