0
2364
Газета Армии Интернет-версия

01.07.2005 00:00:00

Редеют ряды военно-воздушных извозчиков

Тэги: ВТА, прессконференция, денисов


Российская Военно-транспортная авиация и в мирное время "воюет". Именно ее тяжелые самолеты в январе этого года доставляли гуманитарную помощь в зону колоссального стихийного бедствия в Индонезии. Постоянно ВТА возит грузы и российским миротворцам в горячие точки мира. А вот о самой 61-й воздушной армии, о ее буднях и праздниках, о пилотах и техниках, о достижениях и острейших проблемах до обидного мало известно в нашей стране. Поэтому немалый интерес вызвала пресс-конференция в "Интерфаксе-АВН" командующего ВТА России генерал-лейтенанта Виктора Денисова, состоявшаяся в последних числах мая.

ЧТО ТАКОЕ ВТА

Сухие цифры официальных отчетов красноречиво показывают деятельность российской Военно-транспортной авиации. Так, во время войны в Афганистане экипажи ВТА выполнили 27 тысяч самолето-рейсов. По воздуху перевезли, а во многие районы этой горной страны других дорог попросту нет, 880 тысяч тонн различных грузов. Именно 61-я воздушная армия создала в считанные часы воздушный мост, соединивший все российские силовые структуры с Чечней во вторую войну. Аэродромы Махачкалы, Моздока летом, осенью, зимой 1999-2000 года буквально гремели от гула десятков военно-транспортных самолетов. Не будь у России мощной воздушной армии в составе ВВС - вторая чеченская значительно бы растянулась по времени.

"За все эти годы не было ни одного конфликта с участием советских, а потом российских войск, - откровенно рассказал на встрече с журналистами командующий 61-й воздушной армией генерал-лейтенант Виктор Денисов, - где бы ни участвовала ВТА. Начиная с 1988 года с конфликта в Нагорном Карабахе ВТА очень широко стала привлекаться для переброски войск, техники, грузов в различные горячие точки на территории СССР, потом России и различных регионов ближнего и дальнего зарубежья. Но с 1995 года наша роль по переброске самих войск стала уменьшаться, а повысилось участие в миротворческих операциях ООН. Наши транспортные самолеты, например, перебрасывали бригаду ВДВ на аэродром Тузла в Боснии, обеспечивали ее всем необходимым. В настоящее время возим грузы для российских миротворцев в Сьерра-Леоне, группы войск в Закавказье, 201-й мотострелковой дивизии в Таджикистане. По заявкам командования совершаем дальние полеты".

Предстоящий вывод российских военных баз из Грузии поставил новые задачи перед руководством Минобороны РФ. У командующего Виктора Денисова журналисты поинтересовались, что будет ли участвовать его воздушная армия в этой операции. Вот что он ответил:

- В свое время мы активно вывозили войска и различные грузы из Германии. Очевидно, будем участвовать и в выводе российских войск с грузинской территории. Для этого будут использоваться все имеющиеся там местные аэродромы. Естественно, что это будет предварительно согласовываться с грузинской стороной. Дело все в том, что для Ан-124 необходимы одни аэродромы, для Ан-22 другие, иные и для Ил-76. Конечно, в первую очередь будут задействованы те, на которые сейчас летают экипажи ВТА. Например, Гюмри. Но остальные только после согласования с грузинской стороной.

НА ЧЕМ ЛЕТАЕТ ВТА

"В советское время отечественная ВТА, - рассказал генерал Денисов, - была вооружена 4 классами самолетов: среднетранспортные, тяжелые, сверхтяжелые, легкие. В настоящее время по оперативным потребностям российской армии необходимо иметь 65% средних транспортных самолетов, 30-35% тяжелых и всего 5-10% стратегических транспортных самолетов. В перспективе здесь будет всего 3 класса самолетов. Конечно же, основным будет средний, а у легких лишь вспомогательные функции".

Так что в штабах уже идет организационная перестройка Военно-транспортной авиации. Кроме того, работа идет и по качеству техники. Ряд серьезных аварий и летных происшествий в ВВС РФ привели к тому, что усилились критические оценки технического состояния отечественной военной авиации. Масла в огонь здесь подлили зарубежные партнеры. Якобы из-за повышенной шумности практически половина земного шара закрыта для полетов Ан-124, Ил-76, Ан-22. Поэтому в обществе сложилось устойчивое мнение, что отечественные самолеты старые, ненадежные, поэтому у нас большая аварийность.

- Нельзя с этим согласиться, - уверенно заявил генерал-лейтенант Виктор Денисов. - Для самолетов ВВС, в том числе и ВТА, установлен полетный ресурс. При нормальной технической эксплуатации, проведении плановых ремонтов они должны летать безаварийно. Тем более что к 1993 году у нас практически весь самолетный парк обновился. При соответствующем техническом обслуживании самолеты Ил-76МД, Ан-124 могут летать еще 20 и более лет.

Весьма активно участвуют в модернизации российских военно-транспортных самолетов украинские предприятия.

- Два года назад специалисты из Запорожья на аэродроме Сеща отремонтировали локальным ремонтом 19 двигателей. В этом году исправлено уже 2 движка к антоновским машинам. А в общей сложности на запорожском предприятии согласно государственному оборонзаказу РФ в этом году будет отремонтировано 9 двигателей Д-18. Сейчас государственный посредник "Рособоронэкспорт" решает все процедурные вопросы по их отправке на Украину.

Явно не хотят расставаться в ВТА и с заслуженным ветераном - военно-транспортным самолетом Ан-22.

- Он по календарному сроку эксплуатации скоро отметит свое 30-летие. В этом полугодии закончены работы по его ресурсным испытаниям. Ветеран имеет неоспоримые преимущества перед самым массовым транспортником нашей армии Ил-76. Большая грузовая кабина позволяет перевозить вертолеты без снятия редуктора винта, тяжелую гусеничную технику. И хотя этот без преувеличения уникальный по тактико-техническим возможностям самолет летает медленнее чем Ил-76, но зато он экономичнее. Уже сегодня двум самолетам Ан-22 продлен ресурс до 40 лет. Проходит испытания следующая партия. А через десять лет опять будут проведены исследования и испытания этой машины, в результате которых еще увеличится срок ее эксплуатации. Так поступают со своим самолетным парком в богатых США, - отметил Виктор Денисов. - Там самолеты Б-52 летают до 50-60 лет. И это не предел эксплуатации машин такого класса. У нас же состояние самолетов ВТА, запас их прочности, ресурс позволяет их эксплуатировать еще 15-20 лет.

Однако стоит отметить, что исправность техники чисто по финансовым причинам сокращается. "Недостаточно закупается запасных частей, не в полном объеме выделяются средства на ремонт нашего самолетного парка". Именно в этом лежит корень причин высокой аварийности в российских ВВС. Далеко не улетишь даже на превосходных по своим качествам самолетах, но на которых старые, выработавшие свой ресурс двигатели, топливные, электрические и другие системы. Летчики ВТА из-за сверхизношенности своей техники порой вынуждены проявлять чудеса героизма.

Пару лет тому экипаж подполковника А.Зеленко перевозил к месту службы 232 призывника. Во время взлета с аэродрома дозаправки и набора высоты в самолете Ил-76МД стали последовательно отказывать электрооборудование, системы: топливная, гидравлическая, управления механизацией, шасси. В левом полукрыле возник пожар. На борту транспортника находились 232 человека. Казалось, катастрофа неминуема. С такими неисправностями да еще с полными топливными баками было крайне сложно посадить самолет. Однако экипаж сделал невозможное. Уже горящий самолет с максимально допустимым весом был мастерски посажен на взлетно-посадочную полосу ограниченных размеров. Командир экипажа покинул самолет последним. За это подполковник А.Зеленко удостоен звания Героя России, а его экипаж награжден орденами.

Вот так летают наши военно-транспортные извозчики. Для ориентирования в воздушном пространстве они используют американскую спутниковую систему навигации. Российскую же систему навигации "ГЛОНАС" в ВТА по ряду причин, возможно, в том числе и финансовым, пока еще не осваивают. Правда, заморская техника еще не подводила. Однако военные эксперты однозначно говорят, что наша аппаратура не уступает, а по ряду параметров даже лучше. Да и в интересах национальной безопасности самолетам ВТА надо получать данные с отечественных спутников. Но нынешнее финансирование даже воздушной армии Верховного главного командования не позволяет избавиться от американской навигационной техники, которая, вполне вероятно, в случае возникновения разногласий между нашими странами вполне может неожиданно отключиться, что приведет к ослеплению российской ВТА. Огромные самолеты с войсками и техникой попросту заблудятся в безбрежном воздушном океане.

Не все ладно в ВТА и с переходом на контрактный принцип комплектования. Конечно, офицеры и прапорщики здесь профессионалы, личный состав по призыву выполняет лишь вспомогательные функции. Однако почему-то Минобороны РФ не спешит с кардинальной реорганизацией ВТА. Например, 76-я дивизия ВДВ стала полностью контрактным соединением, которое находится в режиме постоянной готовности. То есть по приказу готово в минимально короткое время погрузиться с боевой техникой в самолеты ВТА и лететь в любую точку страны для отражения нападения террористов или внешних врагов. Так и должна защищать свою страну наша армия. Но почему-то ВТА до сих пор не является армией постоянной готовности.

- В прошлом году мы подали такие предложения. К сожалению, за этот год ничего не изменилось, - ответил на этот вопрос Виктор Денисов, - на сегодняшний день создание таких частей необходимо, оно назрело само собой. ВТА совместно с псковским объединением ВДВ будет выполнять ряд предстоящих в летнем периоде обучения этого года задач. Было бы полезно сделать наш летный полк такой же частью постоянной готовности. В этом случае нам необходимо иметь стопроцентную укомплектованность личным составом, максимально исправный и пригодный для эксплуатации парк авиационной техники. Полкам будет уделяться больше внимания, станет больше полетов, выше подготовка и натренированность экипажей. Если была бы возможность, то каждый полк должен стать частью постоянной готовности.

А пока финансирование в летном полку ВТА хуже, чем в дивизиях ВДВ, и из-за этого никак не удается поддерживать стопроцентную укомплектованность личным составом, иметь исправную в немедленной готовности к полетам всю авиатехнику.

Однако в ВТА не унывают. Работы ведь непочатый край. Взять хотя бы перспективную военно-транспортную технику.

- Уже в этом году на базе российского КБ "Ильюшин" под руководством главнокомандующего ВВС прошла макетная комиссия, которая рассмотрела проект легкого военно-транспортного самолета Ил-112. В результате в данное время ускоренными темпами идет его проектирование и разработка. Вполне возможно, что в 2006-2007 годах он взлетит и будет выпущена установочная партия крылатых машин. У этого самолета по всем показателям более высокие характеристики, чем у предшественников.

Сложнее решается вопрос по среднетранспортному самолету. Здесь идет весьма жесткая борьба между ныне летающими Ил-76-МФ и перспективными Ан-70, Ан-148, Ту-334, Ил-216. Командование исследует возможности этих машин по авиационному оборудованию, десантно-транспортной нагрузке, дальности и продолжительности полета для того, чтобы отдать предпочтение на производство и поставку на вооружение российской армии и ВВС самого лучшего в своем классе самолета.

А ЛЕТЧИКИ ПОТОМ

Уже более 15 лет военные летчики не считаются в нашей стране преуспевающими во всех отношениях военнослужащими. Обветшали летные городки, закрылись в них многие социальные объекты, сократилось ниже прожиточного минимума денежное содержание летного и инженерно-технического состава. И в условиях острейших социальных проблем личный состав ВТА выполняет полностью свои обязанности. Например, приказ на оказание помощи Индонезии поступил, как всегда, для военных неожиданно. В кратчайшие сроки 6 экипажей на Ил-76 и один на Ан-124 подготовились к дальним, сложным полетам. За 14 самолето-рейсов на другую сторону нашей планеты они перевезли 450 тонн самых необходимых грузов, целый мобильный госпиталь, 22 единицы техники, 200 человек. Все экипажи за профессионализм и мужество были поощрены министром обороны. Но даже высокие награды не компенсируют нынешних социальных трудностей в ВТА.

В настоящее время в воздушной армии Верховного главного командования 3800 бесквартирных офицеров. По слухам, это почти каждый третий. Ежемесячная получка военных летчиков не соизмерима с зарплатой гражданских пилотов. Такое же положение у инженеров и техников.

- До января этого года, - как откровенно заявил генерал-лейтенант Виктор Денисов, - до монетизации льгот, которая должна была значительно повысить денежное содержание военнослужащих, в ВТА лейтенанты, капитаны получали 6-8 тысяч рублей в месяц, техники - 5-6 тысяч, прапорщики - 4-5 тысяч. После января их зарплата увеличилась до 9-10 тысяч рублей. Основная категория военнослужащих, которая выполняет боевые задачи, получает в месяц 8-10 тысяч рублей". На такие средства, да еще семейным, явно не сладко живется. "Из-за этого из ВТА ежегодно увольняются немало 32-33-летних капитанов и майоров, которые стали за 10 лет службы специалистами 2 или 1 класса. Но они по закону заработали право увольняться в запас на пенсию.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
461
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2173
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1413
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1049

Другие новости