0
863
Газета Армии Интернет-версия

15.04.2005 00:00:00

«Тополи» сохнут на корню

Тэги: рвсн, Воевода, вооружение, эксплуатация


В последний день марта заместитель командующего Ракетными войсками стратегического назначения (РВСН) генерал-лейтенант Виталий Линник сделал заявление о том, что в 2005 году с боевого дежурства будет снят боевой железнодорожный комплекс (БЖРК) с ракетами РС-22 "Скальпель". По словам ракетного военачальника, сокращение "предусмотрено планом строительства Вооруженных сил России". Надо полагать, что в этом случае в РВСН предусматриваются адекватные меры по поддержанию боеготовности войск и в сокращаемом составе. Только это, так сказать, по мнению всех россиян. Однако специалисты говорят, что в некогда грозных ракетных войсках значительно поубавилось и сил, и средств.

Стоит напомнить, что российские БЖРК - очень эффективное и грозное наступательное оружие, равного которому нет в мире. Его весьма опасаются на Западе. Поэтому не случайно в известном Договоре о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ), от которого сейчас всеми силами открещиваются США, особенно тщательно проработаны вопросы уничтожения именно этого неуязвимого вооружения. Утилизация комплекса началось еще в 2002 году. К настоящему времени в Брянске на центральном ремонтном заводе РВСН ликвидировано уже 14 пусковых установок БЖРК.

Согласно данным из военных источников, теперь к ним примкнут еще около 12 межконтинентальных баллистических ракет (МБР) БЖРК из прекращающей свое существование дивизии РВСН, дислоцирующейся в районе Костромы. Всего же в наших ракетных войсках было 36 МБР БЖРК. Оставшиеся 20 или чуть более МБР "Скальпель" пойдут на утилизацию в 2006 году.

Одновременно с костромской дивизией будет ликвидировано и соединение ракетных войск в Челябинской области, расположенное в районе населенного пункта Карталы. Там на вооружении находятся тяжелые жидкостные ракетные комплексы с ракетами РС-20 по российской классификации "Воевода", а по западной - "Сатана", которые несут девять ядерных боеголовок индивидуального наведения.

Вот только на этом процесс сокращения стратегических вооружений не завершится. По данным Минобороны РФ, до 2006 года предполагается ликвидировать еще ряд ракетных соединений. Поэтому вполне справедливо напрашивается вопрос, не происходит ли в настоящее время в России односторонняя ликвидация национального ракетно-ядерного щита? Все ли действия российского военно-политического руководства обусловлены положениями известного Договора СНВ, который на Западе определенные политические силы считают уже устаревшим? Однако на этот счет в главкомате РВСН считают, что все идет строго по планам нынешнего российского военного строительства и в соответствии с международными договоренностями.

В то же время, несмотря на бодрые заявления, в наших РВСН не все так гладко. Так, еще в прошлом году ракетный командующий генерал-полковник Николай Соловцов откровенно поведал о том, что главной проблемой подчиненных ему стратегических войск является стремительное старение ракетных комплексов. Примерно 80% из тех, которые несут боевое дежурство, уже выработали гарантийные сроки эксплуатации. И только благодаря профессионализму личного состава удается пока обеспечивать работоспособность сложной боевой техники. Срок эксплуатации тех же тяжелых ракет РС-20 продлевался неоднократно. Но, как говорится, всему есть предел. Так что по вполне прозаической причине - старения вооружения - ныне прекращает свое существование целая дивизия этих ракет. И процесс этот будет и дальше стремительно нарастать.

Дело все в том, что и РС-20, и РС-22 были в свое время сконструированы и производились на Украине. По существующим нормам и законам производители вооружения обязаны вести в течение всего срока эксплуатации научно-техническое сопровождение. При выявлении различных отклонений, не говоря уже о дефектах, полагается оперативно обслуживать изделия, проводить модернизацию в интересах повышения боевых характеристик и надежности данного образца ракетного вооружения. Но Украина уже давно обрела статус независимого государства. Разумеется, иностранцы, хотя и русскоговорящие, по российским законам не могут быть допущены в секретные войска. И хотя в нашем Генштабе планируют эксплуатировать те же тяжелые РС-20 еще лет десять, они все равно стареют и без надежного заводского обслуживания и ремонта, их рано или поздно придется списывать в утиль и разделывать на металлолом на специальной базе по утилизации в Нижегородской области.

Конечно, международные договоренности выполнять надо и пускать под нож "Воеводу" так или иначе придется. Только вот сложившаяся в мире обстановка, а также экономическая ситуация в нашем государстве явно не позволяют полностью отказаться от этого грозного вооружения, составляющего на сегодня основу РВСН.

По информации, поступившей из штаба РВСН, командованию вместе с рядом генеральных конструкторов из российского ОПК удалось найти приемлемые пути продления сроков эксплуатации РС-20. Эта начавшаяся еще в 2004 году работа даст возможность "Воеводе" прослужить еще 10-15 лет. Одновременно с этим на вооружение будут поступать мобильные ракетные системы "Тополь-М". Сейчас в РВСН уже несут боевое дежурство четыре таких мобильных полка, в которых находится на вооружении 40 тополиных пусковых установок.

Казалось бы, радоваться надо тому, что, несмотря на нынешние экономические трудности, российская наземная стратегическая ракетно-ядерная группировка все же обновляется. Однако тот же командующий РВСН в прошлом году заметил, что "с учетом состояния экономики мы можем каждые два года ставить на вооружение один полк новых машин". Нетрудно подсчитать, что через 15 лет, когда окончательно устареют "Воеводы", у нас останется всего 200 пусковых новейших комплексов "Тополь-М". Ведь даже значительно увеличенный российский военный бюджет 2005 года позволяет закупать лишь единицы отдельных вооружений.

До сих пор не спрогнозировано, сколько денег необходимо в перспективе на всеобщее переоснащение РВСН. К тому же постепенно придется пускать на металлолом и значительное количество более старых подвижных ракетных комплексов "Тополь". В итоге наземная составляющая нашего ракетно-ядерного щита вместо нынешних 500 МБР вполне может "усохнуть" до 300.

Можно, конечно, сказать, что для глобальной ракетно-ядерной катастрофы хватит и десяти МБР, долетевших до определенной им цели. Но это от лукавого. В настоящее время США, несмотря на все международные договоренности, развивают свою программу национальной противоракетной обороны (НПРО). У нас сейчас открыто не говорится, каких результатов американцы и их союзники достигнут, скажем, через пять-десять лет. Да и понятно, почему происходит замалчивание в стране такой информации. Зачем лишний раз нужно всколыхнуть общественное мнение на фоне официальных и бодрых заявлений об управляемости и надежности нашего национального ракетно-ядерного щита?

Однако не без опасения некие специалисты говорят, что, возможно, через десять лет на каждую российскую МБР американцы нацелят свои разнообразные системы ПРО и антиракеты. Так что нынешнее сокращение, хотим мы этого или нет, явно проводится нашим государством в одностороннем порядке, хотя и в соответствии с международными договорами.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
867
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
937
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
1206
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
851

Другие новости