0
1271
Газета Армии Интернет-версия

09.09.2005 00:00:00

Договор пришел на смену Штабу

Тэги: армия, снг, перегруппировка, штаб


Ликвидация Штаба по координации военного сотрудничества (ШКВС) стран СНГ, о которой так долго говорили политики, политологи и все кому не лень, свершилась! Так, перефразировав вождя Октябрьской революции, мог бы выразиться иной эксперт, узнав о соответствующем решении глав государств Содружества, принятом на саммите в Казани 26 августа. Лидеры еще отпустили Штабу время на "организацию похорон" - окончательно почить в бозе он должен до 1 января 2006 года. И в этих условиях лидером в деле развития военной интеграции на постсоветском пространстве явно выступает Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).

ПРОФАНАЦИЯ ВОЕННОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Идея распустить ШКВС возникала еще в 1999 году у генерала армии Анатолия Квашнина в бытность его начальником Генерального штаба РФ. Но тогда она всем показалась "дичью". Конкретное же предложение об упразднении Штаба (а заодно и Совета министров обороны Содружества) в числе других структур СНГ, "захлебнувшихся в бюрократии" и "оторванных от реальной жизни", прозвучало из уст Нурсултана Назарбаева на заседании "президентского клуба" в Астане 16 сентября прошлого года. С тех пор решения о ликвидации этого коалиционного оборонного органа действительно ждали как некоего если не революционного, то поворотного момента в деле военного сотрудничества 12 государств (все бывшие республики распавшегося СССР, кроме трех прибалтийских) на постсоветском пространстве. Тем более, что метания (упразднять - не упразднять?) проходили на фоне все усиливающихся амбиций ОДКБ, в которую входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан.

Пиар со стороны последней в этот период принял буквально атакующий характер. Например, было заявлено о намерении создать 10-тысячную южную группировку войск (Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан). Она-де вместе с 48-тысячной кавказской (российско-армянской) и 200-тысячной западной (российско-белорусской) группировками в рамках Организации будет надежно обеспечивать безопасность всех шести стран. Эта наступательная пропаганда велась как бы под девизом "Зачем нужен "мертвый" ШКВС, когда есть весьма дееспособная ОДКБ?"

Генеральный секретарь организации Николай Бордюжа обеими руками был за роспуск "изжившей себя структуры". Хотя по большому счету бывший главный российский пограничник просто не мог не воспользоваться очень выгодным моментом для укрепления позиций военного "союза шестерых". Ведь многие "общие оборонные инициативы", вырабатываемые ШКВС, не доходили даже до Совета министров обороны (СМО): военные эксперты из стран СНГ под разными предлогами душили их на корню. На рассмотрение же главам государств и вовсе поступало немногое, по большей части - мелочовка. И там либо не все все подписывали (либо не все все потом ратифицировали). "Вечно нейтральный" Туркменистан вообще не участвовал в этой деятельности. И "благие намерения" Штаба таковыми и оставались - документы в силу не вступали. Кроме того, некоторые государства СНГ (Азербайджан, Грузия, Украина) заявили о приверженности курсу вступления в НАТО. Их военные организации уже перенимают у альянса структуру, стандарты, оружие и боевую технику.

Между самими "дружащими армиями" государствами не раз дело едва не доходило до вооруженных конфликтов. Россия, например, не единожды намеревалась атаковать территорию Грузии, дабы уничтожить боевиков в Панкисском ущелье; в свою очередь, президент этой страны Михаил Саакашвили в интервью французскому изданию Liberation заявил, что "мы очень близки к войне с Россией, необходимо, чтобы население было подготовлено". Памятно и то, как украинские войска намеревались отражать "агрессию москалей" на островок Тузла в Керченском проливе (к нему с российской стороны тянули дамбу). Не позабылось также, как под гром проведенных Россией крупномасштабных военно-морских учений в августе 2002 года на Каспии после срыва переговоров по разделению этого моря-озера Москва дала понять Астане, Ашхабаду и Баку (а заодно и Тегерану), кто в Прикаспийском регионе играет первую скрипку.

В состоянии "вялотекущей войны" находятся Азербайджан и Армения - из-за Нагорного Карабаха.

А потом еще министр обороны Сергей Иванов начал грозить дубиной пресловутых превентивных ударов, которые Россия якобы готова наносить по любой точке на планете, где засели боевики-террористы, и прямым текстом заявлял, что в числе целей для таких ударов могут оказаться и страны СНГ┘

Таким образом ясно, что военная интеграция в подобных условиях являлась чистейшей профанацией. Говорят, что реально действует лишь Объединенная система ПВО стран СНГ, но после Ашулука-2005 (см. стр. 2 в этом номере "НВО"), выяснилось, что и она - довольно рыхлая. Как говорит тот же Бордюжа, наиболее "ее активные участники - опять же члены ОДКБ".

Наконец, крупномасштабными и продолжительными учениями с Китаем, закончившимися накануне саммита в Казани, Россия показала: вот каким должно быть истинное взаимодействие в военной сфере. Москва вовсю стремится развивать его в рамках ШОС - Шанхайской организации сотрудничества (Казахстан, Китай, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан), да еще и призывает Индию в этом активно участвовать.

Поэтому финал ШКВС вполне логичен. Как сказал поэт, была без радости любовь (к военному сотрудничеству), разлука (со Штабом) будет без печали. И впрямь: начальника Штаба генерала армии Владимира Яковлева, как и его сотрудников, пока никто не поблагодарил за их усердие.

КТО КУДА

"Казанским вердиктом" функции ШКВС передаются секретариату Совета министров обороны (СМО) СНГ. При этом штатная численность последнего увеличивается в два раза - с 10 до 20 человек. Отныне же, по информации источника "НВО" в секретариате, этот рабочий орган будет комплектоваться исключительно генералами и офицерами Российской армии. В то время как сейчас он формируется на квотной основе представителями военных ведомств Содружества.

Так что из 55 отпущенных "на вольные хлеба" звездоносцев упраздненного Штаба 10 вполне могут занять вновь открывающиеся вакансии в секретариате СМО. Остальные же 45┘ Впрочем, предписание саммита в Казани остающиеся без работы генералы и офицеры восприняли спокойно. "Все к тому шло, и было бы поразительно, если бы президенты вдруг решили сохранить нашу структуру, - сказал один из них корреспонденту "НВО". - Вот почему психологически мы были к этому готовы, и поиск других мест службы уже вели". По словам полковника, "паники нет, квотные представители готовятся к возвращению на родину, кто-то - к увольнению в запас, кто-то подыскивает себе должность в других военных структурах". По сведениям "НВО", в Штабе и впрямь служили много офицеров, выслуживших установленные законом сроки. Но и другие вполне могут воспользоваться "оргштатными мероприятиями" и уволиться, что называется, с хороших окладов на неплохие пенсии.

Неясной остается дальнейшая судьба лишь начальника ШКВС - еще довольно молодого, 51-летнего, генерала армии Владимира Яковлева, который с 1 января 2006-го также освобождается от должности.

УПРАЗДНЕН, НО ДОЛЖЕН ДЕЙСТВОВАТЬ

Теперь проблемами военно-технического сотрудничества, миротворческой деятельностью под флагом СНГ, Объединенной системой ПВО государств Содружества, а также борьбой с терроризмом будет заниматься секретариат СМО. Исполнительный секретарь Содружества Владимир Рушайло уже заявил по этому поводу, что с ликвидацией ШКВС не упраздняются его функции, "а лишь переносятся в другой орган" и что, мол, координация работы в области обеспечения безопасности, борьбы с терроризмом и международной преступностью - в числе приоритетных направлений взаимодействия. Реорганизация, по словам Рушайло, никоим образом на этом не скажется.

Речи исполнительного секретаря СНГ об остающейся "военной приоритетности" звучат довольно неуклюже. Потому что теперь на 20 человек секретариата СМО возложены обязанности 55. При том, что и "делопроизводством" министров обороны им надо будет продолжать заниматься. Тяжеловато придется коллегам, полагают в ШКВС (для сравнения: штат сотрудников секретариата и Объединенного штаба ОДКБ - 95 человек). И добавляют: "Увеличением численности СМО аж в два раза те, кто организовывает военное сотрудничество на постсоветском пространстве, только показали, что оно, это самое военное сотрудничество, им не нужно". Сказано было с непечатной приговоркой, резко, но от истины, видимо, недалеко.

Кстати, примерно та же ситуация и у Совета командующих пограничными войсками (СКПВ), которому в Казани предписали "урезаться" на 10%. Сейчас пограничное сотрудничество на просторах СНГ координируют 47 человек, будут 42. И это уже далеко не первая "утруска" с момента создания погрансовета двенадцати стран. Как сообщил обозревателю "НВО" заместитель председателя СКПВ генерал-лейтенант Павел Васько, "мы уже прикинули, какие должности "пустить под нож", хотя для нас это и болезненно. Ведь одновременно круг задач нам не сузили. Прав был президент Узбекистана Ислам Каримов, когда говорил, что давайте сначала определимся с задачами, которые будем решать в рамках СНГ, в том числе и в области военного сотрудничества, а потом уже начнем сокращать обеспечивающий их выполнение штатный аппарат┘"

Помимо этих структур в определенном смысле военным сотрудничеством в рамках СНГ занимается также Антитеррористический центр (АТЦ) СНГ численностью 60 офицеров. По сведениям "НВО", на этапе подготовки документов к саммиту в Казани на его "штатные клетки" тоже покушались. Но руководитель АТЦ генерал-полковник Борис Мыльников доказал необходимость именно такого штата сотрудников "и не меньше", в противном случае эффективность работы центра снизится. Ясно также, что в эпоху все нарастающей борьбы с терроризмом сокращения в АТЦ, созданном всего пять лет назад, выглядели бы нелогично (если не сказать глупо) и политически нерационально. Даже террористы бы удивились (и посмеялись).

ОДКБ И ШОС ПРОТИВ НАТО?

В ШКВС считают, что частью основных функций ликвидируемого военно-интеграционного органа должен заняться также и Объединенный штаб (ОШ) ОДКБ. А последнему "это нужно"? Да и не его это функции - ОШ работает на "союз шестерых". И, по логике вещей, работать должен еще активнее, чем до августа. Потому что после российско-китайских учений явно наметилась активизация в военном сотрудничестве в рамках "шанхайской шестерки".

Официально Россия пока открещивается от обвинений в намерениях создать военный блок в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Но призывы министра обороны РФ Сергея Иванова к Индии поучаствовать в следующих маневрах, аналогичных "Мирной миссии-2005", и спокойное отношение к этому в Дели (там "пока думают") говорит о многом. Ведь если военный альянс в рамках ШОС будет создан, он, конечно же, окажется куда мощнее ОДКБ. Судьба ШКВС Организацию Договора в этом случае вряд ли постигнет, но доказывать свою "конкурентоспособность" ей придется в довольно жестких условиях. Было бы, например, весьма желательным для ОДКБ вновь заполучить в свои ряды Узбекистан (когда-то он был членом Организации, даже сам документ о ее создании подписывался в Ташкенте) и расшириться таким образом до "союза семерых". Ибо больше к Организации Договора о коллективной безопасности из стран СНГ вряд ли кто-нибудь примкнет: кому-то это не надо (нейтральный Туркменистан), а кому-то не терпится вступить в НАТО.

Хотя, вполне вероятно, в головах российских политиков зреет и другой прожект: на Тихом океане и в Восточной Азии - военная структура (будущая) ШОС, в Центральной Азии, на Кавказе и на Западе - ОДКБ. Чем не противовес НАТО? Тем более когда в Североатлантический альянс вступят Украина и Грузия (да и Азербайджан, того гляди, разместит военные базы США на своей территории) и этот военный блок подопрет границы России и ее верной союзницы Белоруссии с юга┘

СУДЬБА ГЕНЕРАЛА ЯКОВЛЕВА

До назначения на должность начальника ШКВС Яковлев был главкомом упраздненных в 2001 году Ракетных войск стратегического назначения (РВСН). Судя по тому, что за год дебатов о перспективах Штаба он не нашел себе места (или ему не нашли), будущее его представляется туманным. Тем более если вспомнить тот факт, что на рубеже 2000 года, воюя с тогдашним начальником Генштаба генералом армии Анатолием Квашниным за сохранение РВСН как отдельного вида Вооруженных сил, Яковлев "полез в политику". И тогда ему нашли место в военной структуре Содружества. Теперь же он может оказаться лишь в распоряжении министра обороны.В то же время вспоминается такой нюанс. Представляя Яковлева коллегам-президентам в качестве кандидата на пост руководителя ШКВС в июне 2001-го, Владимир Путин охарактеризовал его не только как "одного из самых высокопрофессиональных генералов российской армии", но и как военачальника, который "в связи со спецификой работы на должности главкома РВСН имеет богатый опыт военно-политической деятельности". И теперь Путин, не исключено, предложит экс-начштаба какой-либо высокий пост. Варианты могут быть самые разные: губернаторское кресло, посол в какой-нибудь из стран СНГ (например, в Белоруссии, где отказались принимать в качестве главы дипмиссии РФ Дмитрия Аяцкова), создание "под Яковлева" должности третьего зама Бордюжи в секретариате ОДКБ, назначение исполнительным секретарем СНГ вместо Владимира Рушайло (кстати, генерал-полковника) или, наконец, военным советником президента РФ┘ Во всяком случае, пополнять за счет военного руководителя в звании генерала армии, которому до пенсии служить еще 9 лет, ряды "Клуба военачальников" (такой недавно образован под началом экс-министра обороны маршала Игоря Сергеева), было бы для государства большой роскошью. Хотя, к слову сказать, прецеденты есть. Генералы армии "до 60 лет" Андрей Николаев (экс-глава пограничников, а позже экс-председатель комитета Госдумы по обороне) и Николай Кормильцев (бывший замминистра обороны и главком Сухопутных войск) "затерты" на какие-то далекие, чуть ли не клерковские должности во властных структурах и вообще не появляются "на людях".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2039
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1306
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
966
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1271

Другие новости