Пентагон пересматривает свои взгляды на использование ядерного оружия. Его мозговой центр - Комитет начальников штабов (КНШ) - подготовил проект новой доктрины, разрешающей с санкции президента наносить превентивные ядерные удары по врагам США в мирное время. Целями американских генералов могут стать любые объекты на территории государств, собирающихся напасть на США, используя оружие массового уничтожения (ОМУ), или лагеря террористов, владеющих таким оружием. Кроме того, американский генштаб оговаривает свое право уничтожения таким способом известных хранилищ ядерного, химического и биологического оружия на территории других стран. Об этом 11 сентября сообщила влиятельная американская газета "Вашингтон пост". По данным источников газеты в военном ведомстве США, утверждение новой редакции норм использования ядерного оружия должно произойти в ближайшие несколько недель.
Предыдущая версия данного документа фигурирует в перечне основополагающих руководств КНШ под названием "Доктрина совместных ядерных операций" за номером JP 3-12. В нем устанавливается регламент действий ядерных сил Америки в различных условиях. В свою ядерную доктрину КНШ вводит новые положения.
Впервые возможность внесения подобных изменений в свою ядерную доктрину в связи с возможностью использования ОМУ мировым терроризмом президент США Джордж Буш озвучил еще в декабре 2002 года. Чуть позднее Россия тоже объявила о своем праве нанесения превентивных точечных ударов в случае угрозы ее безопасности. Правда речи о применении ядерного оружия не велось.
"Новые "ядерные инициативы" США связаны с тем, что они застряли в Ираке и перспектив скорого высвобождения оттуда нет, - заявил "НГ" заместитель директора Института США и Канады Виктор Кременюк. - Но чтобы при этом и другие потенциальные противники Вашингтона не решили, что США перестали быть угрозой в их адрес, они подкрепляют это достаточно неосторожным заявлением о возможности применения ядерного оружия.
Заметим, что в свое время ядерные державы взяли на себя обязательство: в случае угрозы неядерной державе со стороны ядерной США Советский Союз и Великобритания придут на помощь. Поэтому, если сейчас вдруг США начнут угрожать неядерной державе - а никто не доказал, что Северная Корея или Иран обладают ядерным оружием, - они ставят себя в очень уязвимое положение. Потому что США юридически не так уж и свободны в использовании своего ядерного оружия. Они могут его применять против ядерных держав, России и Китая, например, или стран, которые себя объявили ядерными, допустим, объявят себя ими те же Иран и Северная Корея, но они не могут применять оружие против "слабых" в ядерном отношении государств. Поэтому, видимо, здесь идет речь об угрозе в адрес всех тех, кто хочет заполучить ядерное оружие, и, конечно, Пхеньян и Тегеран в этом смысле стоят на первых местах. Вряд ли это ответы на возможность превентивных ударов со стороны России, о чем неустанно в последние два года говорит российский министр обороны Сергей Иванов".
Главный научный сотрудник Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений РАН генерал-майор Владимир Дворкин в интервью "НГ" отметил, что "ничего угрожающего по отношению к России в новой будущей доктрине США нет, поскольку демократические страны друг с другом не воюют".
Дворкин также заметил, что "в этой новой доктрине США, нет ничего нового относительно применения превентивных ядерных ударов, кроме одного элемента. В новом документе формируется механизм принятия решений по применению ядерного оружия. В качестве нового элемента речь может идти только о том, что теперь командующий на театре военных действий (ТВД) получает на это в какой-то период принципиальное разрешение от верховного главнокомандующего. И сам решает, когда, куда и по кому наносить удары".
По мнению эксперта, "вырабатываемый механизм играет в определенной мере сдерживающую роль, поскольку террористы и тоталитарные страны явно стремятся приобрести ядерное, химическое и бактериологическое оружие. Вместе с тем это новшество может представлять опасность, так как приводит к снижению порога применения ядерного оружия".
Дворкин также считает, что принятие обозначенного "уточнения" в доктрине может быть вызвано и тем, что Пентагон испытывает большие трудности с реализацией программы создания проникающих ядерных зарядов. Сенат вторично отказал в финансировании работ в этом направлении.
"Это, конечно же, не ответ на российское размахивание дубиной превентивных ударов, - подчеркнул Дворкин. - За нашими угрозами ничего, кроме деклараций, нет. Мы уже однажды нанесли такой удар по Панкисскому ущелью - через несколько часов после того, как банда боевиков ушла. Чтобы наносить такие удары, надо иметь средства космической, авиационной и другой разведки, интегрированные с высокоточным оружием и работающие в режиме реального времени".
Тем не менее министр обороны РФ Сергей Иванов по поводу появившихся сообщений в западной прессе о изменении ядерной доктрины США уже сделал заявление: "Если сообщения СМИ о таких планах США подтвердятся, то это потребует пересмотра планов военного планирования".
Главные положения новой ядерной доктрины США
"Законы войны не запрещают использовать ядерное оружие в вооруженном конфликте, хотя оно и сильно отличается от других видов оружия массового поражения по разрушительной мощи и долгосрочным последствиям воздействия".
"Сочетание ударов обычного и ядерного оружия позволяет наиболее эффективно использовать мощь вооруженных сил и предоставляют лидерам США более широкие возможности по принятию мгновенных решений по уничтожению противника".
"Оборонные усилия США направлены на то, чтобы убедить потенциальных противников прекратить действия, направленные на причинение ущерба национальным интересам Америки".
"США не делают никаких заявлений, определяющих, при каких обстоятельствах будет использоваться ядерное оружие".
Памятка врагам Америки
"Каждый противник США должен твердо знать:
- расплата за нападение будет жестокой и значительно превысит негативные последствия отказа от своих действий;
- США способны и будут эффективно использовать свои вооруженные силы, несмотря на применение оружия массового уничтожения;
- ставки Америки в любом конфликте велики, а политическая воля сильна;
- США могут противостоять агрессии на любом этапе развития конфликта;
- США способны эффективно защитить своих союзников от любых атак;
- использование ОМП только усилит, а не подорвет решимость Америки;
- применение или угроза применения ОМП не удержит США от эскалации конфликта;
- США владеют эффективными средствами защиты ВС, населения и ключевых объектов от ОМП;
- любая передача ОМП террористам будет выявлена и получит надлежащий ответ;
- использование ОМП будет иметь жесткие персональные последствия;
- все ответственные за применение ОМП своевременно понесут заслуженное наказание;
- противники Америки должны знать, что им есть что терять".