До 2017 года на Черноморском побережье Северного Кавказа, в районе Новороссийска, появятся две новые военно-морские базы (ВМБ) Черноморского флота (ЧФ). Об этом 11 февраля сообщил "Интерфаксу-АВН" главнокомандующий Военно-морским флотом России адмирал флота Владимир Куроедов.
Проект предполагается реализовать в два этапа. В ходе первого этапа до 2011 г. в Новороссийске будет построен пункт базирования кораблей. Общие расходы ВМФ за этот период составят 6 млрд. рублей. В 2005 г. на эти цели уже выделено 900 млн. рублей. На втором этапе будет построен второй пункт базирования, который, по словам Куроедова, разместится "видимо, чуть южнее". Как заявил главком, затраты на строительство одного причала составят 150 млн. рублей. Он отметил, что в настоящее время "по Новороссийску готовится государственная федеральная программа, которая будет финансироваться из госбюджета".
В настоящее время на Новороссийской ВМБ (НВМБ) находится бригада охраны водного района, части морской пехоты, часть авиации ЧФ. Корабли могут швартоваться только у двух причалов. Командующий ЧФ флотом адмирал Владимир Масорин выразил надежду, что в Новороссийске будет построена "прекрасная база, которая сможет обеспечить базирование не только находящиеся сейчас силы, но и принять дополнительную часть сил". По его словам, в Севастополе флот не может расширяться и будет только поддерживаться на требуемом уровне, а на российском побережье ЧФ сможет развиваться в соответствии с теми задачами, которые будут перед ним поставлены".
Карта-схема новых военно-морских баз Черноморского флота
Не так давно в связи со строительством НВМБ министр обороны Сергей Иванов заявил, что "речь не идет о том, что мы собираемся нашу главную ВМБ ЧФ в Севастополе выводить в Новороссийск". Он также сказал, что "основная база ЧФ была, есть и будет в Севастополе". Глава МО пояснил, что в Новороссийске будет создан пункт базирования только "для тех кораблей, которые с 1991 года были выведены в на территорию Краснодарского края, и некоторые из них, к большому сожалению, до сих пор привязаны к камням". "Теперь у государства появились силы, средства и финансовые ресурсы для того, чтобы обустроить в Новороссийске нормальную базу", - сказал он.
Источник, близкий к ВМФ, сообщил корреспонденту "НВО", что в прошлом году уже была проведена рекогносцировка будущей ВМБ в Новороссийске. Туда ездили несколько комиссий. Решался вопрос с губернатором Краснодарского края и какие-то участки были выделены ВМФ. Эксперт объяснил, что причалы в данном случае не самое главное и дорогостоящее строительство. Основной вопрос в инфраструктуре. Именно сюда необходимо сделать большие вложения. Это склады, технические базы, арсеналы и, главное, жилье. Он также заявил, что "может быть, в Новороссийске и будет выделено жилье, но вряд ли в достаточном количестве, а вот где будут жить специалисты ВМБ южнее Новороссийска без строительства военных городков - это вопрос".
Эксперта считает,что акватория гавани Новороссийска не подходит для строительства ВМБ, поскольку площадь, которая может быть выделена для базирования кораблей ЧФ флота, - "сверхмала". "Российский флот испокон веков не базировался в этом регионе", - заявил источник. В советские времена там стояли лишь небольшие подразделения ВМФ, которые решали задачу охраны водного района.
По словам эксперта, этот район не благоприятен для базирования больших боевых кораблей по климатическим условиям. Ежегодно, чаще всего с ноября по март, здесь дует шквальный ветер, который называют бора. Это "ледяной ветер громадной силы, низвергающийся на город и бухту с невысоких горных хребтов". В Новороссийске он возникает при вторжении на Черноморское побережье холодного воздуха северокавказского плато. В течение двух-трех суток Новороссийская бухта становится несудоходной, поскольку бора вызывает громадные волнения. Скорость ветра достигает 40 метров в секунду. Были случаи, когда этот ветер срывал с якорей даже океанские пароходы и выбрасывал их на прибрежные скалы. Поэтому в это время суда вынуждены выходить в открытое море.
По мнению источника, хотя Украина всячески пытается выжать ЧФ из Севастополя, России ни в коем случае нельзя оставлять эту базу. Она существует сотни лет. Там создана громадная инфраструктура. Если ЧФ флот уйдет из Севастополя, то он просто перестанет существовать. Создание ВМБ в Новороссийске является очередным этапом на пути расширения мест базирования ЧФ.
До распада Союза ЧФ базировался в Севастополе, в Одессе, в Донузлаве и в Поти. Опорные пункты флота находились в Николаеве и Керчи. Здесь располагались штабы бригад строящихся кораблей. На этих пунктах в течение трех дней могли быть развернуты боеготовые подразделения. Сегодня Россия потеряла почти все свои базы на Черном море. У ЧФ остались только Севастополь и Новороссийск. "Именно поэтому сейчас делаются попытки расширить ареал базирования ЧФ. Что из этого получится, покажет время" - объяснил эксперт.
Бывший командующий ЧФ адмирал Эдуард Балтин заявил корреспонденту "НВО", что ситуация, сложившаяся на ЧФ, является итогом той недальновидной политики, которая проводилась после распада Союза.
Адмирал рассказал, что еще в начале 90-х годов, когда об уходе российских военных с территории стран ближнего зарубежья не было и речи, он "предлагал объявить Севастополь исторической морской крепостью". В этом случае, в соответствии с нормами международного морского права, эта ВМБ оставалась в юрисдикции России и вопрос о выводе моряков был бы не правомочен. По словам адмирала, в 1992 году он обращался по данному вопросу к бывшему тогда командующим ВМФ Владимиру Чернавину и к председателю комитета по обороне Верховного совета Сергею Степашину, но "так и не был услышан". Хотя, по некоторым данным, на начальном этапе главком, вроде бы, поддерживал своего подчиненного, но по политическим соображениям не выступил на его стороне. "Если бы это сделали, то сейчас все было бы в порядке", - констатировал Эдуард Балтин. Именно по этой причине никто не может потребовать, чтобы США покинули Гуантанамо, а Великобритания ушла с Фолклендских островов.
По мнению бывшего командующего, "cтроить ВМБ в Новороссийске нецелесообразно". Адмирал также рассказал, что, предчувствуя неизбежное выдавливание российского флота из Севастополя, он предложил построить ВМБ в районе Соленых озер (см. рис.1), которые располагаются в районе между Анапой и Керченским проливом. В этом месте, находящемся рядом с проливом, нормальные климатические условия и нет "никакой боры". Предлагавшееся строительство, первая очередь которого в то время оценивалось в 4 млрд. рублей, было очень привлекательно по критерию "стоимость - эффективность". Там можно было построить сколько угодно причалов и создать точно такую же ВМБ, какая была у ЧФ в Донузле. Причем строительство можно было проводить "сухим", или "голландским способом", отгородившись от моря на время работ дамбой. К району Соленых озер почти вплотную подходят транспортные коммуникации и линии электропередачи. По словам Балтина, если бы проект был реализован, то не надо было бы "бороться с Украиной за Керченский пролив, он был бы никому не нужен".
Данный проект и предварительные технико-экономические выкладки адмирал Балтин докладывал премьеру Виктору Черномырдину. Но и это предложение не нашло отклика. После его ухода в отставку проект окончательно нашел свое место "под сукном".
Адмирал предположил, что вторую ВМБ, о которой говорил главком Куроедов, планируется построить где-то между Геленджиком и Туапсе. "Они на это место глаз положили. А это курортная зона. Зачем ее губить Там открытое море и нет закрытых гаваней, что также не годится", - заявил адмирал. Он твердо убежден, что "в Новороссийске будет затрачено очень много денег без пользы".