С октября ведется активная дискуссия по поводу очередного сокращения численности Российской армии. Вызываются обоснованные опасения, что очередная "оптимизация" численности Вооруженных сил РФ может привести к сокращению наиболее боеспособных частей и соединений.
Вместе с тем сегодня в ВС РФ существуют значительные резервы сокращения как численности личного состава, так и расходов на его содержание. Для этого необходимо рассмотреть проблему соответствия званий офицерского состава занимаемым должностям и ответственности за принимаемые решения. Особенно это касается старшего офицерского состава - полковников и подполковников.
Воинские звания полковник и подполковник были введены в Российской армии в начале XVII века и соответствовали должностям командира полка и помощника командира полка. В настоящее время звания офицеров обеспечивающих структур Российских ВС по сравнению с подразделениями постоянной боевой готовности не соответствуют занимаемым должностям.
Так, например, начальник военной кафедры в гражданском вузе имеет звание полковника. При этом у него в подчинении не более 20-30 человек преподавательского состава и 1-2 единиц автомобильной техники.
В то же время в подразделениях постоянной готовности у полковника, как правило, это командир полка или бригады, в непосредственном подчинении находятся сотни человек личного состава, десятки единиц боевой техники, большое количество оружия и боеприпасов, материального имущества. Командир полка или бригады несет огромную ответственность за принимаемые решения.
Следует отметить, что в званиях полковника и подполковника может быть и обычный преподаватель военной кафедры. При этом объем ответственности ограничивается, как говорят войсковые офицеры, "рабочим столом и ключами от сейфа".
Очевидно, что объем решаемых задач и ответственность за принимаемые решения рассматриваемых категорий офицеров неравноценен. Однако офицеры военных кафедр получают денежное содержание, вещевое и продовольственное обеспечение, надбавки за секретность, напряженность, премиальные наравне с войсковыми.
Создаются неравные условия прохождения службы офицеров в частях постоянной готовности и на военных кафедрах, в военных училищах. Один может спокойно, в "тепличных условиях" кафедры или училища дослужится до полковника, а другому для получения следующего воинского звания необходимо все время "пахать": выполнять поставленные вышестоящим командованием задачи, поддерживать в готовности боевую технику, соблюдать дисциплину в подчиненном подразделении, меры безопасности, не допускать травмы, увечья, гибель личного состава. И, может быть, только тогда войсковой офицер получит следующее звание.
Другая категория военнослужащих - военные представители Министерства обороны (МО) на предприятиях ОПК. Здесь ситуация доходит вообще до абсурда. Человек, всю жизнь проработавший на предприятии ОПК, никогда не служивший в армии и пару раз в молодости надевший военную форму, получает к сорока годам звание полковника. Естественно, подобные "военные" у войсковых офицеров вызывают раздражение. Поэтому каждый раз, когда военпреды приходят в войсковую часть за вещевым довольствием, их спрашивают: "Зачем вам нужна военная форма? Вы ее все равно не носите". На что следует неизменный ответ: "Положено". То же самое касается сотрудников военкоматов, многочисленных пресс-служб и других обеспечивающих структур ВС.
Рассматриваемая проблема характерна и для подразделений постоянной боевой готовности. Так, в ВМФ командирами кораблей пр. 956 "Сарыч" и пр. 1239 "Сивуч" являются капитаны 1 ранга. Но один командует эсминцем водоизмещением 7940 т с экипажем 320 человек, а другой - малым ракетным кораблем на воздушной подушке водоизмещением 1260 т с экипажем 67 человек. С точки зрения здравого смысла, командир корабля пр. 1239 должен иметь звание на одну-две ступени ниже.
Несоответствие званий занимаемым должностям особенно очевидно при сравнении ВС современной России с советским периодом. Это касается в первую очередь высшего офицерского состава. Звания и количество российских адмиралов и генералов уже давно не соответствуют современным реалиям.
В середине 80-х годов боевой состав ВМФ СССР насчитывал 192 атомные подводные лодки (в т.ч. 60 ракетных подводных крейсеров стратегического назначения), 183 дизельные подводные лодки, 5 авианесущих крейсеров, 138 крейсеров, эсминцев, больших противолодочных и сторожевых кораблей, более 1000 кораблей ближней морской зоны и боевых катеров. Логично, что должность главнокомандующего ВМФ СССР соответствовала званию "адмирал флота" (с 1985 по 1991 год главкомом ВМФ СССР был адмирал флота Владимир Чернавин).
Сейчас, когда боевой состав флота сократился в 7-8 раз, фактически отсутствуют морские стратегические ядерные силы, катастрофически низок уровень боевой подготовки личного состава, главнокомандующим российским ВМФ остается адмирал флота.
Многие в российских ВС прекрасно понимают сложившуюся ситуацию. Бывший командующий морской авиацией БФ генерал-лейтенант запаса Виктор Сокерин в публикации "Крылатая падчерица" ("НВО" # 38, 2004 г.) подчеркнул: "В его (начальника ВВС и ПВО БФ. - А.П.) подчинении боевых частей больше, чем у начальников ВВС СФ и ТОФ вместе взятых, но у тех тарифный разряд по должности 44-й, у начальника ВВС и ПВО БФ - 41-й".
Понимает это и высшее военное руководство страны. Так, в одном интервью начальник тыла ВС РФ генерал армии Владимир Исаков сказал: "Это сейчас мы привыкли на три машины чуть ли не полковника назначать старшим, а тогда (во времена СССР. - А.П.) колоннами (это 62 грузовых автомобиля и около десятка обеспечивающих машин) командовали командиры рот в званиях лейтенантов и старших лейтенантов".
Тем не менее со стороны высшего военного руководства не предпринимаются меры по приведению в соответствие званий офицерского состава занимаемым должностям. И это объяснимо, поскольку их высокие воинские звания обусловлены соответствующими званиями подчиненных, то есть не может вышестоящий начальник иметь звание на две ступени выше, чем у его подчиненных. Вот и "штампуются" генералы и адмиралы, полковники и капитаны 1 ранга.
Все это приводит к "проеданию" выделяемых на национальную оборону средств; излишнему дублированию в командном звене; расколу офицерского корпуса как в подразделениях постоянной боевой готовности, так и между различными структурами ВС; падению престижа военной службы.
Необходимо провести реорганизацию ВС РФ, направленную на приведение в соответствие званий офицерского состава занимаемым должностям, исходя из реального количества подчиненных частей, подразделений и ответственности за принимаемые решения с замещением части офицерских должностей гражданскими специалистами. Это касается в первую очередь обеспечивающих структур ВС (сотрудники военных кафедр, военкоматов, пресс-служб, военных представительств МО, преподавательский состав военных училищ и другие категории военнослужащих). Под гражданскими специалистами следует понимать уволенных в запас офицеров, достигших предельного возраста пребывания на военной службе или получивших тяжелые ранения и увечья в горячих точках.
Реорганизация ВС позволит решить следующие задачи. Во-первых, значительно сократить расходы на содержание личного состава без уменьшения боеспособности ВС (расходы на содержание офицера в 3-4 раза выше, чем на гражданского специалиста); во-вторых, ликвидировать излишнее дублирование в командном звене и повысить уровень централизации в управлении ВС; в-третьих, ликвидировать раскол офицерского корпуса в подразделениях постоянной боевой готовности и между различными структурами ВС; в-четвертых, позволяет создать эффективную систему трудоустройства увольняемых в запас указанных категорий военнослужащих (существующие программы МО по трудоустройству и переподготовке увольняемых в запас военнослужащих несостоятельны), что снизит социальную напряженность в обществе (следование принципу "армия своих не бросает"); в-пятых, повысить престиж военной службы.
Россия не единственная страна, сталкивающаяся с подобными проблемами. В конце прошлого века в ВМС Мексики высшее командное звено включало 13 адмиралов, 90 вице-адмиралов и 185 контр-адмиралов, то есть по 2 адмирала на корабль (корабельный состав ВМС Мексики на 2000 год: 3 эсминца, 8 фрегатов, 42 патрульных корабля, 65 патрульных катеров, 5 десантных кораблей, 21 вспомогательное судно). С приходом в 2000 году к власти новой администрации в Мексике началось сокращение высшего командного состава ВМС до 3 адмиралов, 11 вице-адмиралов и 28 контр-адмиралов.
Как свидетельствует мировой опыт, штатная реорганизация является самым первым и самым важным этапом в реформировании ВС. Без ее проведения не стоит надеяться на скорое возрождение военной мощи России.