-Владимир Анатольевич, в должности правительственного защитника людей в погонах вы уже более двух месяцев. Срок более или менее достаточный для того, чтобы сделать оценки. Каковы они на фоне происходящего с проблемой денежной компенсации отобранных у военнослужащих льгот?
- Когда меня назначали на должность помощника премьера, то и президент, и особенно глава правительства поручили мне вместе с аппаратом правительства, министерствами самым детальным и тщательным образом оценить этот довольно значимый вопрос о социальной защищенности военнослужащих. Тот анализ, который был проведен с ноября, показывает, что за последние годы, к сожалению, произошло вымывание федерального закона о статусе военнослужащих.
В последние годы предпринимались меры, чтобы улучшить социальное положение служивых людей. Однако результаты проведенного федерального мониторинга показывают, что меры эти, увы, не привели к ожидаемым результатам. Сегодня 28% военнослужащих реально находятся за чертой бедности, в то время как по России этот показатель составляет 20%. А учитывая то, что в 2004 году не была проведена индексация денежного довольствия военнослужащих, отменен целый ряд положений закона об их статусе (50-процентная оплата жилья и телефона, освобождение от подоходного налога), включая и привязку должностных окладов к величине минимального размера оплаты труда, социальное положение солдат и сержантов контрактной службы, прапорщиков, офицеров и генералов еще более ухудшилось. А последнее нововведение - отменена бесплатного проезда на городском и пригородном транспорте - еще более усугубило их социальную защищенность, особенно это сказывается на военнослужащих рядового и сержантского состава. Да и на младших и старших офицерах.
- В ваш аппарат помощника уже поступали обращения военнослужащих по этому поводу?
- Да, звонки по этому поводу в новогодние праздники в структуру, которую я возглавляю, поступали неоднократно, на этой почве уже были инциденты.
Приведу примеры по Москве. Так, взвод солдат из части, дислоцирующейся в Теплом Стане, должен был ехать для исполнения своих служебных обязанностей в центр столицы. Контролер метро у турникетов их в метро не пустил. Тогда они его, мягко говоря, отодвинули в сторону и прошли. При этом милиционеры по охране метрополитена на этой станции выступили на стороне солдат. То есть конфликт возник там, где он в принципе не должен быть. Государство призвало человека служить, а он по известным возникшим причинам, о которых мы говорим, не может выполнять свои служебные обязанности.
Даже и международный аспект проявился. Взвод почетного караула, который должен был присутствовать при встрече иностранной делегации, также не пустили в метро. В этом случае солдаты развернулись и вернулись в казарму...
- Что вы можете сказать по поводу 120-процентной (вместо 70-процентной) надбавки за сложность, введенной с 1 января, которая, по замыслу правительства, должна была бы компенсировать все эти транспортные и другие, теперь "безльготные", издержки военнослужащих?
- Эти 120%, увы, не покрывают все отмененные льготы. В особенно большом проигрыше оказались мегаполисы - Москва с Подмосковьем и Санкт-Петербург, а также города-миллионники и областные центры, где действуют несколько видов транспорта и проезд из дома на работу и обратно лишает людей немалой части их семейных бюджетов. При этом государство слабо контролирует тарифообразование, а это напрямую влияет на квартплату и другие цены.
Возьмем конкретного офицера - капитана, командира мотострелковой роты - это, скажем так, основная, базовая должность в армии. Я лично производил расчеты. В денежном выражении эти 120%, если, конечно, капитан будет их получать, "дадут" ему 1018 рублей. Совершенно очевидно, что, в каком бы регионе, в каком бы населенном пункте он ни служил, эта тысяча с небольшим не решит проблем данного офицера, лишившегося всех "городских" льгот, и денежное довольствие которого не было проиндексировано с учетом инфляции.
Но это лишь одна сторона. Надо смотреть шире. Эти "большие" надбавки никак не влияют на пенсию уходящего в запас военнослужащего. Как известно, она высчитывается лишь из удельного веса звания и должности, в которых он состоял на день увольнения. Сегодня эта сумма, то есть "стоимость" звания и должности, составляет в среднем лишь 27% общего месячного дохода человека с ружьем. То есть уходящий на пенсию военнослужащий социально защищен еще слабее. А это все - уже к вопросу об обеспечении "привлекательности", "престижности" военной службы, о чем в последнее время мы на всех уровнях говорим. Это - к вопросу о нашем стремлении создать к 2008 году контрактную армию.
- Вы хотите высказать пессимистический прогноз в этом отношении?
- Думаю, ни один военный, генерал ли, лейтенант, не против создания такой армии.
Но то, что мы сегодня наблюдаем┘ В этом смысле мы не приближаемся к профессиональной армии, а, наоборот, от нее удаляемся.
Для меня сегодня совершенно очевидно - прогнозирую это с высокой степенью вероятности, - что с падением престижа военной службы из-за отмены льгот и ряда других аспектов будут проблемы именно с привлечением военнослужащих по контракту, прежде всего солдат и сержантов. С такой же степенью вероятности могу сказать, что начнется отток младших офицеров. Думаю, никому не надо объяснять, что они - завтрашний день армии. Сегодня и старших-то офицеров, как показывает практика, удерживает в армии только возможность получения жилья. Но после обретения крыши над головой армейские ряды сразу оставляют примерно 50% майоров, подполковников и полковников.
Внутри самой армейской структуры в силу происходящего тоже наблюдаются весьма негативные последствия. В последнее время все заметнее теряется авторитет командиров. Это происходит из-за того, что в армии, организации, где принцип единоначалия является основополагающим, подчиненные винят командиров в том, что те не заботятся об улучшении условий их службы. Но командиры сами поставлены в такое положение. Они и рады бы что-то сделать для подчиненных, да не имеют для этого ни возможностей, ни средств. Это приводит к тому, что вслед за потерей престижа военной службы теряется престиж самого государства: ведь военная служба признана у нас особым видом государственной службы. Которую, получается, государство в социальном смысле не обеспечивает или обеспечивает очень слабо.
Я говорю обо всем этом в широком смысле. Мои слова надо относить не только к военнослужащим Министерства обороны, но и к правоохранительным органам, и к Пограничной службе ФСБ, и к Внутренним войскам МВД┘ Недавние события в Махачкале, связанные с уничтожением банды боевиков-террористов, наглядно показывают, что, к сожалению, падает профессионализм, страдает техническая оснащенность тех специалистов, которые призваны выполнять эти задачи. И это происходит на фоне усиления вызовов международного терроризма. Все это тоже требует скорейшего решения проблемы защиты этих специалистов социальными гарантиями...
- Вот вы говорите об этом. А что, интересно, докладывают по этому поводу главе государства и Верховному главнокомандующему сами главы силовых ведомств?
- Полагаю, что в этой ситуации представители силовых министерств должны высказать свою позицию. Они, как люди, персонально несущие ответственность перед президентом страны за происходящее в их ведомствах, должны оценить ситуацию, произвести расчеты и сказать: социальная стабильность среди военнослужащих сохранится вот при таких критериях. Причем тут нужен дифференцированный подход. Ведь условия службы в нашей стране разные, и, скажем, Дальний Восток весьма отличается от Подмосковья, а северные регионы от южных. Это известно всем и каждому.
- Но тот же президент в конце сентября издал известные сегодня в армии указы # 1258 и # 1260, которые в ноябре были продублированы соответствующими приказами министра обороны (# 345) и других глав силовых министерств страны о выплатах с 1 октября 2004 года так называемых премиальных исключительно военнослужащим центральных аппаратов этих ведомств. В результате офицеры и генералы главков будут получать в разы больше, чем их коллеги в войсках. В армии эти документы день ото дня все громче называют "безнравственными и антиморальными", эксперты говорят о том, что подобные подходы разделили армию на окопную (нищую) и паркетную (обеспеченную). Каково ваше личное отношение к этой проблеме?
- Я знаю настроения в офицерской среде. Недавно беседовал с офицерами Академии Генерального штаба, общевойсковой академии. Это повышение для структур, которые подчинены непосредственно министру обороны, начальнику Генштаба, воспринято неоднозначно. Но, как известно, это решение принималось на государственном уровне. И я, как чиновник, не обладаю правом как-то оценивать данное решение.
- Но есть ли понимание этой проблемы в правительстве? Делается ли что-то, чтобы данные подходы, ведущие к разделению армию на нищую и "зажиточную" были как-то дезавуированы или, лучше сказать, подправлены в сторону улучшения положения окопных офицеров?
- Повторю: в среде военных это воспринято негативно. И, по моей информации, озабоченность этим внутри государственных структур есть. Наверняка выработка какого-то решения будет. Но скажу прямо, откровенно: сказать сегодня что-то конкретное в этом смысле мне сложно.
- Как реализуется определенная законодательством реабилитационно-медицинская помощь тем военнослужащим, кто воевал в Чечне, "афганцам"?
- Тут тоже непросто. Есть проблемы с санаторно-курортным обеспечением, с обеспечением доступности кредитных средств для строительства жилья, получения квалифицированного лечения. По итогам мониторинга за 2003 год только 30% военнослужащих были обеспечены дорогостоящими операциями. Остальные были лишены защиты государства.
Вместе с тем те меры, которые были предприняты, опять же существенного влияния на ситуацию не оказали... И тут опять возникает вопрос о самой тщательной, детальной оценке самого базового Закона - "О статусе военнослужащих". Будет работать он - будут сконструированы и все остальные механизмы социальной защищенности военнослужащих.
- Какие сейчас дали бы вы рецепты для преодоления всего происходящего?
- Думаю, что уже в ближайшее время надо либо по новой возвращаться к рассмотрению Закона "О статусе военнослужащих", либо вырабатывать какие-то механизмы, которые на практике смогли бы сделать привлекательной и востребованной профессию "Родину защищать".
Сложившееся сегодня положение дел с монетизацией льгот, в том числе и военнослужащим, из финансово-экономического превратилась в общественно-политическое. В эти дни в 600 населенных пунктах страны в той или иной мере люди, в том числе и военные пенсионеры, проявляют недовольство теми мерами, которые реализовываются на практике.
Поэтому ситуация требует принятия политических решений, которые бы определили либо механизм моратория на введение монетизации льгот, либо шаги в виде конкретных мер, которые бы стабилизировали происходящее. Мораторий, может быть, стоило бы объявить в течение первого квартала года, а за это время решить проблему как в Центре, так и в субъектах. Но - еще раз подчеркну - это должно быть политическое решение.
- Что делать - понятно. Но многие политики уже ищут - и находят - виноватых, "жаждут крови"┘ Кто, по-вашему, виноват: Центр, губернаторы, законодатели?
- Да, сейчас у ряда политических деятелей есть соблазн попытаться переложить ответственность с одного на другого: кто - на правительство, кто - на Государственную Думу, где, собственно говоря, и был принят известный закон о монетизации льгот. Я думаю, в сложившемся положении вещей не следует искать виновных, пока не найдено политическое решение, это неконструктивно.
Само время введения закона в действие было выбрано недостаточно удачное. Конец одного финансового года, достаточно трудное начало следующего, связанное в том числе и с неожиданным объявлением многодневных каникул. Последнее, по существу, не позволило органам исполнительной власти отправить деньги в регионы, а на местах, в свою очередь, не успели создать необходимый задел.
Например, 31 декабря правительство принимает постановление по компенсациям за поднаем жилья для военнослужащих. Теперь для Москвы и Санкт-Петербурга эта сумма составляет 1500, для городов и райцентров - 1200 и для других населенных пунктов - 900 рублей. А Минфин до 11 января не работал. Сейчас надо, чтобы эти средства поступили на счета Минобороны и по цепочке дошли до частей. А военнослужащим уже сегодня нужно платить за поднаем жилья┘
Или другой пример, в котором фигурируют самые наши менее защищенные военнослужащие - солдаты срочной службы и курсанты 1-го и 2-го курсов военно-учебных заведений, которые имеют право подписать контракт только переходя на 3-й курс. 21 декабря вышло постановление, по которому хоть и не так, как хотелось бы, но решается вопрос с их монетизацией на транспортные расходы, механизм какой-никакой найден: солдатам будут платить до 100, курсантам до 200 рублей. А известно, что именно в этот период Минфин рекомендует всем субъектам реализацию бюджетов прекратить и заниматься только подготовкой отчетов. То есть выделенные деньги в регионы тоже не пошли. А солдатам-то и первокурсникам необходимо ездить в общественном транспорте...
В регионах тоже сложно. У нас из 89 субъектов Федерации нет двух одинаковых, поэтому по каждому субъекту надо четко анализировать ситуацию, разбираться, какие меры были приняты тамошними законодательными собраниями и администрациями. Потому что в одних пошли на полную монетизацию, в других...
Например, в Ульяновской области, которой я до недавнего времени руководил, мы сохранили все натуральные льготы, за исключением льготного пользования телефоном. Потому что элементарный анализ показал: перейти к монетизации одномоментно финансовое положение Ульяновской области не позволяло... И в настоящее время, насколько мне известно, есть соответствующие поручения аппаратам полномочных представителей президента проводить такой анализ, и они его проводят, знаю, что активно к этому подключились и депутаты, есть поручения и у членов Совета Федерации. Политическое решение должно быть принято по каждому субъекту.
- Гражданские, военнослужащие-отставники и члены их семей бунтуют. А какова ситуация в боевых частях. Возьмутся ли там, как говорится, "за вилы"?
- Ситуация в армии действительно непростая. И вряд ли кто-то в правительстве или в политических кругах хочет, чтобы люди в погонах вышли на улицы. Не хотел бы также быть оракулом, но полагаю, что, учитывая уровень ментальности военных людей, до бунтов в среде действующих военных дело все же не дойдет.
- Но как же ему выразить свой протест в данном случае? Не случится ли так, что тем, кто перекрывает магистрали, пойдут навстречу, а про военных опять "забудут"?
- Если ты офицер и с чем-то не согласен┘ В свое время я был не согласен, написал рапорт и уволился.
Из досье "НВО"
Владимир Анатольевич Шаманов родился 15 февраля 1957 г. в Барнауле (Алтайский край). В 1978 г. окончил Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище и до 1995 г. служил в ВДВ. Выпускник Военной академии им. Фрунзе 1989 г. Был замом командира 300-го полка 98-й воздушно-десантной дивизии (вдд) (Кишинев) и командовал 28-м полком, дислоцированным в Кировабаде (ныне Гянджа, Азербайджан), который в 1993 г. вывел в Ульяновск. После года в должности начальника штаба 7-й вдд (Новороссийск) в марте 1995 г. возглавляет воюющую в Чечне оперативную группу этого соединения. В мае того же года был тяжело ранен - множественное осколочное ранение, но отказался от госпитализации в Ростов и вернулся в строй. В сентябре назначается заместителем командующего 58-й армией и исполняет обязанности заместителя командующего группировкой Минобороны в Чечне по боевым действиям. Получает первое генеральское звание и с апреля 1996 г. командует этой группировкой. 31 июля уезжает учиться в Академию Генерального штаба. Одновременно в 1997 г. в Академии приборостроения и информатики защищает кандидатскую диссертацию по социологии. В 1998 г. возглавляет штаб 20-й общевойсковой армии (Воронеж). В августе 1999-го получает назначение на должность командарма 58-й армией (Владикавказ). Армия сразу же участвует в боевых действиях против вторгшихся в Дагестан чеченских боевиков. С октября 1999-го - командующий Западной объединенной группировкой федеральных сил в Чечне. Герой России. В 2000 г. расстается с армией и 24 декабря 2000 г. избирается губернатором Ульяновской области. В своей настоящей должности с 13 ноября 2004 г. Женат, двое детей.