0
2178
Газета Армии Интернет-версия

01.04.2005 00:00:00

Философия бронированного кулака уже стара как мир

Константин Чуприн

Об авторе: Константин Владимирович Чуприн - журналист, г. Балаково Саратовской области.

Тэги: ВДВ, броня, реформа


Не так давно достоянием интересующейся военными делами общественности стала информация о принятии на вооружение российских воздушно-десантных войск (ВДВ) новой боевой машины БМД-4 - так сказать, "окрыленного" аналога БМП-3. Публичные отклики об этой новинке, разумеется, хвалебные. Как же, оснащение ею "войск дяди Васи" повышает (в 2,5 раза) огневую мощь десантных подразделений, позволяет решать любые задачи без поддержки танков и артиллерии, что в наступлении, что в обороне". И действительно, 100-мм пушка-пусковая установка, стреляющая ПТУР "Аркан", и 30-мм пушка БМД-4 выглядят солидно. Только вот нужна ли эта машина ВДВ?

В "Советской военной энциклопедии" - единственном завершенном издании такого рода в СССР - указано определение основных боевых свойств воздушно-десантных войск: способность быстро достигать удаленных районов театров военных действий; способность наносить внезапные удары по противнику; способность вести общевойсковой бой.

Применительно к задачам, решаемым ВДВ - быстрый захват и удержание важных районов и объектов в глубоком тылу противника, нарушение его государственного и военного управления, - эти способности не равноценны. Очевидно, что, являясь "дальнобойным скальпелем" (но вовсе не "дубиной") в руках командования, ВДВ не могут и по определению не должны вести общевойсковой бой в тех же тактических параметрах, что и общевойсковые (танковые и мотострелковые) войска. Общевойсковой бой с серьезным противником для частей ВДВ - это крайний случай, и шансов победить в нем у них немного.

Однако на всем протяжении истории отечественных ВДВ наблюдалось стремление военного руководства придать им как раз общевойсковые качества, хотя и заведомо худшие, чем у чисто наземных войск. Прежде всего это выражалось в стремлении оснащать ВДВ дорогостоящей бронетехникой, сначала более или менее подходившей по массогабаритным данным, а затем и специально разработанной. Хотя, если задуматься, это явно противоречило золотому правилу сочетания стоимости и эффективности.

БЕСПОЛЕЗНАЯ БОЕВАЯ ТЕХНИКА

Уже первая наша воздушно-десантная часть - опытный внештатный авиамотодесантный отряд Ленинградского военного округа, созданный в 1930 году, - имела на вооружении не авиатранспортабельные легкие танки МС-1. Затем ВДВ получили танкетки Т-27, легкие плавающие танки Т-37А, Т-38 и Т-40, способные перебрасываться по воздуху тихоходными тяжелыми бомбардировщиками ТБ-3. Такими машинами (до 50 штук) были укомплектованы десантируемые посадочным способом отдельные легкие танковые батальоны, входившие в состав воздушно-десантных корпусов (по штату 1941 года). В годы Великой Отечественной войны была предпринята попытка создания экзотической планирующей системы "КТ" - гибрида планера и легкого танка Т-60.

На самом деле ни один из этих танков воздушно-десантным войскам нужен не был. Ведь для ведения разведки вполне подошли бы мотоциклы и легковые автомобили высокой проходимости (типа вскоре появившихся "ГАЗ-64" и "ГАЗ-67"), а в бою с серьезным противником, располагающим мощной артиллерией и линейными танками, применять тонкобронные и слабо вооруженные легкие танки было бы все равно бессмысленно.

Вплоть до конца 40-х - начала 50-х годов специального оружия и боевой техники в СССР для ВДВ не создавалось, если не считать смехотворной по своему калибру для конца Второй мировой войны 37-мм авиадесантной пушки образца 1944 года (да еще в принципе весьма подходящим для десантников оказался компактный пистолет-пулемет Судаева ППС-43).

Во время войны ВДВ Красной армии по прямому назначению применялись ограниченно и не очень успешно. Преимущественно их использовали как обычные, хотя и наиболее хорошо обученные стрелковые войска. В тех же десантах, что были высажены, бронетехника ВДВ участия практически не принимала, и в 1942 году танки с вооружения воздушно-десантных соединений были сняты.

Следует признать неудачными и специально созданные авиадесантные танки США и Великобритании периода Второй мировой войны: "Локуст", "Тетрарх" и "Гарри Гопкинс". В большинстве своем они не участвовали в боевых действиях из-за слабого вооружения и бронирования, а также в силу конструктивных недостатков. С английскими "Тетрархами" при высадке с десантных планеров в ходе Нормандской десантной операции 1944 года даже случилась трагикомичная история: часть из них застряла, запутавшись на земле в стропах валявшихся повсюду парашютов.

В отличие от своих противников немцы не стали обременять собственные парашютно-десантные войска не только никчемной бронетехникой, но и вообще транспортом, ограничив его преимущественно мотоциклами. В их числе - оригинальный полугусеничный мотоцикл-тягач HK-101 "Кеттенкрад" фирмы NSU. Последний стал первым в истории транспортным средством, специально разработанным для ВДВ. И это при том, что люфтваффе получили самые большие тогда в мире военно-транспортные самолеты Ме-323 "Гигант" грузоподъемностью 11 тонн, что позволяло принимать на их борт легкие танки.

Именно четкое понимание задач, стоящих перед "крылатой пехотой" - включая расчет на то, что транспорт десантники захватят на месте после высадки, - позволило командованию ВДВ гитлеровской Германии избежать ошибочных решений по оснащению их ненужной техникой.

Германии удалось создать помимо "Кеттенкрада" еще и ряд образцов специальных "парашютистских" огневых средств. Это, например, знаменитые пистолеты-пулеметы МР-38 и МР-40, автоматическая винтовка FG-42, достаточно мощные и мобильные 75-мм и 105-мм безоткатные орудия, облегченные 20-мм автоматические зенитки на складном лафете, модифицированные для ВДВ противотанковые ружья, реактивные пусковые установки Do-Gerat и т.д. Тяжелая, совершенно неавиатранспортабельная боевая техника (например, самоходно-артиллерийские установки) в немецко-фашистских ВДВ появилась лишь тогда, когда парашютистов "спешили" и стали, как и в Красной армии, использовать в общевойсковых боях в качестве элитной пехоты. Но это было вынужденным решением.

КАШУ МАСЛОМ НЕ ИСПОРТИШЬ?

После окончания Второй мировой войны началось возрождение советских воздушно-десантных войск. Танки они не получили - хотя опытные образцы авиатранспортабельных легких танков появились. Но участие парашютистов в общевойсковых боях все равно было предусмотрено, для чего уже в 50-х годах начали оснащать ВДВ тяжелым (применительно к данному роду войск) вооружением: 85-мм самодвижущимися пушками СД-44, 140-мм реактивными пусковыми установками РПУ-14, авиадесантными самоходными противотанковыми пушками 57-мм АСУ-57 (по девять на каждый парашютно-десантный полк). И в дальнейшем 85-мм АСУ-85 (по 31 на воздушно-десантную дивизию), а также бронетранспортерами БТР-40. Отметим, что СД-44, РПУ-14 и АСУ-57 десантировались парашютным способом, а АСУ-85 и БТР-40 - посадочным.

Если установку РПУ-14, исходя из определенной специфики ее применения (нанесение внезапных ударов по площадям), еще можно было считать подходящей для ВДВ системой, то неужели кто-то из советского военного руководства действительно считал, что части ВДВ с их легкобронированными авиадесантными самоходками и маломаневренными пушками СД-44 можно успешно задействовать в прямом столкновении с танковыми войсками и мотопехотой противника? В этом случае сама философия возможного применения ВДВ была порочной.

Конечно, можно сказать и так: "Ну и что? В любом случае кашу маслом не испортишь! Лучше эти самоходки, чем вообще ничего". Ой ли? "Масло" - бронированная техника для ВДВ - стоило денег, и денег немалых. Эффективно же применить эту технику в полномасштабном общевойсковом бою ВДВ все равно бы не смогли. А для ограниченной борьбы с танками ВДВ уже в 50-е годы достаточно было иметь компактные средства: 82-мм и 107-мм безоткатные орудия Б-10 и Б-11, 40-мм ручные противотанковые гранатометы РПГ-2.

АМЕРИКАНСКИЕ НОВШЕСТВА

Любопытно, что в штатах 1947 года, предусмотренных для воздушно-десантной дивизии США, бронетанковая техника отсутствовала полностью, зато обращала на себя внимание насыщенность автомобилями (593) и легкими противотанковыми средствами - базуками (545). Однако в конце 50-х годов американцы разработали штаты так называемых пентомических дивизий, оптимизированных, как считалось, для ведения боевых действий в условиях гипотетической ядерной войны. По этим штатам воздушно-десантная дивизия США должна была иметь 615 бронетранспортеров, собственное ракетно-ядерное оружие (комплекс "Литтл Джон") и 53 вертолета.

Но очень скоро американцы убедились в громоздкости такой организационной структуры. В результате, согласно штатам 1962 года, бронетранспортеры из воздушно-десантной дивизии, как и "Литтл Джоны", убрали, количество автомобилей увеличили до 2142, а вертолетов - до 88. Правда, янки тоже не обошлись без увлечения авиадесантной самоходной противотанковой артиллерией - имеются в виду гусеничные истребители танков "Скорпион" с открыто расположенной 90-мм пушкой. Однако "Скорпионы" превосходили АСУ-57 в могуществе вооружения, а от АСУ-85 выгодно отличались меньшей массой и возможностью десантирования на парашютах.

Отказавшись от сомнительного в плане защитных свойств сплошного противопульного бронирования (как у АСУ-85) и открытого сверху бронекорпуса (как у АСУ-57), американцы приблизились к созданию наиболее для своего времени оптимальной по тактико-техническим характеристикам подвижной артиллерийской системы для ВДВ. Нечто подобное, но не на гусеницах, а на колесах, пытались создать в СССР - 85-мм полубронированную самоходную пушку СД-66 с использованием элементов шасси автомобиля "ГАЗ-63". Но "довести до ума" ее так и не удалось.

Впоследствии в состав воздушно-десантной дивизии армии США вошел батальон легких танков (54 танка "Шеридан" со 152-мм орудиями-пусковыми установками, стреляющими ПТУР "Шиллейла"). Боевая ценность этого подразделения оказалась весьма спорной, особенно с учетом выявленных в ходе войны во Вьетнаме недостатков "Шеридана": ненадежность двигателя и комплекса ракетно-пушечного вооружения и т.д. Сейчас танкового батальона в американской воздушно-десантной дивизии нет, зато есть целая бригада армейской авиации и разведывательный вертолетный батальон.

СОВЕТСКОЕ БРОНЕПАРАШЮТНОЕ ВЕЛИКОЛЕПИЕ

Поступление, начиная с 60-х годов, на вооружение комплексов ПТУР (сначала "Шмелей" с самоходной пусковой установкой на шасси "ГАЗ-69", а затем переносных) практически решило вопрос об оснащении советских ВДВ легким, мощным и достаточно дальнобойным противотанковым оружием. В принципе оснащение частей ВДВ специальным парашютно-десантным вариантом грузовика "ГАЗ-66" - "ГАЗ-66Б" решало и вопрос их мобильности. Но Минобороны СССР по-прежнему грезились общевойсковые сражения в тылу противника.

Поэтому в ВДВ начали поступать специализированные РСЗО "Град" (авиадесантируемые БМ-21В "Град-В" на шасси "ГАЗ-66Б") и обычные 122-мм гаубицы Д-30. А главное, была принята на вооружение боевая машина десанта БМД-1, клоном которой стал бронетранспортер БТР-Д, рассматривавшийся в качестве шасси под командно-штабную машину, самоходной пусковой установки комплекса ПТУР "Конкурс", перевозчика расчетов ПЗРК и др. Получилось, конечно, внушительно, но дорого. И бессмысленно с точки зрения защитных свойств - для решения специфических задач, стоящих перед ВДВ, броня вообще не нужна, а в тяжелом общевойсковом бою без поддержки основных боевых танков и вертолетов шансов выжить у всего этого советского бронепарашютного великолепия (включая также появившиеся позже БМД-2 и БМД-3) не было никаких.

В плане критерия "стоимость-эффективность" представляется также, что буксируемые автомобилями "ГАЗ-66" (или даже "УАЗ-469") дешевые 120-мм универсальные орудия "Нона-К" куда предпочтительнее для ВДВ, чем бронированные самоходки "Нона-С".

Таким образом, по своему составу советские воздушно-десантные дивизии (на момент распада СССР - более 300 БМД, около 200 БТР-Д, 72-74 САО "Нона-С" и 6-8 гаубиц Д-30 в каждой) для использования по прямому назначению были явно перетяжелены "броней", а в качестве авиатранспортабельных мотострелковых соединений являлись слишком слабыми, чтобы в прямом столкновении успешно противостоять танковым и мотопехотным соединениям вероятного противника, в случае стран НАТО располагающего к тому же большим количеством вертолетов - носителей ПТУР.

ПОРОЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Так зачем нашим воздушно-десантным войскам нужна сегодня новая дорогостоящая БМД-4? Сама по себе, без взаимодействия с основным боевым танком (который на парашютах не сбросишь), особой ценности в общевойсковом бою она не представляет, как и ее предшественницы, - что бы там ни говорили апологеты "брони" для ВДВ. Может быть, лучше подумать, как реформировать воздушно-десантные войска, в том числе и в техническом плане, применительно к задачам, которые они должны выполнять?

Воздушному десанту нужны не легкосгораемые БМД, а более дешевые унифицированные внедорожные автомобили (они же платформы для различных комплексов вооружения) типа американского "Хаммера", легкие боевые машины-"багги" вроде английской "Кобры" и универсальные колесные транспортеры по образцу, скажем, немецкой "Краки". Отдаленным аналогом последней можно считать транспортер переднего края "ЛуАЗ-967М", на который советскими десантниками устанавливались 73-мм станковый противотанковый гранатомет CПГ-9, 30-мм автоматический гранатомет АГС-17. И - вертолеты. Воздушно-десантные войска, не имеющие сегодня собственных многоцелевых тактических вертолетов, - это анахронизм.

К сожалению, русских "Хаммеров", "Кобр" и "Крак" и уж тем более дивизионных вертолетов ВДВ России не имеют, и, видимо, оснащение их такой техникой не планируется вовсе. Нашим полководцам, похоже, до сих пор мерещатся какие-то грандиозные полевые битвы с участием бронированного воздушного десанта. А армейскую авиацию вообще додумались ликвидировать как род сухопутных войск, так что о ВДВ в этом плане и речи при нынешнем руководстве Минобороны не идет. Между тем более или менее подходящий для ВДВ образец вертолета уже разработан - это Ка-60 "Касатка".

Зато в своем полководческом "активе" нынешние российские военачальники имеют героическую гибель 6-й роты 104-го гвардейского парашютно-десантного полка в Чечне. На обозначенный в приказе рубеж в районе Улус-Керта та рота выходила на своих двоих. И сражалась против чеченских боевиков так же отчаянно, как и многие "спешенные" советские десантники во время Великой Отечественной войны - без авиационной поддержки, вызывая огонь собственной артиллерии на себя. Уж чего-чего, а человеческого материала в распоряжении воевод нашего немилосердного Отечества всегда хватало.

Арбатские генералы, так и не понявшие роль вертолета в современной войне, присматриваются к новой бронетехнике, созданной в соответствии с напрочь устаревшей философией бронированного кулака середины прошлого столетия. Так что менять, наверное, нужно не только технику, но и многих людей с золотыми зигзагами на погонах. И ставить на их место тех, кто на собственном боевом опыте убедился в порочности этой философии. Но, увы, решения у нас до сих пор принимают именно такие вот "философы" и те, кто доверяет их "полководческому таланту" в силу собственной некомпетентности.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Номенклатура следующего хозяина Белого дома будет антикитайской

Номенклатура следующего хозяина Белого дома будет антикитайской

Владимир Скосырев

Проводниками внешней политики, вероятно, станут чиновники, считающие  КНР угрозой для США

0
1259
Ни у кого нет полной картины рынка труда. Даже у ЦБ

Ни у кого нет полной картины рынка труда. Даже у ЦБ

Анастасия Башкатова

Центробанк усомнился в данных рекрутинговых компаний

0
1524
Картофель россиянам привезут из дружественных стран

Картофель россиянам привезут из дружественных стран

Ольга Соловьева

Кабмин выделит 30 миллиардов рублей на субсидирование льготных кредитов для аграриев

0
1566
Оправдательных приговоров по-прежнему четверть процента

Оправдательных приговоров по-прежнему четверть процента

Екатерина Трифонова

Обвинительный уклон обусловлен требованием стабильности судебных решений

0
1237

Другие новости