0
1643
Газета Армии Интернет-версия

30.09.2005 00:00:00

Противоракетный зонтик весь в дырах и не раскрывается

Юрий Тихомиров

Об авторе: Юрий Ефимович Тихомиров - бывший главный специалист, советник генерального конструктора Московского НИИ приборной автоматики.

Тэги: с50, с300, пво, ракета, оборона


Поистине стремительное развитие средств воздушно-космического нападения требует столь же быстрого совершенствования воздушно-космической обороны, основной частью которой является ПВО страны и войск. Поэтому нельзя не обратить внимание на плачевное состояние ее важнейшей составляющей в России - системы С-50, призванной обеспечить защиту Главного объекта прикрытия - Москвы и Центрального промышленного района РФ (Московской области).

Начать следует с самого важного. Сроки приведения огневых средств (полков С-300) системы С-50 в боевую готовность с полным использованием их возможностей ранее исчислялись минутами. Сегодня же это может произойти только по истечении многих суток. Почему? А потому, что необходимо проведение длительных мероприятий по доукомплектованию и подготовке частей сокращенного состава и кадра до полных штатов.

Вследствие резкого сокращения этих полков, нарушившего сложившуюся систему их эшелонирования и взаимного прикрытия, боевые возможности системы С-50 катастрофически упали. Если до реформирования ПВО к объектам Москвы и Московской области в ходе даже внезапного первого удара вероятного противника через систему обороны С-50 могли прорваться максимум от двух до шести маловысотных стратегических крылатых ракет (СКР) из 100, то в настоящее время даже после длительных подготовительных сроков приведения огневых средств в боевую готовность систему обороны С-50 способны будут преодолеть не менее 75 СКР из 100.

Стационарные командные пункты соединений ПВО системы С-50, эксплуатируемые более полувека на известных вероятному противнику позициях, обречены на поражение во время первого же удара. Такая же судьба постигнет и все стационарные средства ракетно-космической обороны Космических войск, дислоцированные в границах района и прикрываемые системой С-50.

Совершенно очевидно, что формально система обороны Москвы и области существует, но фактически она ничего и никого не прикрывает. Поэтому совершенно обоснованно комиссия Главного контрольного управления президента РФ по результатам проверки еще в июле-сентябре 2001 года сделала вывод, что город Москва и Центральный промышленный район системой С-50 от возможных ударов не только перспективных, но и существующих средств воздушного нападения не прикрываются. За прошедшие с момента проверки годы катастрофическое состояние системы С-50 только усугубилось.

Поэтому ничего, кроме удивления, не вызывают шапкозакидательские доклады генералов и заявления в прессе о могуществе и высокой готовности войск ПВО, победные реляции по результатам проводимых примитивных учений и тренировок остатков системы ПВО страны. Если это политические заявления, например, в ответ на размещение сил НАТО в Прибалтике, то на кого они рассчитаны? Вероятный противник благодаря данным космической разведки знает возможности нашей системы ПВО лучше, чем высокопоставленные российские генералы.

Еще в те времена, когда нынешний президент РФ был секретарем Совета безопасности страны, СБ был сделан чрезвычайно важный вывод: из всего спектра военных угроз наибольшую опасность для России представляет угроза применения средств воздушного нападения - ударная авиация и крылатые ракеты всех видов базирования. В последующие годы это неоднократно подтверждено на практике в Ираке, Югославии, Афганистане.

И пока нет гарантии, что в обозримом будущем не последует решения точно так же "наказать" ослабленную сырьевую Россию за "несоответствующую интересам США политику", за "отступления от настоящей демократии" или за наши неуклюжие действия по отношению к третьим странам. Скорее всего этот удар будет внезапным. Вряд ли Россию предупредят за месяц, как это было с Ираком и Югославией. И мы ничего не сможем противопоставить. Не отдаст же президент РФ приказ в ответ на ограниченный удар безъядерных авиационных и ракетных средств противника применять стратегические ядерные силы.

Нетрудно представить разрушительные последствия такого ограниченного удара. Под вопрос будет поставлено само существование России как единого государства. Страна понесет колоссальный моральный, политический и экономический ущерб. А главной причиной всего этого станет бездействие или крайне неэффективные действия жалких остатков системы С-50, неспособной отразить даже первый удар по объектам Москвы и области.

Совершенно очевидно, что исходя из горького опыта войны в Ираке не только США, но и многие другие государства в случае военных конфликтов будут воздерживаться от проведения наземных военных операций, если не откажутся от них навсегда.

Представляется, что сегодня в военной сфере России нет более важной и срочной задачи, чем форсированное восстановление системы С-50. Финансовых средств для этого потребуется гораздо меньше, чем на покупку британского футбольного клуба, и деньги эти нужны не разово, а на период в 10 ближайших лет.

Численность личного состава полков С-300 можно восстановить за счет сокращения огромного количества хозяйственных частей и подразделений во всех звеньях Минобороны РФ и на территории всей страны, неквалифицированно решающих нарастающие проблемы ЖКХ в гарнизонах (на военных объектах) и в генеральских коттеджах, собирающие там пустые бутылки и прочий мусор. А соответствующие работы возложить на специалистов ЖКХ ближайших местных органов власти.

Особенно важно в сжатые сроки доработать утверждаемый президентом РФ "План (программу) форсированного восстановления боеспособности системы С-50 в 2005-2007 гг. и развития системы на период до 2015 года". Разработку плана и контроль выполнения поручить непосредственно правительству РФ с участием центрального аппарата Минобороны РФ (Генеральный штаб, Управления вооружения, финансово-экономическая служба и др.).

Трансляция задачи разработки такого плана через МО РФ в сегодняшние обескровленные ВВС, в состав которых входят войска ПВО, крайне нецелесообразна, поскольку его постигнет судьба проекта "Целевой программы реформирования противовоздушной обороны г. Москвы до 2000 года", разрабатывавшейся в соответствии с поручением президента РФ от 28 февраля 1997 года # 762, окончательно проваленной (не согласованной) Управлением вооружения ВС РФ и возвращенной в Главкомат ВВС в 2003 году.

Из таблицы очевидно, что указы и поручения президента РФ - Верховного главнокомандующего даже в такой важной сфере, как оборона столицы, можно систематически и безнаказанно не выполнять.

Мои неоднократные обращения в приемную президента РФ, к министру обороны, главкому ВВС, начальнику зенитных ракетных войск ВВС, мэру Москвы и губернатору Московской области, в другие высокие инстанции ни к чему не привели. В основном поступали отписки из канцелярий, что письмо передано все в те же ВВС или что проблема решается комплексно, только не указывались ни сроки, ни как и кем она решается.

 

Состояние выполнения требований указов и поручений президента РФ о разработке и утверждении Целевой программы реформирования противовоздушной обороны г. Москвы и Центрального промышленного района РФ.

 

Указы и поручения президента

Требования указа (поручения) в части реформирования системы ПВО г. Москвы и ЦПР РФ

Состояние выполнения

Поручение от 28.02.1997 г. # 762

о разработке целевой программы реформирования системы ПВО г. Москвы

Разработанная с участием и при согласовании с правительством г. Москвы "Целевая программа..." до настоящего времени не утверждена.

Поручение от 17.04.1999 г. # 290

Об ускорении разработки "Целевой программы..."

В декабре 1999 года у заместителя председателя Правительства РФ И.И. Клебанова требования Указа в части системы ПВО г. Москвы фактически были отменены (протокол разослан участникам совещания).

Указ от 6.12.1999 года # 1609.

Об утверждении (в месячный срок) "Целевой программы..." и выделении дополнительных средств за счет резерва Правительства РФ на проведение ОКР по разработке комплексной системы ПВО г. Москвы и ЦПР РФ.

В течение 2001-03 гг. Управление вооружения ВС РФ многократно возвращало проект программы на доработку в Главкомат ВВС, где он и находится в настоящее время.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Единой России" поручают бывших участников СВО

"Единой России" поручают бывших участников СВО

Иван Родин

Партия будет успокаивать потенциально проблемный для власти электорат

0
1140
В экономике сохраняются шансы на рост ВВП в 2025 году

В экономике сохраняются шансы на рост ВВП в 2025 году

Михаил Сергеев

При сохранении аномально высокой ставки Центробанка возможна рецессия

0
1085
Адвокатов просят ненадолго задержаться для допроса

Адвокатов просят ненадолго задержаться для допроса

Екатерина Трифонова

Закон запрещает превращать защитников в свидетелей, но не наказывает за такие нарушения

0
948
КПРФ подняла на встрече с Мишустиным вопрос о росте цен и проблемах ЖКХ

КПРФ подняла на встрече с Мишустиным вопрос о росте цен и проблемах ЖКХ

0
736

Другие новости