0
1322
Газета Армии Интернет-версия

30.01.2004 00:00:00

Сергей Иванов вразумляет Анатолия Квашнина

Тэги: иванов, концепция, генштаб, квашнин


На состоявшемся 24 января ежегодном заседании Академии военных наук собралось практически все военное руководство России. Присутствовали министр обороны Республики Беларусь и начальник Генштаба Украины. Российский глава военного ведомства выступал, как посчитали многие, с речью "под занавес". По мнению большинства присутствующих в зале, после президентских выборов Сергея Иванова ждет новое назначение в "верхах".

Во второй половине марта завершается его трехлетний срок пребывания на посту министра обороны России и поэтому закономерно, что Сергей Иванов закруглял свою деятельность военного министра важным итогом - военная реформа в том виде, как она планировалась три года назад, по его мнению закончена. Он резюмировал: "Период коренной перестройки и кардинального реформирования Вооруженных cил завершен, и мы переходим к нормальному военному строительству".

На обыденном языке данный термин означает лишь осуществление каких-то изменений, не выстроенных в единую систему. Численно Вооруженные cилы сократили, но незначительно. Они по-прежнему равны 1 млн. 200 тыс. человек, как и у американцев, хотя российский военный бюджет в 30 раз ниже. Зарплата офицеров на нищенском уровне, денег на боевую подготовку катастрофически не хватает, техника по большей части устаревшая, неуставные отношения процветают.

Конечно, в докладе министра обороны акцент на этом не делался - все же уровень собрания академический - не до мелочей там всяких. А вот узловое звено в решении этих и других армейских проблем он попытался высветить в своей речи.

Впервые он признал, что функции Генштаба тесно переплелись с функциями Министерства обороны. Генштаб де занимается не тем делом, он берет "на себя избыточные административные и управленческие функции в ущерб основным задачам классического Генерального штаба".

Эти слова у сидевших в зале невольно вызвали воспоминания о инспекционных поездках генштабистов с проверкой чего угодно в войсках. Начиная от дисциплины и уставного порядка в казарме и до боевой готовности. Генштаб руководит: тылом, закупкой вооружения, кадрами, да и бог весть чем еще, но только не сосредотачивается на решении тех задач, которые характеризовали бы его как мозг армии. "Перегруженность распределительными обязанностями и управлением обеспечивающими организациями заталкивает Генштаб в русло текущей управленческой рутины, тогда как специалистам высочайшей квалификации, сосредоточенным в Генштабе, требуется каждодневно заниматься вопросами стратегии и оперативного искусства", - особенно отмечал министр. По его мнению, в Генштабе нужен совершенно другой офицер - "офицер с соответствующим уровнем интеллекта и профессионализма". И заключил: "За последние годы многое было утрачено, в целом ситуация более чем серьезная".

А потому, вполне естественно, "недопустимо мало изучаются конфликты и войны современности. В том числе - советский и американский опыт в Афганистане, операция НАТО в Югославии, две войны в Ираке". Стратегические взгляды на конфликты будущего сузились до контртеррористической операции в Чечне. Оперативное мышление свелось к тактическому уровню.

В общем, министр обороны озвучил концепцию, с которой, по-хорошему, ему надо было бы начинать три года назад. Сегодня медленно, но верно Генштаб подминает под себя все силовые структуры страны. А их немало, порядка десяти. Помог ему в этом указ президента # 1058 от 10 сентября 2003 г. В нем прямо указывается, что Генштаб должен обеспечивать "координацию всех действий силовых структур, содержащих военную компоненту". Таким образом функции Минобороны и Генштаба практически сливаются.

А по непреложным законам демократического государства их следовало бы разделить на чисто политические или административные - для Минобороны и непосредственное руководство войсками - для Генштаба. Это одна из составляющих частей принципа гражданского (политического) контроля.

Другое его проявление - самостоятельный выход на главу государства каждой из силовых структур. Их объединение в цельную организацию, даже под эгидой Генштаба, противопоказано истинно демократическим государствам. В России в начале 90-х гг. пытались реализовать модель политического (гражданского) контроля. Однако по прошествии 10 лет все возвращается вновь к почти советской системе, причем периода 50-х гг., когда всех силовиков объединяли Министерство вооруженных сил и Министерство государственной безопасности.

Непосредственно на конференции было сделано официальное предложение новому главе думского комитета по обороне генерал-полковнику Виктору Заварзину разработать законопроект, позволяющий произвести главу военного ведомства в ранг первого заместителя Верховного главнокомандующего. Кроме того, не тянуть с выработкой законов, предписывающих включить в состав российской армии другие военные структуры (МЧС, Внутренние войска и т.п.).

В ответной речи начальник Генштаба генерал армии Анатолий Квашнин никоим образом не высказал согласия с концепцией министра обороны, но и не подверг ее какой-либо критике. Лишь бросил в зал упрек "провидцам, не знающим глубину проблем военного строительства". Понимай как знаешь: то ли критика в адрес Андрея Кокошина, опубликовавшего книгу с позиции демократического строительства Вооруженных сил, то ли в адрес Сергея Иванова и его речи "под занавес".

Так или иначе, но Генштаб не намерен уступать своих позиций. Как и в других вопросах, связанных с военным строительством. Например, уход с политической арены "Союза правых сил" - главного оппонента по созданию профессиональной, контрактной армии - позволил Генштабу поставить точку в этой важнейшей для страны дискуссии. Анатолий Квашнин безапелляционно заявил, что на возможно обозримое будущее призыв будет сохранен и весьма на высоком уровне. До 300 тыс. юношей будут постоянно находится под ружьем. А отсюда вполне естественно возникает проблема развития оборонного сознания в массах и расширение "патриотического воспитания" в общенациональном масштабе. Пропагандистским органам Вооруженных сил поставлена соответствующая задача, готовится очередная концепция воспитания в армии и на флоте.

Российский Генштаб не внял назиданиям министра. Генерал Квашнин то и дело извлекал обветшалый лозунг о "военной угрозе" и необходимости "удвоить население страны". Иначе, дескать, врагов Отечества не одолеть. В завершение начальник Генштаба Анатолий Квашнин повелел всем подчиненным в своих штабах и кабинетах вывесить его любимый лозунг, звучащий довольно двусмысленно: "Нет ближе и роднее для командира и начальника Отечества и солдата".

***

В ближайших номерах "НВО" будут опубликованы основные выступления участников собрания АВН.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

0
2976
Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Владимир Полканов

С чем российские компании едут на очередную конференцию ООН по климату

0
3420
«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

Василий Матвеев

0
2502
Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
4431

Другие новости