0
5725
Газета Армии Интернет-версия

06.08.2004 00:00:00

Американская армия сегодня

Марк Штейнберг

Об авторе: Марк Штейнберг - независимый журналист, Нью-Йорк.

Тэги: сша, армия, пентагон


Вооруженные силы Соединенных Штатов в начале ХХI века являются наиболее мощной военной структурой на планете. По своей организации они существенно отличаются от армий других стран. В настоящее время насчитывают около 1 млн. 400 тыс. профессиональных военных, служат в них только добровольцы-контрактники. В состав вооруженных сил входит также организованный резерв: Национальная гвардия и резерв 1-й очереди - всего 1 млн. 230 тыс. человек.

Высшее командование американских вооруженных сил безусловно и полностью подчинено гражданскому руководству. Верховным главнокомандующим является президент США, в состав его администрации входит Министерство обороны, которому подчиняются три малых министерства: армии, военно-морского флота и военно-воздушных сил. Каждый из этих видов вооруженных сил представлен главкомом (начальником штаба) в Объединенном комитете начальников штабов. Главкомы подчиняются своим министрам, а председатель Объединенного комитета (четырехзвездный генерал Ричард Майерс) - министру обороны Дональду Рамсфелду. В состав Объединенного комитета входят также главнокомандующие еще четырех отдельных видов войск: Объединенного стратегического командования, Корпуса морской пехоты, Командования специальных операций и Службы береговой охраны.

ОРГАНИЗАЦИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ

Армия (сухопутные войска) - наиболее многочисленный вид вооруженных сил США. В регулярных войсках 485 тыс. солдат и офицеров, входящих в состав 8 пехотных и бронетанковых дивизий, воздушно-десантного корпуса (две дивизии), 11 отдельных бригад и большого количества частей боевого обеспечения. Только две трети этих войск дислоцированы на территории США, остальные - за ее пределами, в основном - в Европе и Азии.

Как видим, регулярные части армии сравнительно невелики, если учесть масштабность их задач - по численности они занимают лишь девятое место среди сухопутных войск других стран. Тем более велика роль резервных компонентов. Они состоят из боеготового резерва - 420 тыс. человек и Национальной гвардии - 362 тыс.: 8 строевых, 12 учебных дивизий и 15 бригад в 2700 отдельных пунктах страны. По структуре они аналогичны регулярным войскам, но Национальная гвардия в мирное время подчиняется губернаторам тех штатов, где дислоцированы ее подразделения.

Основное оснащение армии состоит из 7650 танков, 6800 боевых машин пехоты, 14 300 бронетранспортеров, 1500 буксируемых и 2100 самоходных орудий, 1000 установок залпового огня, 3200 самоходных зенитных и противотанковых ракетных комплексов, более 50 000 переносных противотанковых и зенитных ракет, 300 самолетов, 4600 вертолетов и 50 амфибийных кораблей.

Главком (начальник штаба армии) - генерал Питер Шумейкер.

Военно-морской флот является вторым по численности компонентом вооруженных сил США. Он насчитывает 400 тыс. офицеров и матросов и состоит из пяти региональных флотов: 2-го атлантического, 3-го и 7-го тихоокеанских, 5-го индийского и 6-го средиземноморского. В составе этих флотов свыше 500 надводных и подводных боевых кораблей, в том числе 27 ракетных крейсеров, 57 ракетных эсминцев и 33 фрегата

Основу всех региональных флотов США составляют ударные оперативные группы, ядром которых являются многоцелевые авианосцы. Они позволяют осуществлять стратегию присутствия на передовых рубежах в океанской акватории планеты.

В составе ВМС 12 ударных оперативных групп, каждая состоит из 16-18 боевых кораблей - крейсеров, эсминцев и подлодок. Авианосец в группе один, а всего в строю их тоже 12, атомных - 10, дизель-электрических - 2. Это самые крупные боевые корабли в мире. Они несут так называемое "крыло" - дивизию палубной авиации - около 100 самолетов, в том числе - 70 бомбардировщиков, штурмовиков и перехватчиков, а также противолодочных и разведывательных машин.

Дальность плавания дизель-электрического авианосца - более 12 тыс. миль, атомного - практически неограниченна. Самолеты палубной авиации способны нанести удар по любому объекту противника на удалении до 2 тыс. км от береговой черты. Эти самолеты могут нести ракеты и бомбы как в обычном, так и в ядерном снаряжении.

В авиации ВМС 12 палубных и 9 базовых авиакрыльев: 1800 самолетов, 600 вертолетов разных типов и модификаций.

Другим основным компонентом американских ВМС являются подводные лодки. По своему оперативному предназначению они подразделяются на ударные ракетно-ядерные, многоцелевые и специальные. Ударные подчиняются Объединенному стратегическому командованию. Многоцелевые входят в состав региональных флотов, их насчитывается 57, в основном это субмарины класса "Лос-Анджелес", вооруженные крылатыми ракетами, торпедами и минами.

В боеготовом резерве ВМС находятся 196 тыс. матросов и офицеров и около 300 подводных и надводных кораблей всех классов, в том числе три авианосца.

Главком (начальник штаба) ВМС адмирал Вернон Кларк.

Военно-воздушные силы насчитывают в регулярном составе 367 тыс. солдат и офицеров и еще 176 тыс. - в боеготовом резерве и Национальной гвардии. Они подразделяются на оперативные командования: тактическое, разведывательное, транспортное и ПВО страны. Самым крупным является тактическое командование - свыше 5 тыс. боевых самолетов, половина которых дислоцируется за пределами США. Основу авиационного парка составляют высотные перехватчики Ф-15, истребители-бомбардировщики Ф-16 и армейские штурмовики А-10.

Второе место по численности занимает командование ПВО, насчитывающее в США и за их пределами более 3 тыс. истребителей, в основном это модификации самолета Ф-15. Командование разведки оснащено машинами 7 типов. Их общее количество - 700 самолетов, но главную роль играют высотные разведчики У-2 и РС-135, а также машины дальнего радиолокационного обнаружения типа "Хокай" и "Орион". Около тысячи тяжелых транспортных самолетов входит в состав транспортного командования. Главкомом ВВС (начальником штаба) вот уже пять лет является генерал Рональд Фогльман.

Основой глобального могущества Соединенных Штатов является Объединенное стратегическое командование (ОСК), которым командует адмирал Джон Эллис, штаб на авиабазе Оффут (шт. Небраска). Самой мощной частью американской ядерной "триады" считается морская компонента. В ее составе две эскадры подводных ракетоносцев: атлантическая (10 кораблей, база бухта Кингс Бей) и тихоокеанская (8 кораблей, база порт Бангор).

Все эти субмарины являются подводными ракетными крейсерами класса "Огайо". Они способны нести по 24 межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) подводного старта типа "Трайдент-2", снаряженных 10 боеголовками индивидуального нацеливания каждая. Одним залпом обе эскадры могут запустить 428 МБР, несущих 2784 боеголовки мощностью от 100 до 475 килотонн по тротиловому эквиваленту каждая (от 7 до 25 "хиросим" соответственно).

Наземные силы состоят из носителей, входящих в состав Боевого космического командования (БКК). В его группировке 550 МБР: 50 - типа "Пискипер-МХ" и 500 - типа "Минитмен-3". Все эти ракеты размещены в шахтных пусковых установках, которые дислоцируются в трех позиционных районах вокруг авиабаз Майнот, Мальстрем и Уоррен. МБР "Пискипер" несут по десять боеголовок, "Минитмен-3" - по три боеголовки. В одном залпе все наземные носители способны поднять 1300 боеголовок индивидуального нацеливания.

Воздушные силы представлены Боевым авиационным командованием (БАК). В его шести авиакрыльях (соединениях типа дивизии) в строю находятся 210 стратегических бомбардировщиков: около ста самолетов Б-52н, 93Б-1В и 21 радионевидимый Б-2а. В одном вылете все бомбардировщики БАК способны доставить до цели около 1600 авиабомб и крылатых ракет с моноблочными боезарядами.

Всего же в арсенале стратегической ядерной триады США на 1 января 2004 г. было оперативно развернуто 6150 боеприпасов различной мощности. В соответствии с достигнутым 14 мая 2002 г. соглашением между США и Россией о радикальном сокращении арсеналов оперативно развертываемых ядерных боеголовок к 2012 г. до 1700 единиц для каждой из сторон, Соединенные Штаты сегодня формируют облик и структуру будущих ядерных сил и параллельно осуществляют их модернизацию и реконструкцию.

Корпус морской пехоты является мощным автономным видом вооруженных сил, который, благодаря отборному личному составу, современному вооружению и высокой мобильности, способен к выполнению стратегических задач на самых удаленных театрах военных действий.

Ударный потенциал корпуса по своей мощи превосходит армии большинства стран планеты. В нем 171 тыс. человек - 4 экспедиционных дивизии морской пехоты и 4 специальных авиакрыла, включающие 400 танков, более 2 000 боевых плавающих бронемашин и около 2 200 орудий и минометов, а также 473 самолета и 660 ударных и транспортно-десантных вертолетов. В боеготовом резерве корпуса находится еще одна дивизия морской пехоты и авиакрыло. Командует корпусом так называемый комендант морской пехоты генерал Майкл Хейдж.

Самостоятельным компонентом американских вооруженных сил является Командование специальных операций (КСО), во главе него находится четырехзвездный генерал Брайан Браун. Кстати, этот генерал - единственный в США командующий, который уполномочен самостоятельно разрабатывать бюджет вверенных ему войск. Для всех остальных это делает Министерство финансов.

КСО насчитывает более 47 тыс. солдат, матросов и офицеров. Оно состоит из трех основных формирований рейнджеров - сухопутных, морских и воздушных. Кроме кадровых частей подразделения спецназовцев имеются в боеготовом резерве и Национальной гвардии.

Оперативное предназначение всех рейнджерских формирований весьма широко. В него входят: стратегическая и тактическая разведка, рейдовые операции, организация повстанческих, партизанских и диверсионно-террористических действий, оказание помощи иностранным союзникам в обеспечении их внутренней безопасности, борьба с актами терроризма и центрами международных организаций боевиков, поисково-спасательные операции.

Сухопутные подразделения "зеленых беретов" дислоцируются в основном в Форт Брэгг, где расположен их учебный центр, 75-й полк рейнджеров, пять боевых групп и оперативный отряд особого назначения "Дельта".

Основные формирования морского спецназа дислоцированы на острове Коронадо близ г. Сан-Диего (шт. Калифорния). Там находятся две оперативные группы и две эскадры специальных транспортных средств. В их составе шесть команд боевых пловцов, которые по традиции именуются "морскими котиками". На Коронадо находится база подразделений морских львов (сивучей) и дельфинов. Эти животные обучены поиску и обезвреживанию мин, установке подрывных зарядов и борьбе с подводными диверсантами противника.

В распоряжении командования специальных операций имеются две оперативных и три тактических группы "воздушных" рейнджеров, за которыми закреплены три авиакрыла для их доставки в район действий. Их штаб и основная база дислоцированы в Херлберт Филд (шт. Флорида), и они готовы к вылету по тревоге не более чем через три часа.

Последним компонентом вооруженных сил является Служба береговой охраны (СБО). По своему официальному статусу она подчинена Министерству транспорта, однако, несмотря на это, считается самостоятельным родом войск и относится к вооруженным силам. СБО насчитывает около 38 тыс. военнослужащих и 8 тыс. гражданских сотрудников. Организационно подразделяется на две зоны - атлантическую и тихоокеанскую. В корабельном составе 45 патрульных кораблей, 100 патрульных катеров, 2 ледокола и около 50 судов других классов, а также 43 самолета и 127 вертолетов.

ПРОБЛЕМЫ ЖЕНСКОГО КОНТИНГЕНТА

Одной из важнейших особенностей американских вооруженных сил является наличие среди личного состава всех родов и видов войск большого числа женщин, куда их принимают практически без ограничений. Сегодня женщины служат: в сухопутных войсках - 62 тыс., в военно-воздушных силах - 66 тыс., на флоте - 59 тыс., в морской пехоте - 10 тыс., в Объединенном стратегическом командовании - 5 тыс. и даже в рейнджерских группах - около тысячи женщин. Всего же их 177 тыс. - 14,5% личного состава.

Среди офицеров женщин - 33 500, в процентном отношении даже больше, чем среди рядовых. В том числе старших офицеров (от майора до полковника) - 15%, 12 генералов и адмиралов. Лидируют морячки - 3 контр-адмирала и один вице-адмирал, которую зовут Катерина Лафтон. В марте 1999 г. Клинтон подписал приказ о присвоении чина генерал-лейтенанта заместителю начальника штаба армии по разведке Клаудии Кеннеди, и она стала первой женщиной в американской истории, носящей три звездочки на генеральских погонах. Недавно начальником разведки ВМС стала Розанна Левитр, которой присвоено звание старшего контр-адмирала (2 звезды).

Законом от 1991 г. Конгресс отменил запрет на участие женщин в наземных операциях, разрешив им занимать любые должности, кроме тех, которые требуют физического контакта с противником, поднятия больших тяжестей или связаны со службой на подводных лодках.

Однако под давлением феминистских организаций Пентагон в виде исключения разрешил в 1994 г. служить женщинам в боевых подразделениях и даже в рейнджерских группах. Но современные суфражистки не угомонились и требуют полного равноправия.

Естественно, 177 тыс. женщин в войсках - на суше, на море и в воздухе не могли не вызвать большого количества проблем в американских вооруженных силах. Связаны они с особенностями женской физиологии, психики и взаимоотношений личного состава в подразделениях, где женщины служат вместе с мужчинами.

ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

Кроме женщин, определенную озабоченность Пентагона вызывает то обстоятельство, что более трети пополнения вооруженных сил в последние пять лет составляют афроамериканцы, уроженцы Латинской Америки и стран Юго-Восточной Азии. Мотивация у представителей этих этносов иная, чем у женщин. Для них сравнительно низкие военные оклады представляются вполне достаточными. Кроме того, военная служба престижна, обеспечивает пристойную пенсию и немалые социальные льготы. А главное - возможность получить американское гражданство в гораздо более короткий срок, чем на "гражданке". Что же касается физических нагрузок, то именно к ним эта категория новобранцев наиболее привычна.

По данным Стокгольмского института проблем мира (СИПРИ), в начале 2004 г. расово-этнический состав американских вооруженных сил выглядит так: белые американцы - 58,7%, негры - 26,4%, латиноамериканцы - 8,1%, прочие - 6,8%, в том числе - до 20 тыс. мусульман. Такое соотношение отнюдь не отражает пропорциональное положение этих этносов в американском обществе.

Почти 2% американских солдат - иностранцы, то есть те, кто имеет право на постоянное местожительство в США ("гринкард"), не являясь их гражданином. Таких в вооруженных силах более 37 тыс. В большинстве своем это латиноамериканцы. Судя по всему, уже в ближайшее время поток должен увеличиться, потому что для солдата срок получения американского гражданства составляет три года, то есть почти вдвое меньший по сравнению со стандартным.

Есть и еще одна проблема. По данным интернет-портала Министерства обороны США, в 2003 г. в рядах американских вооруженных сил служили более 16 тыс. солдат, о гражданстве которых не имеется конкретных сведений. Почти все они служат в пехоте - 9 тыс. - и на военно-морском флоте - более 6,5 тыс. При всей изощренности компьютерного учета в США до сих пор неясна их этническая и религиозная принадлежность.

Вторая война в Ираке не выявила сколько-нибудь показательных фактов очевидного превосходства белых солдат и офицеров над остальными. Возникает, однако, проблема - как проявят себя эти солдаты в других сражениях ХХI века, которые будут вестись на виртуальном уровне и потребуют от одиночного бойца высокого интеллекта и самостоятельности на поле боя. Между тем показатель интеллекта в целом по стране наиболее низок как раз у афро- и латиноамериканцев.

А белые мужчины идут в армию все реже и реже. Объясняется это несоответствием оплаты военных с ее уровнем на "гражданке". Бесспорно, что нынешнее состояние американской экономики пока еще представляет для белых мужчин множество шансов добиться устойчивого благосостояния, работы, не связанной с изнурительным физическим трудом, ограничениями в быту и риском для жизни.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Ипполит 1.0

Ипполит 1.0

«НГ-EL»

Соавторство с нейросетью, юбилеи, лучшие книги и прочие литературные итоги 2024 года

0
595
Будем в улицах скрипеть

Будем в улицах скрипеть

Галина Романовская

поэзия, память, есенин, александр блок, хакасия

0
313
Заметались вороны на голом верху

Заметались вороны на голом верху

Людмила Осокина

Вечер литературно-музыкального клуба «Поэтическая строка»

0
273
Перейти к речи шамана

Перейти к речи шамана

Переводчики собрались в Ленинке, не дожидаясь возвращения маятника

0
310

Другие новости