При нынешних темпах строительства - по 1-2 корабля в год, как откровенно доложил депутат Госдумы заместитель главнокомандующего ВМФ адмирал Михаил Захаренко, - в боевом флоте страны через 25-30 лет останется всего 25-50 кораблей. Резервы технического обеспечения, созданные на флоте 15-20 лет назад, практически уже исчерпаны. А это может означать только то, что запасные части, механизмы, сложное многочисленное оборудование для боевых кораблей и вооружения не заказывается у промышленности в необходимых количествах и не поставляется в ВМФ. В результате, как заявил адмирал Захаренко, все технические резервы будут полностью израсходованы в ближайшие 5-10 лет. В выводах своего доклада флотоводец указал, что сейчас создалась реальная угроза существованию всего ВМФ в целом.
Заместитель председателя комитета Госдумы по обороне генерал-майор Николай Безбородов рассказал "НВО", что считает выступление адмирала Захаренко объективным, глубоким и аргументированным. Состояние ВМФ РФ таково, что требует изменения государственной политики по его укреплению, совершенствованию структур флота, его оснащения, а самое главное - увеличению финансирования ВМФ. "Сейчас, - считает Безбородов, - отсутствие нормального финансирования ВМФ и, самое важное, его должного строительства ставит военный российский флот в тяжелые условия".
Критическая оценка нынешнего состояния ВМФ, данная адмиралом Захаренко в Госдуме, нашла поддержку в лице Морской коллегии при правительстве РФ. Один из представителей Морской коллегии, пожелавший остаться неизвестным, заявил, что необходимо прекратить списывать боевые корабли, не выслужившие установленные сроки эксплуатации. Однако в самой Морской коллегии достоверность этого заявления не подтвердили.
Таким образом, выступление в Госдуме РФ заместителя главкома ВМФ и заявление в информагентстве анонимного представителя Морской коллегии при правительстве РФ представляют собой не что иное, как сигналы SOS из российского ВМФ.
Сами моряки считают, что техническое состояние боевых кораблей не выдерживает никакой критики. При этом от флота требуют, чтобы он демонстрировал высокую боеготовность. Так, в прошлом году министр обороны РФ Сергей Иванов заявил, что наш российский флот, например, уже по интенсивности учений можно сравнить с советским Военно-морским флотом. Флот провел 40 учений в 15 морях и океанах.
В период общих восторгов и ликования по поводу боеспособности отечественного ВМФ ряд адмиралов и военных экспертов указывали на плачевное состояние нашего военного флота и его потенциальных возможностей по защите российских водных рубежей. Адмиралы понимают, что не ровен час и где-нибудь на океанских просторах может произойти серьезное ЧП. (Не дай бог, повторение "Курска".) Поэтому значительно сокращаются радиусы боевого патрулирования кораблей - до береговой охранной зоны.
В той же плоскости пытаются переориентировать судостроительную программу. Главком ВМФ адмирал флота Владимир Куроедов на оперативно-мобилизационных сборах высшего командного состава флота в Санкт-Петербурге сделал весьма осторожное заявление: развертывается строительство прежде всего относительно дешевых кораблей ближней морской зоны - корветов.
Эксперты отмечают, что это лишь полумеры. Они озабочены тем, что на отпущенные бюджетные крохи понастроят дешевых небольших корабликов прибрежной зоны, а другие страны в это время будут спускать на воду принципиально новые экранопланы и совершенствовать ударные авианосцы с ракетными крейсерами, создавать абсолютно бесшумные и неуязвимые атомные подводные крейсера. В итоге Россия уже через 25 лет вполне может оказаться в ситуации, аналогичной 1904 году, когда наши эскадры были разгромлены в Цусимском сражении в техническом плане более совершенным японским военным флотом.
Словом, программу строительства кораблей для ВМФ необходимо срочно пересматривать, если Россия не хочет остаться с боевым флотом под стать третьеразрядной стране.