Министр обороны РФ Сергей Иванов после спасения экипажа мини-подлодки АС-28 "Приз" пообещал, что "разбор заплывов и ныряний будет проведен очень серьезно. Назначена специальная комиссия по анализу всех действий сил флота, всех должностных лиц Министерства обороны". Прокуратура возбудила уголовное дело по статье "Халатность", и более 20 следователей принялись за работу в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Владивостоке и Петропавловске-Камчатском. И первым обвиняемым, как стало известно вчера, стал капитан спасательного судна Тихоокеанского флота (ТОФ) "Георгий Козьмин" капитан 2 ранга Виктор Новиков.
АДМИРАЛАМ БЫЛО ЧТО СКРЫВАТЬ
Помощник командующего ТОФ капитан 1 ранга Александр Косолапов отказался прокомментировать возбуждение уголовного дела в отношении капитана спасательного судна "Георгий Козьмин". Не удалось получить комментарии и в военной прокуратуре флота. А в Главной военной прокуратуре "НГ" рассказали, что 15 августа прокуратура ТОФ возбудила против капитана спасательного судна "Георгий Козьмин" уголовное дело по ч. 1 ст. 293 УК РФ (халатность). По данным прокуратуры ТОФа, из-за непрофессиональных действий Виктора Новикова во время спасательной операции АС-28 был выведен из строя подводный телеуправляемый аппарат "Веном". По предварительной оценке специалистов, тем самым нанесен военному бюджету ущерб примерно в 10 млн. рублей.
Как рассказал "НГ" известный флотский специалист адмирал Эдуард Балтин, по статье "Халатность" капитан спасателя может получить до трех лет лишения свободы. А комментируя предположения некоторых экспертов, что таким образом в истории с АС-28 найден крайний, Эдуард Балтин отметил: "Это не совсем так. Скорее всего дело в том, что на флоте в настоящее время действительно нередко специалисты работают спустя рукава. Что просто недопустимо - море не прощает малейших ошибок".
Стоит вспомнить, что поначалу флотское руководство стремилось скрыть правду об испорченном аппарате. Командующий ТОФ Виктор Федоров сказал: "Был у нас аппарат "Веном", который имеет определенные возможности. Но он буквально после второго галса вышел из строя... Такова имеющаяся на вооружении тихоокеанцев техника спасения". Начальник штаба группировки войск и сил на северо-востоке РФ контр-адмирал Александр Витко на пресс-конференции 9 августа высказался не менее резко: "В нашем распоряжении есть рабочий необитаемый аппарат "Веном", однако он оказался слишком громоздким и неповоротливым для проведения подобных работ".
Только 12 августа начальник Главного штаба ВМФ адмирал Владимир Масорин заявил: "Когда его (аппарат "Веном". - "НГ") стали применять, применили неправильно. Испортили наши люди. Причины, которые привели к этому, - наши головотяпство, разгильдяйство и безответственность".
КАК ВЫ СУДНО НАЗОВЕТЕ...
"Испортили" - это о сгоревших в результате броска напряжения четырех мощных компьютерах "Венома". До этого никто из адмиралов не осмелился сказать, что аппарат сожгли неумелые операторы: штатным расписанием на борту "Георгия Козьмина" не предусмотрены обслуживающие "Веном" профессиональные специалисты с высшим образованием. А для управления аппаратом их требуется двое - если работать в одну смену.
Но если говорить о халатности и некомпетентности, то начинать следует с того, что мини-субмарина АС-28 "Приз" предназначена для спасения экипажей затонувших подлодок. А ее использовали для подводных работ. Спасатель "Георгий Козьмин" - специальное судно-носитель мини-подлодок. Их на нем должно быть две - но вторую давно списали. В этой ситуации, без подстраховки, "Приз" вообще не должен погружаться - но приказы адмиралов не обсуждают. Еще два "Приза" должен нести спасатель "Алагез", прибывший к месту аварии, но оба они отправлены в ремонт на неопределенный срок.
Вообще из 14 спасательных мини-субмарин проектов 1855 "Приз" и 18270 "Бестер" на всех флотах осталось только 4. А после возникновения аварийной ситуации мини-подлодку тут же переименовали в военный батискаф, который якобы совершал штатную работу.
Заместитель главного конструктора ЦКБ "Лазурит" Геннадий Болонин, находившийся на борту АС-28, сказал на пресс-конференции, что для ремонта гидроакустической антенны имелись специальные автономные рабочие снаряды - АРС. "Но эти АРСы давно сгнили - срок прошел, - заявил конструктор. - В свое время было закуплено импортное оборудование, и оно стоит на наших судах - телеуправляемый аппарат. Он и должен был решать нашу задачу, но его уже два года не могут почему-то ввести в строй. Вот и приходится использовать спасательные аппараты".
После катастрофы "Курска" Минобороны закупило на 30 млн. долл. глубоководные скафандры, шесть глубоководных аппаратов "Тайгер" и два "Венома" - но не предусмотрело для них штаты с приличной зарплатой, систему обучения и тренинга. И эта халатность - самая первая в цепочке. Один "Тайгер" утопили, когда обследовали затонувшую подлодку К-159. Один "Веном" спалили, когда спасали АС-28. Кто на очереди?