0
1085
Газета Армии Интернет-версия

06.02.2004 00:00:00

"Ночная" битва на мировом рынке авиавооружений

Тэги: вертолет, ми24пн, модернизация


В конце января в Ростове-на-Дону на предприятии "Роствертол" российским Военно-воздушным силам были переданы пять модернизированных вертолетов Ми-24ПН. Церемония подписания акта гендиректором "Роствертола" Борисом Слюсарем и главнокомандующим ВВС генерал-полковником Владимиром Михайловым прошла в лучших традициях презентаций "высококачественного военного товара". Сообщалось, что модернизированные машины отвечают всем современным требованиям и вполне сопоставимы с западными аналогами, в частности с американским вертолетом "Апач". У вертолетчиков же и у ряда военных специалистов осталось от всей этой однодневной шумихи чувство определенного недоумения. Было заметно, что подчеркнутая помпезность передачи модернизированных Ми-24, представленных чуть ли не техникой последнего, пятого поколения, предназначалась больше не для "внутреннего пользования", а с расчетом на заинтересованность потенциального зарубежного потребителя. Всячески рекламировались достоинства обновленных геликоптеров, а генеральный конструктор АО "Московский вертолетный завод (МВЗ) им. Миля" Алексей Самусенко даже объявил примерную цену серийного Ми-28Н - около 12 млн. долларов. В то время как в кулуарах мероприятия говорили о том, что тот же модифицированный "Апач" стоит 14 млн.

Неловкость ситуации заключается даже не в том, что Ми-24, модернизируясь, находятся в боевом строю вот уже 30 лет (первая машина взлетела в 1969 г.), а в том, что в ближайшие годы российские ВВС просто не смогут их купить. Директор Центра анализа, стратегии и технологий Руслан Пухов в комментарии "НВО" сказал, что "в настоящий момент Министерство обороны из-за отсутствия средств остановило свой выбор на самой дешевой версии Ми-24". И это отнюдь не Ми-24ПН.

Неоднозначно отнесся к ситуации и бывший командующий армейской авиацией генерал-полковник Виталий Павлов. Впрочем, на его взгляд, "Ми-24ПН - это первая ласточка, которую нужно поддержать в полете". Он убежден, что данной акцией Россия показала, что отстает теперь "от американцев, итальянцев или южноафриканцев максимум на два-три-четыре года", в то время как еще недавно этот разрыв составлял 15-20 лет. Этот вывод военный эксперт делает из того факта, что "впервые ночным оснащением Ми-24 мы начали заниматься в 1995 году, когда был дан старт первым научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам (НИОКР) и были вложены первые деньги. А американцы уже работали по этому направлению - я сидел в кабине их первого "Апача" - с 1990 года". Об "Апаче" профессиональный генерал-вертолетчик в комментарии для "НВО" отозвался так: "Это "голубь мира" против Ми-24. Ми-24 по всем показателям его бил и будет бить!" Лишь когда "Апач" модернизировали в "Лонг Боу", только тогда, на взгляд Павлова, он стал сопоставим с Ми-24 и даже превосходить его. Но теперь у нас есть Ми-24ПН и уже создан Ми-28Н.

Характеристики Ми-24ПН на первый взгляд действительно впечатляют. На нем установлен бортовой комплекс радиоэлектронного оборудования БРЭО-24 и ночная тепловизионная прицельная подсистема наведения "Зарево". БРЭО обеспечивает кpуглосуточность боевого использования с применением всех штатных систем вооружения, пилотирование в ночных условиях на высотах 50-200 метров, высокую точность навигации за счет использования в составе БРЭО цифровой карты местности. Из оружия Ми-24ПН "несет" противотанковый ракетный комплекс с высокоточными ракетами "Штурм" или "Атака" круглосуточного применения, блоки с неуправляемыми реактивными снарядами (НУРС), а также встроенное и подвесное стрелково-пушечное вооружение, включая несъемную подвижную пушечную установку НППУ-23 с 23-мм пушкой ГШ-23. Подвесное вооружение вертолета может включать до 16 противотанковых управляемых реактивных снарядов 9М-120, 9М-120Ф или 9М-114, до 10 НУРС С-13, до 80 НУРС С-8, комплект подвесных пушечных установок - 450 снарядов, несколько управляемых ракет класса "воздух-воздух". Боевая эффективность модернизированного вертолета, по мнению его создателей, в 1,5-1,7 раза выше по сравнению с базовым Ми-24.

Между тем другой авиаэксперт "НВО", пожелавший не афишировать свое имя, сказал, что "новый" Ми-24 - это "если уже и не косметический аналог "простого" Ми-24, то, во всяком случае, не очень далеко ушел от него. Ведь Россия в последние годы вкладывала минимальные средства в НИОКР, в то время как те же США за аналогичное время вложили в свои программы модернизации авиатехники 100 млрд. долларов". Кроме того, концепция даже "новейшего" Ми-28Н (которым, по словам главкома Михайлова, в будущем будет оснащен весь парк ударных вертолетов) закладывалась еще лет 15 назад и каких-то особых изменений не претерпела. В то время как уже требуется разрабатывать и внедрять новое поколение бортового оборудования.

Что же касается модернизированного американского "Апача", то, по мнению эксперта, - это действительно машина, отвечающая современным требованиям, в то время как наши конструкторы и генералы выдают те же модернизированные Ми-24 или самолеты Су-27СМ и Су-34 за авиатехнику чуть ли не пятого поколения. Ведь технические характеристики того же Ми-24ПН, а тем более Ми-28Н (которых построено всего два, к концу года ожидается "сдача" третьего, и все они только еще проходят летные испытания) надо еще подтвердить. Причем не только в ходе полигонных испытаний (пятерка модернизированных ростовских вертолетов направляется сейчас в 344-й Центр боевого применения и переучивания летного состава армейской авиации в Торжок, Тверская область), но и в боевых условиях. Тогда как американский усовершенствованный "всепогодник" "Апач" уже зарекомендовал себя в войне в Персидском заливе, Ираке, Афганистане и продолжает модернизироваться с учетом этого.

В настоящее время парк ударных боевых вертолетов Ми-24П составляет более 620 машин. Ночных же Ми-24ПН всего 7. Данные же по современным "Апачам" измеряются в сотнях единиц и, таким образом, соотношение явно не в пользу России. По словам того же генконструктора МВЗ им. Миля Алексея Самусенко, серьезная загрузка у "Роствертола" по тому же Ми-28Н будет лишь до 2015 года.

2015 год - это очень отдаленная перспектива. Тем более что отечественные ВВС закупать "по многу" вертолетов в год не смогут. Поэтому ясно, что милевцы будут стремиться продать свою авиатехнику за рубеж. Именно в этом и был главный смысл торжественной передачи в Ростове-на-Дону пятерки Ми-24ПН. Это была даже не пиар-, это - реклам-акция. Алексей Самусенко уже заявил, что средства, затраченные "Роствертолом" на изготовление Ми-28Н будут возвращаться предприятию при серийных продажах. А такие продажи сегодня в России невозможны.

Кстати, производство "Апачей" для армии США прекращено в 1994 году. Зато в 2007-м в строй вступит первая эскадрилья "Команчей" - настоящих вертолетов XXI века.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Эн+ успешно прошла отопительный сезон

Эн+ успешно прошла отопительный сезон

Ярослав Вилков

0
312
Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
1331
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1961
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
1367

Другие новости