0
936
Газета Армии Интернет-версия

21.01.2005 00:00:00

Монетизация льгот громит армию

Тэги: шаманов, льготы, монетизация, армия


-Владимир Анатольевич, в должности правительственного защитника людей в погонах вы уже более двух месяцев. Срок более или менее достаточный для того, чтобы сделать оценки. Каковы они на фоне происходящего с проблемой денежной компенсации отобранных у военнослужащих льгот?

- Когда меня назначали на должность помощника премьера, то и президент, и особенно глава правительства поручили мне вместе с аппаратом правительства, министерствами самым детальным и тщательным образом оценить этот довольно значимый вопрос о социальной защищенности военнослужащих. Тот анализ, который был проведен с ноября, показывает, что за последние годы, к сожалению, произошло вымывание федерального закона о статусе военнослужащих.

В последние годы предпринимались меры, чтобы улучшить социальное положение служивых людей. Однако результаты проведенного федерального мониторинга показывают, что меры эти, увы, не привели к ожидаемым результатам. Сегодня 28% военнослужащих реально находятся за чертой бедности, в то время как по России этот показатель составляет 20%. А учитывая то, что в 2004 году не была проведена индексация денежного довольствия военнослужащих, отменен целый ряд положений закона об их статусе (50-процентная оплата жилья и телефона, освобождение от подоходного налога), включая и привязку должностных окладов к величине минимального размера оплаты труда, социальное положение солдат и сержантов контрактной службы, прапорщиков, офицеров и генералов еще более ухудшилось. А последнее нововведение - отменена бесплатного проезда на городском и пригородном транспорте - еще более усугубило их социальную защищенность, особенно это сказывается на военнослужащих рядового и сержантского состава. Да и на младших и старших офицерах.

- В ваш аппарат помощника уже поступали обращения военнослужащих по этому поводу?

- Да, звонки по этому поводу в новогодние праздники в структуру, которую я возглавляю, поступали неоднократно, на этой почве уже были инциденты.

Приведу примеры по Москве. Так, взвод солдат из части, дислоцирующейся в Теплом Стане, должен был ехать для исполнения своих служебных обязанностей в центр столицы. Контролер метро у турникетов их в метро не пустил. Тогда они его, мягко говоря, отодвинули в сторону и прошли. При этом милиционеры по охране метрополитена на этой станции выступили на стороне солдат. То есть конфликт возник там, где он в принципе не должен быть. Государство призвало человека служить, а он по известным возникшим причинам, о которых мы говорим, не может выполнять свои служебные обязанности.

Даже и международный аспект проявился. Взвод почетного караула, который должен был присутствовать при встрече иностранной делегации, также не пустили в метро. В этом случае солдаты развернулись и вернулись в казарму...

- Что вы можете сказать по поводу 120-процентной (вместо 70-процентной) надбавки за сложность, введенной с 1 января, которая, по замыслу правительства, должна была бы компенсировать все эти транспортные и другие, теперь "безльготные", издержки военнослужащих?

- Эти 120%, увы, не покрывают все отмененные льготы. В особенно большом проигрыше оказались мегаполисы - Москва с Подмосковьем и Санкт-Петербург, а также города-миллионники и областные центры, где действуют несколько видов транспорта и проезд из дома на работу и обратно лишает людей немалой части их семейных бюджетов. При этом государство слабо контролирует тарифообразование, а это напрямую влияет на квартплату и другие цены.

Возьмем конкретного офицера - капитана, командира мотострелковой роты - это, скажем так, основная, базовая должность в армии. Я лично производил расчеты. В денежном выражении эти 120%, если, конечно, капитан будет их получать, "дадут" ему 1018 рублей. Совершенно очевидно, что, в каком бы регионе, в каком бы населенном пункте он ни служил, эта тысяча с небольшим не решит проблем данного офицера, лишившегося всех "городских" льгот, и денежное довольствие которого не было проиндексировано с учетом инфляции.

Но это лишь одна сторона. Надо смотреть шире. Эти "большие" надбавки никак не влияют на пенсию уходящего в запас военнослужащего. Как известно, она высчитывается лишь из удельного веса звания и должности, в которых он состоял на день увольнения. Сегодня эта сумма, то есть "стоимость" звания и должности, составляет в среднем лишь 27% общего месячного дохода человека с ружьем. То есть уходящий на пенсию военнослужащий социально защищен еще слабее. А это все - уже к вопросу об обеспечении "привлекательности", "престижности" военной службы, о чем в последнее время мы на всех уровнях говорим. Это - к вопросу о нашем стремлении создать к 2008 году контрактную армию.

- Вы хотите высказать пессимистический прогноз в этом отношении?

- Думаю, ни один военный, генерал ли, лейтенант, не против создания такой армии.

Но то, что мы сегодня наблюдаем┘ В этом смысле мы не приближаемся к профессиональной армии, а, наоборот, от нее удаляемся.

Для меня сегодня совершенно очевидно - прогнозирую это с высокой степенью вероятности, - что с падением престижа военной службы из-за отмены льгот и ряда других аспектов будут проблемы именно с привлечением военнослужащих по контракту, прежде всего солдат и сержантов. С такой же степенью вероятности могу сказать, что начнется отток младших офицеров. Думаю, никому не надо объяснять, что они - завтрашний день армии. Сегодня и старших-то офицеров, как показывает практика, удерживает в армии только возможность получения жилья. Но после обретения крыши над головой армейские ряды сразу оставляют примерно 50% майоров, подполковников и полковников.

Внутри самой армейской структуры в силу происходящего тоже наблюдаются весьма негативные последствия. В последнее время все заметнее теряется авторитет командиров. Это происходит из-за того, что в армии, организации, где принцип единоначалия является основополагающим, подчиненные винят командиров в том, что те не заботятся об улучшении условий их службы. Но командиры сами поставлены в такое положение. Они и рады бы что-то сделать для подчиненных, да не имеют для этого ни возможностей, ни средств. Это приводит к тому, что вслед за потерей престижа военной службы теряется престиж самого государства: ведь военная служба признана у нас особым видом государственной службы. Которую, получается, государство в социальном смысле не обеспечивает или обеспечивает очень слабо.

Я говорю обо всем этом в широком смысле. Мои слова надо относить не только к военнослужащим Министерства обороны, но и к правоохранительным органам, и к Пограничной службе ФСБ, и к Внутренним войскам МВД┘ Недавние события в Махачкале, связанные с уничтожением банды боевиков-террористов, наглядно показывают, что, к сожалению, падает профессионализм, страдает техническая оснащенность тех специалистов, которые призваны выполнять эти задачи. И это происходит на фоне усиления вызовов международного терроризма. Все это тоже требует скорейшего решения проблемы защиты этих специалистов социальными гарантиями...

- Вот вы говорите об этом. А что, интересно, докладывают по этому поводу главе государства и Верховному главнокомандующему сами главы силовых ведомств?

- Полагаю, что в этой ситуации представители силовых министерств должны высказать свою позицию. Они, как люди, персонально несущие ответственность перед президентом страны за происходящее в их ведомствах, должны оценить ситуацию, произвести расчеты и сказать: социальная стабильность среди военнослужащих сохранится вот при таких критериях. Причем тут нужен дифференцированный подход. Ведь условия службы в нашей стране разные, и, скажем, Дальний Восток весьма отличается от Подмосковья, а северные регионы от южных. Это известно всем и каждому.

- Но тот же президент в конце сентября издал известные сегодня в армии указы # 1258 и # 1260, которые в ноябре были продублированы соответствующими приказами министра обороны (# 345) и других глав силовых министерств страны о выплатах с 1 октября 2004 года так называемых премиальных исключительно военнослужащим центральных аппаратов этих ведомств. В результате офицеры и генералы главков будут получать в разы больше, чем их коллеги в войсках. В армии эти документы день ото дня все громче называют "безнравственными и антиморальными", эксперты говорят о том, что подобные подходы разделили армию на окопную (нищую) и паркетную (обеспеченную). Каково ваше личное отношение к этой проблеме?

- Я знаю настроения в офицерской среде. Недавно беседовал с офицерами Академии Генерального штаба, общевойсковой академии. Это повышение для структур, которые подчинены непосредственно министру обороны, начальнику Генштаба, воспринято неоднозначно. Но, как известно, это решение принималось на государственном уровне. И я, как чиновник, не обладаю правом как-то оценивать данное решение.

- Но есть ли понимание этой проблемы в правительстве? Делается ли что-то, чтобы данные подходы, ведущие к разделению армию на нищую и "зажиточную" были как-то дезавуированы или, лучше сказать, подправлены в сторону улучшения положения окопных офицеров?

- Повторю: в среде военных это воспринято негативно. И, по моей информации, озабоченность этим внутри государственных структур есть. Наверняка выработка какого-то решения будет. Но скажу прямо, откровенно: сказать сегодня что-то конкретное в этом смысле мне сложно.

- Как реализуется определенная законодательством реабилитационно-медицинская помощь тем военнослужащим, кто воевал в Чечне, "афганцам"?

- Тут тоже непросто. Есть проблемы с санаторно-курортным обеспечением, с обеспечением доступности кредитных средств для строительства жилья, получения квалифицированного лечения. По итогам мониторинга за 2003 год только 30% военнослужащих были обеспечены дорогостоящими операциями. Остальные были лишены защиты государства.

Вместе с тем те меры, которые были предприняты, опять же существенного влияния на ситуацию не оказали... И тут опять возникает вопрос о самой тщательной, детальной оценке самого базового Закона - "О статусе военнослужащих". Будет работать он - будут сконструированы и все остальные механизмы социальной защищенности военнослужащих.

- Какие сейчас дали бы вы рецепты для преодоления всего происходящего?

- Думаю, что уже в ближайшее время надо либо по новой возвращаться к рассмотрению Закона "О статусе военнослужащих", либо вырабатывать какие-то механизмы, которые на практике смогли бы сделать привлекательной и востребованной профессию "Родину защищать".

Сложившееся сегодня положение дел с монетизацией льгот, в том числе и военнослужащим, из финансово-экономического превратилась в общественно-политическое. В эти дни в 600 населенных пунктах страны в той или иной мере люди, в том числе и военные пенсионеры, проявляют недовольство теми мерами, которые реализовываются на практике.

Поэтому ситуация требует принятия политических решений, которые бы определили либо механизм моратория на введение монетизации льгот, либо шаги в виде конкретных мер, которые бы стабилизировали происходящее. Мораторий, может быть, стоило бы объявить в течение первого квартала года, а за это время решить проблему как в Центре, так и в субъектах. Но - еще раз подчеркну - это должно быть политическое решение.

- Что делать - понятно. Но многие политики уже ищут - и находят - виноватых, "жаждут крови"┘ Кто, по-вашему, виноват: Центр, губернаторы, законодатели?

- Да, сейчас у ряда политических деятелей есть соблазн попытаться переложить ответственность с одного на другого: кто - на правительство, кто - на Государственную Думу, где, собственно говоря, и был принят известный закон о монетизации льгот. Я думаю, в сложившемся положении вещей не следует искать виновных, пока не найдено политическое решение, это неконструктивно.

Само время введения закона в действие было выбрано недостаточно удачное. Конец одного финансового года, достаточно трудное начало следующего, связанное в том числе и с неожиданным объявлением многодневных каникул. Последнее, по существу, не позволило органам исполнительной власти отправить деньги в регионы, а на местах, в свою очередь, не успели создать необходимый задел.

Например, 31 декабря правительство принимает постановление по компенсациям за поднаем жилья для военнослужащих. Теперь для Москвы и Санкт-Петербурга эта сумма составляет 1500, для городов и райцентров - 1200 и для других населенных пунктов - 900 рублей. А Минфин до 11 января не работал. Сейчас надо, чтобы эти средства поступили на счета Минобороны и по цепочке дошли до частей. А военнослужащим уже сегодня нужно платить за поднаем жилья┘

Или другой пример, в котором фигурируют самые наши менее защищенные военнослужащие - солдаты срочной службы и курсанты 1-го и 2-го курсов военно-учебных заведений, которые имеют право подписать контракт только переходя на 3-й курс. 21 декабря вышло постановление, по которому хоть и не так, как хотелось бы, но решается вопрос с их монетизацией на транспортные расходы, механизм какой-никакой найден: солдатам будут платить до 100, курсантам до 200 рублей. А известно, что именно в этот период Минфин рекомендует всем субъектам реализацию бюджетов прекратить и заниматься только подготовкой отчетов. То есть выделенные деньги в регионы тоже не пошли. А солдатам-то и первокурсникам необходимо ездить в общественном транспорте...

В регионах тоже сложно. У нас из 89 субъектов Федерации нет двух одинаковых, поэтому по каждому субъекту надо четко анализировать ситуацию, разбираться, какие меры были приняты тамошними законодательными собраниями и администрациями. Потому что в одних пошли на полную монетизацию, в других...

Например, в Ульяновской области, которой я до недавнего времени руководил, мы сохранили все натуральные льготы, за исключением льготного пользования телефоном. Потому что элементарный анализ показал: перейти к монетизации одномоментно финансовое положение Ульяновской области не позволяло... И в настоящее время, насколько мне известно, есть соответствующие поручения аппаратам полномочных представителей президента проводить такой анализ, и они его проводят, знаю, что активно к этому подключились и депутаты, есть поручения и у членов Совета Федерации. Политическое решение должно быть принято по каждому субъекту.

- Гражданские, военнослужащие-отставники и члены их семей бунтуют. А какова ситуация в боевых частях. Возьмутся ли там, как говорится, "за вилы"?

- Ситуация в армии действительно непростая. И вряд ли кто-то в правительстве или в политических кругах хочет, чтобы люди в погонах вышли на улицы. Не хотел бы также быть оракулом, но полагаю, что, учитывая уровень ментальности военных людей, до бунтов в среде действующих военных дело все же не дойдет.

- Но как же ему выразить свой протест в данном случае? Не случится ли так, что тем, кто перекрывает магистрали, пойдут навстречу, а про военных опять "забудут"?

- Если ты офицер и с чем-то не согласен┘ В свое время я был не согласен, написал рапорт и уволился.

Из досье "НВО"
Владимир Анатольевич Шаманов родился 15 февраля 1957 г. в Барнауле (Алтайский край). В 1978 г. окончил Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище и до 1995 г. служил в ВДВ. Выпускник Военной академии им. Фрунзе 1989 г. Был замом командира 300-го полка 98-й воздушно-десантной дивизии (вдд) (Кишинев) и командовал 28-м полком, дислоцированным в Кировабаде (ныне Гянджа, Азербайджан), который в 1993 г. вывел в Ульяновск. После года в должности начальника штаба 7-й вдд (Новороссийск) в марте 1995 г. возглавляет воюющую в Чечне оперативную группу этого соединения. В мае того же года был тяжело ранен - множественное осколочное ранение, но отказался от госпитализации в Ростов и вернулся в строй. В сентябре назначается заместителем командующего 58-й армией и исполняет обязанности заместителя командующего группировкой Минобороны в Чечне по боевым действиям. Получает первое генеральское звание и с апреля 1996 г. командует этой группировкой. 31 июля уезжает учиться в Академию Генерального штаба. Одновременно в 1997 г. в Академии приборостроения и информатики защищает кандидатскую диссертацию по социологии. В 1998 г. возглавляет штаб 20-й общевойсковой армии (Воронеж). В августе 1999-го получает назначение на должность командарма 58-й армией (Владикавказ). Армия сразу же участвует в боевых действиях против вторгшихся в Дагестан чеченских боевиков. С октября 1999-го - командующий Западной объединенной группировкой федеральных сил в Чечне. Герой России. В 2000 г. расстается с армией и 24 декабря 2000 г. избирается губернатором Ульяновской области. В своей настоящей должности с 13 ноября 2004 г. Женат, двое детей.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Георгий Соловьев

За 20 лет своей истории компания вошла в число лидеров региональной энергетики

0
1136
Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
1093
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
1350
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
1104

Другие новости