0
2807
Газета Армии Интернет-версия

19.09.2003 00:00:00

Длинная рука военного флота

Тэги: ирак, сша, Авианосцы


Анализ скоротечной военной кампании против Ирака неопровержимо подтверждает целесообразность и эффективность стратегической концепции США, в которой большая роль отводится действиям высокоманевренных многоцелевых авианосных соединений, способных решать практически любые задачи на море и обеспечить проведение наступательной операции на континенте.

СТАНОВОЙ ХРЕБЕТ ВМС США

Задача сокрушения в короткий срок вооруженных сил Ирака вызвала необходимость быстрого сосредоточения значительных авиаракетных сил на ближневосточном театре военных действий. Учитывая, что авиабазы США на этом ТВД дислоцируются в нефтяных эмиратах Персидского залива и в Турции, странах, которые могут сократить или вообще запретить их использование, а количество самолетов, сосредоточенных там, недостаточно, руководство приняло решение возложить основную роль в нанесении авиаракетных ударов на авианосные группировки.

Таких группировок было создано две. Первая - в Средиземном и Красном морях, в составе авианосцев "Рузвельт", "Трумэн" и "Нимитц" - около 300 самолетов палубной авиации, 36 надводных кораблей и субмарин. Вторая - в Персидском заливе в составе авианосцев "Констелейшн", "Линкольн", "Китти Хок" и английского "Арк Ройял" - 310 самолетов и вертолетов палубной авиации и более 100 надводных кораблей и субмарин.

Таким образом, эти группировки несли более половины всех боевых самолетов и две трети крылатых ракет, задействованных в операции "Шок и трепет". В сущности, именно они обеспечили господство в воздухе, бесперебойное авиаракетное сопровождение сухопутных войск и подавление большинства важных объектов инфраструктуры и связи. Не возникает сомнений, что, если бы для выполнения этих задач использовались сухопутные базы, то потребовалось бы гораздо больше времени и средств, не говоря уж о дипломатических согласованиях с местными режимами.

По оценке специалистов штаба американских ВМС, более 70% населения земного шара проживает в пределах 350 км береговой зоны Мирового океана, а почти 80% столиц находятся не далее 500 км от его акватории, то есть в пределах прямой досягаемости палубной авиации. Операция "Шок и трепет" лишний раз подтвердила правильность этих расчетов. Сегодня авианосцы - "становой хребет" Военно-морских сил США. Они способны атаковать своими самолетами объекты противника на удалении до 2000 км, то есть в глубоком тылу. Кроме того, важнейшей их особенностью являются возможность контроля над обширными районами океанской акватории и обеспечение сухопутных операций в самых отдаленных регионах планеты.

Ударные авианосные соединения предоставляют администрации США возможность гибкого маневра мощными авиаракетными силами, быстрого сосредоточения их в кризисном районе и атакующих действий там, где нет базовых аэродромов. Сохранение присутствия на передовых рубежах требует, чтобы эти соединения постоянно крейсировали в сравнительной близости от этих регионов. Только авианосная авиация в составе оперативных соединений ВМС, развернутых в передовых зонах, способна обеспечить эффективное решение боевых задач в ходе любого регионального конфликта. Эта задача в новом столетии обеспечивалась тем, что не менее пяти авианосных групп и столько же экспедиционных формирований морской пехоты США были развернуты на отдаленных океанских театрах в готовности к немедленному переходу к боевым действиям.

Но для таких целей необходимы не просто корабли, с палубы которых могли бы взлетать самолеты, а мощные суперсовременные авианосцы. Именно такие были спущены на воду в 60-х гг. прошлого века: "Америка", "Китти Хок", "Констелейшн" и "Кеннеди". Это дизель-электрические корабли, стандартным водоизмещением более 70 тыс. т, которые могут оперировать на расстоянии до 12 тыс. миль без захода в порт для дозаправки. И хотя их параметры позволяют нести мощное авиационное вооружение - до 70 самолетов, но эту мощь сдерживает фактор сравнительно ограниченной дальности плавания.

Устранить такой недостаток были призваны корабли с атомной энергетической установкой. В настоящее время США обладают 9 атомными авианосцами. Все они сошли со стапелей верфи Ньюпорт-Ньюс (штат Вирджиния). Первым был "Энтерпрайз", за ним последовали корабли "Нимитц", "Эйзенхауэр", "Винсон", "Рузвельт", "Линкольн", "Вашингтон", "Стеннис". В достройке находится десятый авианосец "Рональд Рейган", который в текущем году должен сменить "Констелейшн", подлежащий списанию.

Атомные авианосцы имеют преимущество перед дизель-электрическими - они несут полное авиакрыло. По американской терминологии, это соединение, равноценное российской смешанной авиадивизии: около 100 самолетов и вертолетов. В его составе по 20 единиц палубных штурмовиков А-6 "Интрудер", истребителей-бомбардировщиков Ф/А-18 "Хорнет", перехватчиков Ф-14А "Томкэт", 10 противолодочных самолетов "Викинг", еще около 30 самолетов разведки и управления, радиоэлектронной борьбы и вертолетов разного назначения.

В одном вылете ударные самолеты авианосца способны атаковать ядерными ракетами и авиабомбами, общей мощностью равными 3500 "хиросимским", почти любые объекты на планете. В неядерном снаряжении боевая нагрузка ударных машин палубного авиакрыла превышает 160 т тротила.

ОПЕРАТИВНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ

Американские атомные авианосцы не только самые крупные и мощные корабли на планете, но и самые дорогие. Стоимость постройки такого авианосца превышает 5-6 млрд. долл., не считая стоимости самолетов, которые на нем базируются. Поэтому их число намечено довести до десяти и прекратить их строительство, что позволит иметь по-прежнему 12 оперативных соединений, в которых только два авианосца будут дизель-электрическими.

Следует учитывать, что авианосное соединение включает до 10 боевых кораблей различных классов и несколько специальных судов обеспечения. Как правило, в состав такого соединения входят 2 крейсера, 2-3 эсминца, 2-3 фрегата, 1-2 многоцелевые подводные лодки, универсальные транспорты снабжения, танко-десантные корабли и другие суда. Такой состав авианосной группы позволяет ей выполнять целый спектр боевых задач, действуя автономно в течение продолжительной операции.

Многоцелевых авианосцев такого класса нет ни у одной державы. Подавляющее большинство приморских государств, экономически способных к их постройке, ограничиваются созданием легких или средних авианесущих судов.

Исключением является Франция, которая за 13 лет, потратив более 12 млрд. франков, построила атомный авианосец "Шарль де Голль", вошедший в строй два года назад. Легкие современные авианосцы имеют флоты той же Франции ("Клемансо"), Англии ("Инвинсибл", "Илластриес", "Арк Ройял"), Италии ("Джузеппе Гарибальди"). Устаревшие авианесущие корабли приобрели у других стран Индия, Бразилия, Таиланд.

РОССИЙСКИЕ АВИАНОСЦЫ

Советский Союз к строительству авианосцев приступил только в 60-х гг. Тогдашнее кремлевское руководство осознало, что одними лишь ракетами обеспечить свои глобальные устремления невозможно. Было принято решение - строить океанский военный флот. Но проектируемые корабли уже тогда не относились к классу авианосцев, это были авианесущие крейсера.

Первым таким кораблем стал крейсер "Москва", следом вошел в строй однотипный "Ленинград". Оба несли в основном противолодочные вертолеты, но могли принимать и штурмовики вертикального взлета и посадки типа Як-36М. На основании опыта постройки этих кораблей в 1975 г. был сооружен многоцелевой авианесущий крейсер "Киев", имевший в качестве основного вооружения 32 самолета вертикального взлета и посадки Як-38. Через три года в строй вступил однотипный "Минск". За ними последовали еще два корабля этой же серии: "Новороссийск" и "Адмирал Горшков", первоначально названный "Баку".

Наконец, в 1990 г. в строй вступил корабль, по классу равноценный средним многоцелевым авианосцам, хотя в России его считают тяжелым авианесущим крейсером. При закладке он получил наименование "Рига", которое было изменено на "Леонид Брежнев". Однако в строй авианосец вступил как "Тбилиси", а в 1991 г. был переименован на "Адмирал Кузнецов". На нем базировались самолеты горизонтального взлета и посадки. Имея стандартное водоизмещение 55 тыс. т, дальность плавания более 8 тыс. миль, он мог нести 48 палубных самолетов типа Су-27К и МиГ-29К и еще 12 противолодочных вертолетов.

Больше всех прослужил первый из них - "Киев", но в 1995 г. после пожара он был списан. Однотипные "Минск" и "Новороссийск" постепенно деградировали, чему способствовала утрата ремонтной базы в Николаеве и отсутствие береговой инфраструктуры в месте приписки. Ввиду чего и были проданы, как говорится, "на иголки" за рубеж.

"Адмирал Горшков" не продержался в строю и четверти положенного срока службы. После аварии паровых котлов он был поставлен на ремонт в Мурманске. Сегодня наиболее реальной перспективой для этого корабля является продажа Индии, которая планирует использовать его по прямому назначению. Такое отношение к авианесущим кораблям тем более странно, что протяженность российских морских границ составляет около 39 000 км - в два с половиной раза больше, чем сухопутных. Площадь континентального шельфа равна 4,2 млн. кв. км. Для обеспечения безопасности этой акватории авианосные соединения необходимы по определению.

Помимо "Адмирала Кузнецова", в Николаеве были заложены еще два самых крупных в истории российского кораблестроения авианосца: "Варяг" и "Ульяновск". Последний должен был оснащаться атомной энергоустановкой и нести до 80 самолетов и вертолетов. Этот авианосец, по идее, мог вплотную приблизиться к американским гигантам. Но, готовый почти на 20%, после перехода Николаевского завода к Украине в 1992 г. "Ульяновск" был разрезан на металлолом.

Украине же достался и второй авианосец - "Варяг". В отличие от "Ульяновска" он имел более чем 70-процентную готовность и уже спущен был на воду. На его постройку израсходовано более 700 млн. долл. в ценах 80-х гг., но и "Варяг" достраивать не стали. В 1998 г. за 20 млн. долл. он был куплен Китаем и в течение 2001-2002 гг. отбуксирован в Шанхай, где сейчас поставлен на достройку.

Именно наличие авианосцев позволило больше чем вдвое сократить время сосредоточения и развертывания сил, необходимых для успешного выполнения всех оперативных задач в иракской кампании. Практика боевых действий в Ираке подтвердила, что расчеты оказались оправданными.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Георгий Соловьев

За 20 лет своей истории компания вошла в число лидеров региональной энергетики

0
2056
Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
1788
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
2024
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
1703

Другие новости