Служба военного раввината израильской армии, с одной стороны, во многом аналогична службе военных капелланов в армиях других стран, но, с другой стороны, сохраняет специфические черты, определяемые боевыми традициями израильской армии и требованиями иудаизма.
Среди многочисленных управлений и командований Генерального штаба ЦАХАЛа (Армия обороны Израиля, от Цва Хагана ле Исраэль. - Ред.) есть управление, решающее не боевые задачи армии, а духовные - Главный военный раввинат (Раббанут Цваи). Основным его назначением является удовлетворение религиозных запросов военнослужащих и контроль за соблюдением религиозных законов в армейских условиях.
Военный раввинат возник одновременно с ЦАХАЛом в 1948 году, во время Войны за независимость. Приказом начальника Генерального штаба во главе военного раввината был поставлен раввин Шломо Горен. После прохождения курса офицеров парашютно-десантных войск, когда раввину Горену было присвоено звание бригадного генерала, он приступил к формированию своего аппарата и подчиненных ему подразделений.
ДВА СПОСОБА СТАТЬ ВОЕННЫМ РАВВИНОМ
Военному раввинату присвоен статус управления Генерального штаба. Главный военный раввин назначается приказом начальника Генштаба ЦАХАЛа. Формально военный раввинат находится в подчинении Управления кадров Генштаба, но фактически от него независим. Управление сохраняет независимость и от гражданских религиозных структур, в том числе в вопросах назначения и присвоения званий военных раввинов. Построение раввината и уровни подчиненности соответствуют организационной структуре израильской армии.
В подчинении Главного военного раввина находятся раввины войсковых частей и соединений, родов войск и военных округов. Главные раввины военных округов (Центрального, Южного и Северного) имеют воинское звание полковник. Главные раввины родов войск носят воинское звание подполковника. Главному военному кантору также присваивается звание подполковник.
Раввины воинских частей и армейских баз имеют воинское звание капитан. Военные раввины приравнены к выпускникам высших учебных заведений.
В воинских частях и на армейских базах военный раввин находится, как правило, в подчинении командира части или его заместителя по кадрам. В аппарат военного раввина входят офицеры по религиозным вопросам ("кциней дат"), а также проходящие срочную службу солдаты и сержанты, выполняющие обязанности "раказ дат" - координаторов по религиозным вопросам. В раввинате есть отделения кашрута и Шаббата, где проходят службу инспекторы, осуществляющие надзор за нормами приготовления пищи и соблюдением Шаббата в армейских условиях. На военнослужащих раввината возлагается обязанность предоставить все необходимые духовные услуги религиозным солдатам.
В ходе военных действий в дивизиях формируются роты военного раввината, основным назначением которых являются поиск и погребение военнослужащих, павших в бою, в соответствии со всеми требованиями иудаизма. Формируются такие роты из резервистов.
Военными раввинами становятся двумя способами. Раввин, окончивший гражданское религиозное учебное заведение и получивший там смиху (диплом раввина), будучи призванным в армию, может пройти двухмесячные курсы армейских раввинов. После их окончания ему присваивается офицерское звание. Другой способ - подготовка военных раввинов непосредственно армией. В этом случае солдат срочной службы проходит офицерские курсы военного раввината и становится офицером по религиозным вопросам. Через несколько лет службы он может окончить курсы армейских раввинов и продолжить службу уже в этом качестве. Многие офицеры военного раввината являются выпускниками ешивот-хесдер (военных иешив), в которых изучение религиозных предметов сочетается с интенсивной армейской подготовкой по различным воинским специальностям. Выпускники ешивот-хесдер проходят службу в боевых частях и участвуют в боях.
ЭТИЧЕСКИЙ КОД БОЙЦА
Аппарат военного раввината следит за исполнением норм кашрута в воинских частях и на базах, за соблюдением еврейских праздников и религиозных обычаев в военное и мирное время. На всех больших армейских базах действуют стационарные синагоги, для удовлетворения религиозных нужд военнослужащих на удаленных точках организуются регулярные их посещения офицерами военного раввината. В последние годы в связи с тем, что многие военнослужащие-репатрианты из стран СНГ происходят из смешанных семей, военный раввинат организует для желающих обучение для прохождения гиюра (перехода в иудаизм).
Главный военный раввинат издает большое количество религиозной литературы, предназначенной специально для военнослужащих. К ней относятся сборники приказов и правил, разъясняющих исполнение религиозных обрядов в армейской среде, армейские молитвенники, содержащие кроме обычных специальные молитвы (к примеру, молитва перед атакой, погружением подводной лодки, боевым вылетом и т.п.), календари и другие подобные издания. Военный раввинат дает разъяснения по многим вопросам, связанным с исполнением воинского долга и соблюдением религиозных предписаний в специфических условиях воинской службы. В частности, к ним относятся разъяснения по проблеме "агунот" - жен военнослужащих, пропавших без вестий.
Важным направлением деятельности военного раввината является его участие в подготовке документов, определяющих моральные и этические нормы поведения военнослужащих в соответствии с основополагающими принципами иудаизма. В ЦАХАЛе предъявляются жесткие требования к моральным и нравственным устоям военнослужащих. Документ "Этический код бойца ЦАХАЛа", подготовленный совместно военным раввинатом и Управлением по воспитательной работе Генштаба, гарантирует чистоту оружия и определяет нормы взаимоотношений не только между военнослужащими, но и отношение к солдатам и мирному населению противника. Израильский воинский менталитет базируется на основополагающем принципе иудаизма о бесценности человеческой жизни. Причем этот принцип распространяется не только на самих израильтян, но и на противника.
На военный раввинат возложено также оказание содействия исполнению религиозных служб военнослужащими
ЦАХАЛа христианского, друзского и мусульманского вероисповеданий. С этой целью офицеры военного раввината взаимодействуют со священнослужителями соответствующих вероисповеданий.
Военный раввинат оказывает содействие в исполнении религиозных обрядов военнопленным различного вероисповедания. В последнее время появились предложения о создании служб, аналогичных военному раввинату, для военнослужащих иных вероисповеданий. При общем положительном отношении армейского командования к этому вопросу решение его пока задерживается из-за сокращений бюджетного финансирования армии.