0
1341
Газета Армии Интернет-версия

09.04.2004 00:00:00

Математическое моделирование показывает, что гладко не получится

Эдуард Воробьев

Об авторе: Эдуард Аркадьевич Воробьев - генерал-полковник запаса.
Виталий Иванович Цымбал - полковник в отставке, доктор технических наук, профессор, заведующий лабораторией военной экономики Института экономики переходного периода.

Тэги: армия, контракт, моделирование, исследование, прогнозы


Постановлением правительства РФ # 523 от 25 августа 2003 г. была утверждена Федеральная целевая программа (ФЦП) "Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей" на 2004-2007 годы.

Реализация принятой ФЦП предполагает перевод на контрактную службу солдат, матросов, сержантов и старшин в соединениях и воинских частях постоянной готовности (ПГ) Вооруженных сил РФ, частях пограничных войск и внутренних войск МВД. В результате численность контрактников указанной категории в этих соединениях и частях к 2008 г. возрастет с 22,1 тысячи человек до 147,6 тысячи человек. Это должно повысить боевую готовность указанных соединений и воинских частей, исключит направление военнослужащих по призыву для прохождения военной службы в горячих точках, а значит, снизит напряжение в обществе. Выполнение программы должно создать также предпосылки для сокращения с 2008 г. срока военной службы по призыву до одного года. На реализацию программы предусматриваются средства из федерального бюджета в размере 79091,65 млн. рублей.

25 февраля 2004 года в Институте экономики переходного периода состоялся семинар, главная цель которого формулировалась так: выработать научно обоснованные рекомендации, способствующие наращиванию положительных результатов начавшегося масштабного перехода на контрактную систему комплектования, парированию возможных негативных последствий и уточнению рационального облика новой системы комплектования.

В докладе, с которым выступил один из авторов данной статьи, было рассказано о результатах математического моделирования, позволившего проанализировать военно-экономические и социально-экономические последствия перехода военной организации России на новую систему комплектования.

Оценки осуществлены не только на программном периоде 2004-2007 гг., но и за его пределами, поскольку последствия (особенно социально-экономические) у такого рода программ, как правило, являются долговременными. Некоторые из них проявляются только при анализе процессов на интервале до 2011 г. (включительно), а многие требуют рассмотрения на гораздо большую глубину (до 2035 г.). Это необходимо прежде всего для анализа динамики мобилизационных ресурсов, а также расходов, которые связаны с уходом контрактников из военной организации, обеспечением их жильем и пенсионным обеспечением.

ЧТО ПОКАЗАЛО МОДЕЛИРОВАНИЕ

Начнем с того, что изменение количества контрактников в военной организации РФ характеризуется не только их увеличением в воинских частях постоянной готовности (ПГ), но и сокращением вне ПГ. Вне частей ПГ количество контрактников будет убывать с нынешним темпом (около 5% численности ежегодно) или даже более интенсивно, поскольку стимулы к службе по контракту распространяются только на воинские части ПГ. Главный вывод из анализа этой части результатов моделирования таков: при сохранении нынешних темпов даже к 2012 г. общее количество контрактников не достигнет количества, достаточного для военной организации РФ. Достаточным считалось количество, во-первых, превышающее по боевой способности нынешний показатель, и во-вторых, такое, чтобы нужное количество восполняемых контрактников (после истечения сроков службы по контракту) можно было отобрать из военнослужащих, призванных на сокращенную по сроку службу, причем на конкурсных условиях.

Напомним, что и контрактник волен продлить или не продлить контракт, и для военной организации он может стать нужным или ненужным. По результатам моделирования выработана следующая рекомендация, совпавшая с опытом некоторых государств, перешедших к добровольной службе комплектования. Кадровую политику в отношении контрактников надо строить так, чтобы по истечении очередного срока приблизительно половина контрактников уходила, вторая половина продолжала служить. На это должны быть ориентированы организационно-штатная структура, система переподготовки и система разнообразных стимулов, делающих выгодным как продолжение службы по контракту - для тех, у кого она лучше получается, - так и возвращение к гражданской жизни с весомым набором преференций.

Особо значимым, как показало моделирование, является количество тех контрактников, которые перешагнут за рубеж десятилетней выслуги и останутся на службе как профессионалы до предельного срока.

Дело в том, что в рамках нынешнего законодательства может появиться значительное количество лиц, которые после 10-12 лет службы станут правообладателями ряда существенных преференций, в частности, при некоторых условиях - жилья в собственность и пенсий. Если соответствующие законоположения не поправить, а кадровую политику пустить на самотек, то вскоре может произойти ежегодное увеличение очереди бесквартирных военнослужащих, имеющих право на получение жилья в собственность, с оценочной интенсивностью до 15 тысяч человек в год. Учитывая размер существующей в настоящее время очереди (до 170 тысяч человек) и нынешние темпы ее пополнения офицерами и прапорщиками (более 30 тысяч человек в год), нетрудно понять, что это резко усложнит и так трудно решаемую проблему.

В ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ЯМЕ

Это произойдет не скоро. А вот другие проблемы могут возникнуть уже в 2008 г., и связаны они с возможностями набора военнослужащих на службу по призыву после сокращения ее продолжительности. Скорее всего, если не форсировать ФЦП, после 2007 г. придется отказаться от 100% укомплектованности военной организации или от сокращения срока службы. Моделирование динамики военнослужащих РМКС, служащих по призыву в военной организации РФ, показало, что "провал" численности в период 2008-2009 гг. может оказаться значительным даже при отмене практически всех отсрочек.

Проанализирована и динамика мобилизационного ресурса. Здесь налицо снижение как абсолютной, так и эффективной численности. Однако при ускорении перехода на добровольный принцип комплектования по контракту может выручить более благоприятное соотношение категорий лиц, которые будут находиться в мобилизационном ресурсе первой категории. Из 3-4 человек в этом ресурсе один будет опытным контрактником.

Особую группу показателей составляют расходы на содержание военнослужащих рядового и младшего состава (РМКС) в период перехода и после его завершения. Они посчитаны в соответствии с бюджетной классификацией. Общий вывод таков: запланированный в ФЦП переход, а тем более его ускорение - дорогостоящи, но посильны для нынешней экономики страны. Экономить расходы в каждом бюджетном году надо. Но точно так же не следует перекладывать груз ответственности за нынешние реформы на потомков, которым мы можем оставить выполнение пенсионных, жилищных и иных обязательств.

Ежегодные расходы общества на призыв молодежи в состав военной организации, рассматриваемые как своеобразный "налог", а также размеры противоправного "откупа" от военной службы достаточно велики. Но если сопоставить их с "доходами", которые принесут контрактники обществу, то баланс при разумной кадровой политике может сложиться в пользу общества.

Особо следует отметить, что переход на службу по контракту будет полезен для региональных и местных бюджетов, куда будут поступать соответствующие налоги, взимаемые с военнослужащих. Это может разрешить многие проблемы на месте дислокации воинских частей.

ЧЕГО ЖДАТЬ?

Во-первых, подтверждение благотворных перемен. Несмотря на то что в результате осуществления ФЦП мы всего лишь приблизимся к количеству контрактников РМКС, которое у нас было в середине 90-х годов, начало осуществления новой попытки перехода на добровольную службу по контракту является положительным явлением.

Принципиальным отличием начатого осуществления ФЦП от предыстории является создание соединений и воинских частей, укомплектованных полностью и исключительно по контракту, причем для решения тех задач, которые нынешнему военно-политическому руководству государства представляются наиболее важными.

В то же время к концу осуществления ФЦП мы получим приращение военного эффекта от этой программы только для небольшого количества воинских частей постоянной готовности. В остальных воинских частях (в том числе и несущих боевое дежурство) стимулы для продолжения службы снизятся, количество контрактников и младших офицеров скорее всего будет сокращаться. Это может сделать последствия ФЦП для военной организации РФ негативными.

Не менее, а для общества даже более значимым является второе из принятых решений - сокращение продолжительности службы по призыву не менее чем вдвое по сравнению с нынешней продолжительностью.

Однако радикальность этого решения общество, вынужденное отдавать молодых граждан для прохождения военной службы по призыву, признает лишь после того, как изменится предназначение и характер этой службы.

Сохранение многих действующих законоположений (в частности, по кадровой политике в отношении РМКС, по статусу контрактников в сопоставлении с прапорщиками и мичманами, по обеспечению жильем и некоторым другим преференциям) далее недопустимо. Соответствующие законоположения должны быть пересмотрены до начала массового набора контрактников в военную организацию. Промедление чревато огромными затратами средств, непосильными даже для отдаленной перспективы страны.

Это делает задачу активизации перехода к добровольной системе комплектования необходимо важной. С существенной разницей: министр назвал "активизацией перевода ВС на контрактную основу" саму ФЦП и ее реализацию. Если же исходить из задач всей военной организации и требований общества, то настоящей активизацией должно стать дальнейшее ускорение перехода к добровольной системе комплектования, сверх планов-графиков принятой ФЦП, никоим образом не отменяя их.

В реализации такого сценария активизации перехода на добровольный принцип комплектования нет ничего невозможного. Поправки к закону о воинской обязанности и военной службе, а также к другим законам и правовым нормам, определяющим принципиально новый порядок прохождения военной службы в РФ, могут быть приняты в течение нескольких месяцев. Концепция поправок ясна.

При разработке новой законодательной базы необходимо добиться, чтобы одновременно с существенным сокращением продолжительности службы по призыву изменилось ее содержание, предназначение и условия прохождения. В этом случае вопрос об уклонении от военной службы потеряет свою актуальность. Естественно, пропадет питательная среда для многих криминальных структур, опоясавших систему призыва, а также для ряда противоправных деяний в самой военной организации.

СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ

Главным материальным фактором привлекательности военной службы должен стать размер оплатывоинского труда. Как показали социологические исследования, он должен на 10-20% превышать среднюю зарплату по стране с учетом специфики и опасностей, присущих военной службе. Соответствующие надбавки должны гарантировать конкурентоспособность военной организации РФ по сравнению с другими работодателями. Это положение декларировалось при обосновании ФЦП и должно быть распространено на всех контрактников. Как показали расчеты, расходы на переход к предлагаемой системе комплектования в этом случае сравнительно невелики и посильны для российской экономики.

Необходимая сеть учебных воинских частей или центров подготовки военно-обученного резерва для всей военной организации РФ может быть создана в течение ближайших лет на базе:

- существующих учебных воинских частей (учебных центров, отрядов, школ, комбинатов, команд, флотских экипажей) и соединений;

- подлежащих сокращению боевых и "кадрированных" воинских частей, баз хранения и некоторых военно-учебных заведений, которые в настоящее время избыточно готовят офицерские кадры.

Создание окружных учебных центров, начатое Генеральным штабом ВС РФ, - явление знаменательное. Но этого мало.

Стало настоятельно необходимым одновременно с сокращением продолжительности службы по призыву ввести все учебные воинские части (центры) в общую систему военного образования как обязательную начальную ступень, в том числе и для той части гражданской молодежи, которая принимает решение о поступлении в высшие военные учебные заведения. Заодно так можно будет отсечь "хитрецов", принимающих это решение только ради освобождения от призыва.

При этом руководящий и преподавательский состав всех военных учебных заведений не должен быть ущемлен в своем социальном и служебном положении. Более того, кадры преподавателей и инструкторов должны быть поставлены в привилегированное положение, поскольку на них ляжет всесторонняя подготовка как тех граждан, которые будут состоять в резерве, так и тех, которые пожелают продолжить военную службу по контракту после выпуска из центров подготовки резерва.

Отметим, что системы подготовки военно-обученных специалистов и службы в регулярных войсках (силах) становятся гибко связанными между собой. Это облегчает управление процессами их преобразований. Важно лишь, чтобы количество обученных военному делу было достаточным для организации конкурса среди желающих служить и отбора достойных.

В период преобразования системы комплектования военной организации РФ должна быть осуществлена перестройка деятельности военных комиссариатов, приспособления их к работе по новой системе комплектования.

Политика в отношении набора и удержания военнослужащих на службе по контракту должна иметь целью пребывание их на должностях солдат (матросов) или сержантов (старшин) в физиологически оптимальном возрасте - не старше 35 лет. Средняя продолжительность службы контрактников должна быть близкой к 6 годам. Этот срок был в свое время рекомендован Шарлем де Голлем и подтвержден опытом зарубежных государств. Общее время службы по контракту на должностях рядового и младшего командного состава, как отмечалось, не должно превышать 10 лет. При приближении к этому сроку службы и положительной аттестации военнослужащему должна быть предоставлена возможность пройти переподготовку и стать либо младшим офицером, либо прапорщиком (мичманом).

Рассмотрение и научно обоснованная оценка этих и иных предложений по активизации перехода на новую систему комплектования и по парированию нежелательных последствий представляются нам необходимыми. Математическая модель позволяет утверждать, что такая оценка осуществима.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1204
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3199
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1809
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2143

Другие новости