0
1013
Газета Армии Интернет-версия

16.07.2004 00:00:00

"Бэкфайры" держат под ядерным прицелом Россию

Тэги: ТУ22МЗ, Бэкфайры, катастрофа


Специалисты 13 НИИ МО, закончившие расшифровку данных "черных ящиков" потерпевшего 8 июля катастрофу бомбардировщика Ту-22М3, вынесли свой окончательный вердикт - катастрофа произошла по причине отказа бортового генератора. В результате самолет оказался полностью обесточенным, потерял управление, а экипаж не смог катапультироваться.

Это первый случай, когда катастрофа ТУ-22М3 была предана гласности. Оказывается, подобных катастроф было две. Об этом рассказал "НВО" бывший главком ВВС России (1991-98 гг.) генерал армии Петр Дейнекин.

Первая произошла в 30-й Воздушной армии (ВА) в Забайкалье в середине 80-х годов. Тогда разбился экипаж летчика первого класса, командира полка полковника Бориса Карповского, его сменил Джохар Дудаев. Комиссия, расследовавшая причины катастрофы, в своих выводах записала, что причиной гибели экипажа стало попадание машины в мощный грозовой фронт, и фактически "спрятала истинные причины катастрофы - не в воду, а в грозу". Однако на самом деле, как заявил Петр Дейнекин, истинной причиной мог быть отказ системы энергоснабжения и командир воздушного корабля просто не имел возможности катапультировать экипаж, хотя самолет в момент возникновения отказа находился на высоте 11 тыс. метров.

Вторая катастрофа произошла в конце 80-х годов в 46-й ВА. Под Мелитополем Ту-22М заместителя командира дивизии полковника Логунова, "врезался в украинский чернозем". В этом случае было однозначно установлено, что причиной аварии стал отказ системы энергоснабжения.

Генерал Дейнекин 30 лет назад командовал первым полком стратегических бомбардировщиков ТУ-22М. В то время устранялись основные недостатки этого самолета. Но некоторые остались и по сей день. К их числу относится самая загадочная - сбои в системе электропитания.

Как пояснил генерал, все системы бомбардировщика имеют двух- и трехкратное резервирование, а системы, обеспечивающие посадку, даже четырехкратное. Бортовые системы бомбардировщика питаются четырьмя генераторами, и в случае аварии или выхода из строя одного или нескольких генераторов от бортовой сети отключается часть оборудования. Казалось бы, все предусмотрено. Но все системы бомбардировщика управляются электронными системами и гидравликой с электроприводами. Мускульный усилий пилотов при переходе на ручное управление просто не хватает. При падении напряжения в бортовый сети тяжелая машина превращается в "падающий танк". Кроме того, при снижении напряжения до уровня ниже 18 вольт не срабатывает система сброса аварийных люков. Экипаж становится заложником неисправной машины - люки катапультирования невозможно открыть вручную.

На это неоднократно указывалось конструкторам самолета, но выводов никаких не делалось. Видимо, срабатывал негласный принцип: экипаж должен бороться за выживаемость машины с ядерным оружием на борту до самого последнего мгновения.

Серия машин ТУ-22М предназначена для борьбы с авианосными группировками противника и крупными наземными целями. В этих целях она несет на своем борту несколько крылатых ракет в ядерном снаряжении. Их мощность сопоставима с ядерными бомбами, сброшенными на Хиросиму и Нагасаки.

ТУ-22М3, потерпевший катастрофу 8 июля, не имел на борту оружия массового поражения - вылет был учебный. Однако с 1974 г. эти самолеты сделали много тысяч вылетов в полном боевом снаряжении через территорию России в Мировой океан. И каждый из них был потенциально опасен не столько для вероятного противника, сколько для населения советских территорий, над которыми пролегал маршрут.

Ядерная катастрофа над Мировым океаном оказалась бы менее болезненной, чем над населенными пунктами собственного отечества. Видно, не напрасно американские моряки в мирное время боялись советских "Бэкфайров" (классификация НАТО), хотя следовало бы боятся нам - людям страны, где производится и эксплуатируется этот самолет.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Генпрокурор Краснов станет председателем Верховного суда РФ

Генпрокурор Краснов станет председателем Верховного суда РФ

Иван Родин

Волна кадровых перемещений затронет и иные специальные ведомства и органы

0
376
Оптовая цена бензина снижается, а дефицит – нарастает

Оптовая цена бензина снижается, а дефицит – нарастает

Михаил Сергеев

Литр АИ-95 в некоторых субъектах Федерации продается дороже 200 рублей

0
445
Сетью государственных юрбюро накрыли уже 65 регионов

Сетью государственных юрбюро накрыли уже 65 регионов

Екатерина Трифонова

Бесплатная правовая помощь по-прежнему доходит не до всех, кому положено

0
336
Китайцы субсидируют российских автолюбителей

Китайцы субсидируют российских автолюбителей

Анастасия Башкатова

До 80% машин, поставляемых из КНР, реализуются по льготным ставкам или в рассрочку

0
391

Другие новости