- На закупку вооружений в проект бюджета на 2006 год заложены 225 млрд.руб., - сообщил на днях министр обороны РФ Сергей Иванов. Это на 38 млрд. больше, чем в нынешнем году (187 млрд. руб.) Рост более чем на млрд. долл. И на все эти деньги будут закуплены 7 ракет "Тополь-М", 17 танков и модернизированы (а не куплены новые) 17 истребителей Су-27. Заместитель начальника управления начальника вооружений Минобороны генерал-майор Александр Рахманов уже заявил, что увеличение бюджета "из-за инфляции и роста цен не повлияет на увеличение закупок".
А ведь буквально в мае генерал Рахманов с оптимизмом говорил на Санкт-Петербургском военно-морском салоне IMDS-2005, что в 2005-2006 годах "мы практически полностью перейдем на новое поколение вооружения". Ему вторил заместитель главкома ВВС РФ генерал-полковник Александр Зеленин, утверждая, что в 2006 году на вооружение поступят вертолеты Ми-28 "Ночной охотник". "Задача поставлена жестко, - сказал генерал-полковник, - как только в 2005 году будут завершены государственные испытания, машины начнут поступать на вооружение ВВС".
Только закупить ничего не удастся, как и в предыдущие годы. При этом примерно половина средств из года в год уходит на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Результаты этих многомиллиардных НИОКР можно было наглядно увидеть на МАКСе-2005 - ничего существенно нового по сравнению не только с МАКСом-2003, но и с МАКСом-2001.
Еще несколько лет назад российские оборонщики буквально стонали: нет заказов, заводы простаивают, армия не перевооружается. Сейчас стоны слышны все реже. Значит, возросшие затраты на закупку вооружений дают некоторый результат. Деньги госзаказа в ОПК пришли, хотя осязаемой отдачи в виде новых вооружений не дают.
Военный бюджет остается вещью в себе, засекреченной и запутанной. Для гражданского контроля лишь чуть приоткрыты некоторые статьи. Остальное абсолютно непрозрачно. Никто не знает, сколько стоит та или иная продукция. Известно лишь, что "Тополь-М" подорожал с 2000 года в 3,5 раза. Чем обоснован такой рост, никто не знает. Деньги налогоплательщиков просто размываются. В 2000 году на гособоронзаказ ассигновали 42,7 млрд. руб., в 2006 году - 225 млрд. руб., а закупки вооружений в том и другом году примерно равны по количеству.
В проекте государственного бюджета России на 2006 год по разделу "Национальная оборона" снова беспрецедентный рост расходов. По словам министра обороны РФ Сергея Иванова, он достигнет 668,3 млрд. руб. Непосредственно на Вооруженные силы планируется израсходовать 498 млрд. 755 млн. 200 тыс. руб. Это на 23,5% больше, чем в 2005 году.
Бюджет Вооруженных сил нынешнего 2005 года - 384,0437 млрд. рублей. Когда его утверждали осенью прошлого года, то иначе как "милитаристским" не называли. И многие эксперты и законодатели обращали внимание на небывалый рост ассигнований на армию флот. Рост расходов на оборону тогда составил около 30%. И звучали победные голоса: мол, теперь резко возрастет закупка вооружений, поднимется денежное довольствие военнослужащих, усилится боевая учеба и тому подобное.
Миновали три квартала 2005 года, и можно увидеть результаты. Состоялись большие маневры Северного флота, но и в 2004
году прошли точно такие же. И, как и год назад, группа кораблей отправилась на месяц в Атлантику. На Дальнем Востоке проведены российско-китайские учения. А за год до этого были большие российско-индийские учения в Аравийском море и Индийском океане.
То же самое с закупками вооружений и военной техники. Из года в год закупают 6-7 установок "Тополь" с ракетами, несколько спутников военного назначения, дюжину-другую единиц бронетехники, ремонтируется и модернизируется полтора десятка самолетов и вертолетов.
"Милитаристский" бюджет 2005 года в свете монетизации льгот оказался, наоборот, весьма "пацифистским". Военнослужащие еще не забыли, как они оказались вынуждены платить полностью за коммунальные услуги, проезд в транспорте и многое другое, а денежные компенсации отнюдь не покрывали эти расходы.
Ситуация повторяется из года в год. Бюджет национальной обороны растет на 20-30%, в денежном выражении это 1,5-2 млрд. долл., а то и больше, но в жизни армии и флота мало что меняется. Какие-то подвижки есть, но они, мягко говоря, не адекватны потраченным средствам.
Министр обороны Сергей Иванов уже попросил у правительства на 2005 год дополнительно 30 млрд. руб. - подорожал бензин и все такое. На Дальнем Востоке с середины года начались традиционные отключения электричества в воинских частях - задолженность перед энергетиками перешла все разумные пределы. А член комитета Госдумы генерал-майор Николай Безбородов напомнил, что по закону на оборону положено тратить 3,5% ВВП, а на 2006 год заложено лишь 2,7%.
Если учесть инфляцию в 10-12% в год, то прирост военного бюджета на 2006 год в 23% можно сразу делить пополам. С другой стороны, увеличение расходов на национальную оборону в 2006 году на 118 млрд. рублей - это 4 млрд. долл. - должно бы, кажется, удовлетворить аппетиты военного ведомства. Но, исходя из опыта предыдущих лет, можно смело сказать, что Минобороны этой прибавки просто не почувствует. Не хочется плохо думать о военных финансистах и их руководстве, но хорошие мысли тоже не приходят на ум.
Сравнительные данные оборонных бюджетов РФ
Финансирование | 2006 г. | 2005 г. | 2004 г. | 2003 г. | 2002 г. | 2001 г. | 2000 г. | 1995 г. | 1990 г. |
Бюджет (млрд. руб.) | 668,3 | 550,133 | 413,701 | 345,7 | 282,4 | 218,924 | 143 | 59,375 | 138 |
Проценты ВВП | 2,7 | 2,8 | 2,69 | 2,65 | 2,5 | 2,77 | 2,6 | - | - |
Закупка вооружений (млрд. руб.) | 225 | 187 | 148 | 119,5 | 80 | 51 | 42,7 | - | 71 |