0
630
Газета Армии Интернет-версия

30.05.2003 00:00:00

Дедовщину загоняют внутрь армейского организма

Тэги: армия, реформа, контракт, дедовщина


ЦЕНТР стратегических разработок провел "круглый стол" на тему "Переход к новой системе комплектования ВС РФ: проблемы и пути их преодоления", в котором приняли участие ведущие российские военные эксперты, парламентарии, ученые, представители заинтересованных министерств и ведомств. В ходе прошедшего мероприятия констатировалось, что сокращение призывных ресурсов обусловлено целым рядом причин. Это лояльное законодательство, регламентирующее порядок призыва граждан на военную службу, а также постоянное увеличение количества правовых актов, позволяющих молодежи пользоваться правом на отсрочку и освобождение от призыва. Так, Закон СССР "О всеобщей воинской обязанности (1967-1992 гг.) насчитывал 9 таких оснований, Закон Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе" (1993-1998 гг.) - 18, а одноименный федеральный закон 1998 г. - 22 основания.

В обществе и особенно в молодежной среде возрастает негативное отношение к прохождению военной службы по призыву.

По данным Госкомстата России, с конца 1980-х гг. в стране отмечается резкий спад рождения мальчиков. Если в 1988 г. их родилось более 1,2 млн., то в 1995 г. - всего лишь 700 тыс. Неблагоприятна и динамика годности военнослужащих срочной службы, направленных в войска. В 1988 г. считались годными к военной службе без ограничений 96%, а в 2002 г. - всего 46,8% юношей, призванных в армейские ряды.

В целом прогнозируемая укомплектованность ВС РФ солдатами и сержантами имеет стойкую тенденцию к снижению: с 88% в 2006 г. до 52% в 2012 г. Это доказывает, что призывная система комплектования себя во многом дискредитировала и положение с призывом с каждым годом будет все более усложняться. Не случайно, что переход на контрактную службу сегодня является не только одной из ключевых задач военной реформы, но и важнейшей социальной проблемой, затрагивающей интересы десятков миллионов избирателей.

В конце апреля правительство приняло за основу предложения Минобороны по обеспечению комплектования воинских должностей преимущественно военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, и ее финансово-экономическому обоснованию. Вместе с тем военному ведомству было предложено совместно с Минфином, Минэкономразвития, а также заинтересованными органами исполнительной власти доработать проект Федеральной целевой программы (ФЦП) по комплектованию в той части, которая касается выделения средств на денежное довольствие и расквартирование военнослужащих-контрактников.

Как отметили выступающие, при доработке ФЦП увеличен размер надбавки за особые условия боевой подготовки с 1200 до 3300 руб. При этом ее выплату предусматривается производить дифференцированно. В частности, для сержантов предусмотрен более высокий уровень оплаты их воинского труда, что позволит укрепить институт младших командиров. В результате проведенной оптимизации стоимость единовременных затрат на реализацию программных мероприятий по комплектованию 155,3 тыс. должностей солдат и сержантов военнослужащими-контрактниками составила 66,3 млрд. руб., что ниже первоначально представленного варианта на 23,6 млрд. руб.

Но, несмотря на аргументацию МО РФ, позиция Минфина осталась прежней и предусматривает расходы на реализацию ФЦП в сумме 53,3 млрд. руб. При этом в зачет принимаются лишь расходы по повышенному денежному довольствию, строительству общежитий кубрикового типа (для одиноких военнослужащих) и выплаты компенсаций за наем жилья семейным контрактникам.

Однако Минобороны и другие российские силовые ведомства не могут согласиться с мнением Минфина. И причины для этого очевидны. Одной из главных целей ФЦП является создание боеготовых, профессионально подготовленных воинских частей постоянной готовности, способных выполнить боевые и специальные задачи без дополнительного слаживания. В свою очередь, достижение этой цели невозможно без организации полноценной боевой учебы, обеспечивающей контрактникам необходимый профессиональный уровень. На это в 2004-2007 гг. потребуется 2,4 млрд. руб. для приведения учебной материальной базы к соответствующему уровню, и 10,3 млрд. руб. - для обеспечения учебного процесса.

Исключение из ФЦП расходов на указанные мероприятия, как подчеркивали участники круглого стола, фактически приведет к ее срыву. Кроме того, военная организация государства будет иметь более дорогие в содержании воинские части, укомплектованные контрактниками, при сохранении существующего уровня их боевой готовности. В результате расходы на реализацию других программных мероприятий становятся нецелесообразными и экономически неэффективными. Отказ от финансирования работ по совершенствованию оптимизированной до минимального уровня инженерной и социальной инфраструктуры не позволит обеспечить нормальное функционирование объектов казарменно-жилищной зоны и реализовать определенные ФЦП условия размещения военнослужащих.

Недостаточно проработано, как полагают эксперты, и предлагаемое Минфином решение проблемы расквартирования семейных контрактников путем выплаты им компенсации за поднаем жилья. Во-первых, существующая норма компенсации (300-500 руб.) не соответствует стоимости жилья, сложившейся на рынке (600-3000 руб.). Кроме того, при принятии решения об увеличении нормы компенсации, в соответствии с законодательством, ее необходимо распространить и на все другие категории бесквартирных военнослужащих. А это еще дополнительно 90 тыс. человек лишь по одним Вооруженным силам. Во-вторых, размещение семейных контрактников в общежитиях - это инвестиции, позволяющие пополнить казарменно-жилищный фонд МО РФ и решающие проблему расквартирования военнослужащих на длительный период с учетом требований боевой готовности. Определенные же Минфином компенсационные выплаты за наем жилья (по предварительным расчетам 7,1 млрд. руб., которые в течение четырех лет будут выплачены владельцам частного жилого сектора) не только не решат проблему семейных военнослужащих-контрактников даже в краткосрочной перспективе, но фактически будут выброшены на ветер. В-третьих, в подавляющем большинстве пунктов дислокации воинских частей, переводимых на контрактную основу, рынок жилья или незначителен, или вообще отсутствует.

Как можно судить из ежегодного послания президента, за основу выбран план, разработанный в Министерстве обороны. Он предусматривает комплектование на контрактной основе 115 соединений и частей постоянной готовности (155,3 тыс. военнослужащих), в том числе ВС РФ - 131,6 тыс. военнослужащих (72 части постоянной готовности), остальная численность распределяется между МВД, ФПС, ФСЖВ, ФАПСИ и Спецстроем России.

Суммарные расходы федерального бюджета на период 2004-2007 гг. составят 112 млрд. руб., в том числе единовременные затраты на реализацию программных мероприятий - 66,3 млрд. руб. (в 2004 г. - 20,5 млрд. руб.) и дополнительные расходы на текущее содержание воинских частей, переведенных на контракт, - 55,7 млрд. руб. (в 2004 г. - 2,3 млрд. руб.). Реализация предлагаемого варианта позволит, в частности, в течение 2004-2005 гг. практически исключить направление в Чечню солдат и сержантов, проходящих военную службу по призыву, а в период 2004-2007 гг. - осуществить перевод на новую систему комплектования соединений и воинских частей постоянной готовности.

С 2008 г. будет снижен срок военной службы по призыву до одного года. Призывники будут готовиться в учебных воинских частях для получения соответствующей военной специальности.

На "круглом столе" были обнародованы размеры окладов контрактников. Рядовые и сержанты контрактной службы будут разделены на четыре категории в зависимости от выслуги лет и имеющейся квалификации. Ежемесячное денежное довольствие рядового первой категории составит 4200-4264 руб., второй - 6150-6595 руб., третьей - 6904-7095 руб., четвертой категории - 8095 руб. Для командира отделения - 5015-5086 руб., 6965-7462 руб., 7749-7962 руб. и 8962 руб.; для старшины - 6150-6224 руб., 8100-8618 руб., 8896-9118 руб. и 10 118 руб. соответственно. Перевод на новую категорию будет проводиться через каждые три года службы (во вторую категорию - через два года) по результатам аттестации.

Отметим, что перевод на контрактную службу затронет менее четверти призывников. Таким образом, социальные проблемы казармы, и острейшая из них - дедовщина, будут по-прежнему определять статистику правонарушений в ВС РФ.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


К 2030 году власти обещают спустить на воду новый арктический флот

К 2030 году власти обещают спустить на воду новый арктический флот

Ольга Соловьева

Для ускорения работ в правительстве задумались о строительстве еще одной верфи

0
779
В Хакасии конструируют составную партию власти

В Хакасии конструируют составную партию власти

Дарья Гармоненко

Единоросс Сокол предлагает коммунистам выдвинуть в Госдуму кандидата от консенсуса

0
691
Правительству предлагают поднять налоги на жилье

Правительству предлагают поднять налоги на жилье

Михаил Сергеев

Минфин надеется закрыть бюджетную дыру за счет самых богатых

0
1207
Сроки поставок автозапчастей в РФ стали расти с декабря 2023 года

Сроки поставок автозапчастей в РФ стали расти с декабря 2023 года

0
501

Другие новости