Украина с 1992 года шла практически на ощупь в деле строительства своих вооруженных сил и только спустя пять лет, в декабре 1996 года, была принята государственная программа строительства Вооруженных сил Украины (ВСУ), где окончательно определена структура вооруженных сил, количество видов вооруженных сил и общая численность армии. Нынче украинский истеблишмент видит решение государственных проблем в сокращении вооруженных сил. Военная реформа давно превратилась в бутафорию, а сокращение - в реальность.
Удивительно, но основным глашатаем сокращения армии выступает министр обороны Украины. Может, это вызвано тем, что министр обороны гражданский. Вероятно, политики оказались отравлены духом пацифизма. Не очень разбираясь в военных дела, они всецело положились на цивильного министра обороны и анклав гражданских, осваивающих Минобороны Украины.
Перевод МО Украины на гражданские рельсы начался. В перспективе аппарат Министерства обороны будет иметь численность в 1300 человек, из них планируется иметь до 80% гражданских. Весьма интересным представляется назначение 15 сентября 2003 года первой женщины на высокую должность в военном ведомстве. Валентина Гошовская (кстати, бывшая соратница бывшего министра обороны Евгения Марчука по Совету национальной безопасности и обороны, где она занимала должность заместителя секретаря СНБО) стала первым заместителем министра обороны по вопросам гуманитарной политики и по связям с Верховной Радой.
Четыре заместителя министра - цивильные, в том числе два первых зама. Одному генерал-лейтенанту Валерию Мунтияну, вероятно, не очень уютно в компании гражданских, поэтому на сайте Минобороны он тоже в цивильном.
МО быстро обросло не свойственной для Украины терминологией - "департамент", "логистика". Вероятно, переход от управлений к департаментам сильно повысил качество управления. Но пока доминирует терминология "сокращение", "расформирование", "увольнение" и, конечно, "социальная защита" (на бумаге). Одним словом, Вооруженные силы Украины оказались в своеобразной мясорубке, которая перемалывает некогда сверхвооруженную украинскую армию.
Это подтверждает разрекламированный Министерством обороны "Стратегический оборонный бюллетень", получивший высокую оценку как в Пентагоне, так и в Брюсселе. Правда, непонятно, при чем здесь они, или мы уже вступили НАТО? Подчеркиваю - бюллетень одобрили не в Украине, а за границей.
Министр обороны Евгений Марчук, теперь уже бывший, презентовал в конце июля "Стратегический оборонный бюллетень" Украины, другое название - "Белая книга". В Украине ее мало кто читал и слабо представляет, что же мы делаем в области обороны нашего государства. По большому счету, книга проникнута идеей не повышения боевого потенциала ВС Украины, а беспрецедентного сокращения.
Если на 1 января 1992 года в армии было 720,0 тыс. человек, то на 1 января 2000 года - 310,0 тыс. человек, а на 1 января 2004 года - 265 тыс. человек. К концу 2005 года численность вооруженных сил будет менее 200,0 тыс. человек. За эти годы был сокращен и гражданский персонал со 180 тыс. человек до 89,5 тыс. человек. А ведь это потерянные рабочие места и людей нужно трудоустраивать. Сокращаются, естественно, и вооружение, и военная техника.
А ведь обвальное сокращение личного состава создает дополнительные социальные проблемы, которые так и не решаются. До сих пор пасынками МО Украины остаются офицеры и генералы, уволенные в 1991-1992 годах, получающие пенсию в 3-5 раз меньше, чем уволенные сегодня.
В книге утверждается, что радикальное, всестороннее обеспечение реформирования войск (сил), приведение их в соответствие с современными требованиями становится первоочередной задачей государства. Однако это реформирование должно быть цивилизованным, с учетом всех факторов, основным из которых является социальный, а также недопущение потери боеспособности ВС Украины. Посылка вроде правильная, но как это будет делаться, попытаемся вникнуть глубже.
Что касается других воинских формирований государства, то они насчитывают: Государственная пограничная служба Украины - 50 000 человек, в том числе 42 000 военнослужащих; внутренние войска МВД Украины - 43 200 человек, в том числе 41 450 военнослужащих; Силы Министерства Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций - 82 100 человек, в том числе 53 900 военнослужащих. По численности военнослужащих эти формирования будут составлять 137 350 человек, приближаясь к численности ВС Украины.
В обзоре утверждается, что переход на трехвидовые вооруженные силы намного лучше будет отвечать обеспечению национальной безопасности и обороны, а также будет содействовать участию в объединенных и многонациональных операциях. Очевидно, тем, кто писал этот бюллетень, не мешало бы напомнить, что в соответствии со статьей 17 Конституции Украины: "...Оборона Украины, защита ее суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности возлагаются на Вооруженные силы Украины... Государство обеспечивает социальную защиту граждан Украины, которые находятся на службе в Вооруженных силах Украины и в других воинских формированиях, а также членов их семей". Как видим, Конституция четко определяет задачи ВС Украины и речь идет не о каких-то операциях, а о защите государства.
А вывод ошеломляющий: результаты оборонного обзора в Украине показывают, что при общей численности около 90-100 тысяч человек (около 70-75 тысяч человек военнослужащих и 20-25 тысяч лиц гражданского персонала) ВС Украины будут иметь возможность эффективно выполнять поставленные задачи. Непонятно, правда, откуда такая уверенность, из чего это следует и каким образом получены эти цифры. Направления и пути развития ВС Украины предполагают, что в 2015 году численность танков составит 700-800, ББМ - 1700-1800, артсистем - 700-800, самолетов - 150-200. При численности личного состава 90-100 тысяч.
Появляется в Украине новый вид вооруженных сил - так называемые Воздушные силы (ранее были ПВО, в отдельных странах ПВО и ВВС). Мы объединяем ПВО и ВВС и, естественно, даем новое название. Напомню, что по данным зарубежной печати, на охране воздушного пространства Украины в начале 1990-х годов было развернуто 150-175 стартовых позиций ЗРК. Нынче планируется иметь в составе ВС 20-23 тысячи личного состава, в том числе 18-20 тысяч военнослужащих. На вооружении будет: боевых самолетов - 120, транспортных, специальных и учебных - около 20 единиц, зенитных ракетных комплексов - 15.
Это очередной развал системы, причем самой что ни есть оборонительной.
Всего два слова "противовоздушная оборона", но как они важны для государства. По сути, в случае агрессии ПВО сегодня определяет жизнеспособность государства. Представьте себе, что в УССР и на заре нашей независимости один зенитный ракетный комплекс прикрывал 3450-4020 кв. км. После реорганизации один комплекс будет прикрывать 40 000 кв. км. В 10 раз уменьшается число ЗРК и утверждается, что безопасность государства возрастает.
Сокращается 5 зенитных ракетных бригад, три бригады переформируются в полки, расформируются 12 зенитных ракетных полков. Формируются Воздушные командования "Запад" и "Юг", но 2009 году они уже расформируются. Также формируются в этом году командования тактических групп ПВО, а в 2009 и 2010 годах они расформировываются. И самое удивительное - никто не говорит, во что выльются эти прожекты и насколько снизится боевой потенциал Воздушных сил.
И так по всему обзору. Обхохочешься, когда читаешь о перспективах ВМФ. Ну, такого не бывает никогда! При количественном сокращении корабельного состава с 30 до 18 кораблей и катеров "существенно увеличится боевой потенциал ВМС"! Может, ученые от Минобороны Украины объяснят, за счет чего это будет достигнуто? Но весь мир знает, что две дымовые шашки дают больше дыма, чем одна. А здесь, сократив численный состав ВМС в 1,67 раза, увеличили боевой потенциал.
Перлы стратегической мысли можно было бы перечислять до бесконечности, но все же стоит отметить еще некоторые моменты обзора. Во-первых, только предполагается сделать армию боеспособной к 2015 году. А что же было в прошедшие 13 лет или нас просто дурачили?
Во-вторых, планируется увеличить минимальные сроки выслуги в воинском звании и максимальные сроки пребывания в воинском звании. Хотя полковники и генералы будут, как всегда, продвигаться с минимальными сроками. Для полковников этот срок составляет 2 года.
В-третьих, планируется увеличить затраты на потребности обороны к 2015 году в 3 раза (до 17,186 миллиарда гривен против нынешних 5,658 миллиарда гривен). Что, естественно, кроме как прожектерством не назовешь. Уже само по себе увеличение ВВП в 2 раза не позволит выделить указанную сумму на оборону. Значит, мы снова в плену иллюзий.
И последнее. Понятно, что сокращение ВС требует адекватного сокращения и других структур, причастных к оборонной сфере. Так, само функционирование ОПК остается под вопросом. Ибо оборонная промышленность не может существовать без своего военного компонента. Нет армии - значит, нет и ОПК.
Не говорю уже о том, что военное образование на пути к окончательному захоронению. Закрыть проще всего, но восстановить практически невозможно. Подтверждением этому является закрытие в свое время единственных не только в Украине, но и в Союзе уникальных училищ, которые легко могли быть переформированы в гражданские вузы.
В армии всегда было так, что при всякой реформе рос и чиновничий аппарат. Так, в МО Украины для планирования и контроля создан Департамент стратегического планирования, а для внедрения разработанных планов временно введена должность заместителя Министра обороны Украины по вопросам реформирования ВС Украины - начальника Генеральной инспекции МО Украины. Эту должность занял генерал-полковник Александр Затынайко. Он будет нести персональную ответственность за решение всего комплекса задач, связанных с реформированием и развитием ВС. Предполагается создать аппарат для осуществления повседневной координации выполнения вопросов с соответствующими учреждениями.
Временно будет введена должность первого заместителя начальника ГШ ВС Украины по реформированию войск (сил), который будет нести персональную ответственность за непосредственное качественное выполнение запланированных мероприятий по реструктуризации ВС. Для всестороннего решения вопросов социальной защиты персонала ВС Украины, а также тех, кто освобождается из их рядов, создаются: в МО Украины - Департамент по вопросам гуманитарного и социального развития; в ГШ ВС Украины - Главное управление по вопросам гуманитарного и социального развития; соответствующие структуры по вертикали будут также созданы в объединениях, соединениях и военных частях всех звеньев управления ВСУ.
Как видим, практически начался процесс демилитаризации государства. Опасное это явление. Ибо государство без армии, что справка без печати. Нет более надежной опоры у государства, чем армия. В то время как каждая партия жаждет только власти и не более. Макиавеллиевская сентенция: у вас будут надежные союзники, если у вас надежные войска - остается актуальной и сегодня.