Герои штурма Рейхстага у подлинного Знамени Победы.
Фото из книги 'Памяти павших'
До 10 октября истекает срок внесения поправок в проект федерального закона "О Знамени Победы". Именно эта дата названа в подписанном спикером Государственной Думы (ГД) Борисом Грызловым соответствующем постановлении под # 182778-4. Поправки должны поступить в комитет по обороне, который, как сказал "НВО" заместитель его председателя генерал-майор Николай Безбородов, "в течение месяца должен подготовить итоговый документ ко второму чтению". Суть интриги заключается в том, будет ли святыня выглядеть так, как в те дни, когда она развевалась над поверженным Берлином в 1945 году, или же на следующий парад 9 мая стяг вынесут уже "модернизированным" - то есть без изображения серпа и молота на полотнище.
За изменение внешнего вида Знамени несколько месяцев сражались на политическом ристалище фракции КПРФ и "Единой России". Единороссы, как известно, оказались со щитом - за их проект без символики "давно не существующего государства" проголосовали 311 депутатов (в основном сами единороссы и поддержавшие их жириновцы), 131 был против.
Николай Безбородов рассказал "НВО", что историю с изменением облика национальной святыни надо начинать с 1996 года, когда тогдашний президент Борис Ельцин, идя на второй срок правления, своим указом "О Знамени Победы" вельможно разрешил вместе с государственным сине-бело-красным российским флагом выставлять и символы стяга, водруженного над гитлеровским рейхстагом, но вместо изображения серпа и молота на нем должна быть пятиконечная армейская звезда. Красный цвет, как помнится, тогда вообще был втоптан в грязь "супердемократами" всех мастей, а Ельцину были крайне нужны дополнительные голоса на выборах. В преддверии же 60-летия Великой Победы, в январе этого года, с новой законодательной инициативой выступил депутат-"большевик" Виктор Тюлькин, который таким образом предложил реализовать пожелание Совета ветеранов войны, труда и Вооруженных сил Ленинграда и Ленинградской области.
Формулировка Тюлькина выглядела так: "Знамя Победы - это Красный штурмовой флаг, изготовленный по решению Военного Совета 3-й Ударной армии в виде полотнища с нанесенной в верхнем углу символикой - Серп и Молот с пятиконечной звездой, который был водружен воинами 15-й стрелковой ордена Кутузова II степени Идрицкой дивизии 79-го стрелкового корпуса 1-го Белорусского фронта на крыше рейхстага Германии в ночь с 30 апреля на 1 мая 1945 года".
Появляется и альтернативный законопроект, предложенный первым заместителем думского комитета по обороне генерал-лейтенантом Алексеем Сигуткиным, - он ратует, по сути, за сохранение "ельцинского варианта" полотнища образца 1996 года. Более того, сторонники Сигуткина убеждены, что "символ Знамени Победы должен не повторять собой Знамя Победы, а только напоминать о своем прообразе - Знамени Победы - и о Победе в Великой Отечественной войне". Сигуткин и его сторонники озаботились также финансовой стороной вопроса: по их мнению, этот символ должен "быть максимально доступным по стоимости и изготовлению".
На заседании приверженцы того и другого проектов схлестнулись, обсуждение, как заметил Безбородов, "перешло даже рамки того пленарного заседания". За "боданиями" избранников народа из-за "нового-старого облика" святыни следили не только фронтовики и ветераны, но и в Министерстве обороны. "Развернувшаяся в Думе драчка по поводу Знамени Победы на самом деле не имеет с геральдикой новой России ничего общего, - заявил "НВО" источник в Генеральном штабе. - Речь идет о раскладке политических разновесов на весах думской власти, о том, кто кого, а за что борьба - не столь важно". "Я уверен, что про себя многие депутаты осознают всю видимую невооруженным глазом глупость проводимого действа. Как будто Госдуме больше нечем заняться! - эмоционально продолжал старший офицер Генштаба. - Зачем изобретать новый символ Знамени, когда оно давно есть и реально существует вот уже более 60 лет? На нем кровь моего деда и отца. За ним миллионы погибших и еще живых солдат, современную жизнь которых цинично называют периодом дожития. И просто оторопь берет от того, что среди поднявших руку "за" немало людей в погонах".
Примерно то же самое, но повежливей, сказал "НВО" и генерал-депутат Безбородов: "Это Знамя не только наша российская святыня: кровь за тогдашнюю Родину - Советский Союз - проливали представители всех 15 его республик, 27 миллионов человек отдали жизнь за Победу. И я считаю, что на эту святыню кощунственно даже смотреть плохо, а не то что как-то ее видоизменять... Победа осталась Победой, как бы кто ни хотел приуменьшить ее значение, очернить ее".
По поводу "политических интриг" вокруг данной темы Безбородов заметил, что "партийные коллизии здесь, конечно, тоже имеют определенное место", но в то же время он считает, что "те, кто голосовал за проект без серпа и молота, они скорее всего голосовали не по воле души, а по фракционной дисциплине, забыв, что они прежде всего граждане страны-победительницы".
Характерен в этом смысле наскок на фракцию "большевиков" депутата-единоросса Павла Воронина, который с безыскусной простотой обнажил суть "знаменного" противостояния в Госдуме. Обращаясь к главным оппонентам "варианта Сигуткина" - членам фракции КПРФ, он заявил: "Вам президент вернул Гимн, красный цвет вернул на знамени Вооруженных сил. А вы хотите все!.. В Красной Армии, кроме рабочих и крестьян, были и офицеры-дворяне... Почему вы зацикливаетесь на своей истории?" Комментарии, как говорится, излишни.
Понятно, что время и политические переориентировки так или иначе изменяют государственную символику. Но в то же время ясно, что Победу - в силу вышесказанного - никак нельзя отнести к "символам". Тем более - к каким-то "воинским традициям". Ибо в соответствии с воинскими законами часть или соединение, потерявшие знамя, расформировываются.
Какие поправки внесет комитет по обороне ко второму чтению, заместитель председателя этого комитета генерал Безбородов сказать затруднился - думские "оборонщики" к их рассмотрению пока не приступали. "Не исключено, - заявил он обозревателю "НВО" по телефону, - что ко второму чтению от законодательного закрепления символов мы уйдем, ибо это дело совести каждого". Свою мысль депутат пояснил так: "Помните, перед 9 Мая по Москве и другим городам России, да и ряда стан СНГ развевались георгиевские ленточки, их же закрепляли и на лацканах пиджаков? Это символ Победы? Несомненно. А для кого-то таким символом, может быть, является маленький флажок Советского Союза. Для третьего - значок красной гвоздики. И так далее. То есть символика Победы весьма широка".
Кроме того, сам Безбородов склоняется к предложению депутата-фронтовика генерала армии Валентина Варенникова, который - в изложении Безбородова (до самого Валентина Ивановича обозревателю "НВО", к сожалению, дозвониться не удалось) - предлагает следующее. Не надо тиражировать Знамя Победы в каких-то тысячах копий, а надо снять только одну копию с его оригинала. Последний же пусть хранится, как это полагается, при определенной температуре и влажности и сберегается в веках в музее. А дубликат, который бы и размером, и цветом, и рисунками, и надписью на полотнище повторял бы святыню, должен быть изготовлен в единственном экземпляре и в дни победных торжеств должен выставляться как Знамя Победы. Правда, Варенников при этом считает, что символика Великой Победы (за которую он сам проливал кровь), должна соответствовать тому Знамени, которое было в 1945 году водружено над Берлином - то есть красный флаг с серпом-молотом и звездой на нем...
Если же единороссы и примкнувшие к ним элдэпээровцы не переменят ко второму чтению своего затертого партийной позицией "гражданского сознания", то прецедент со сменой атрибутов на Знамени Победы может дать начало массовой кампании изгнания серпа и молота вообще из нашей жизни. Вслед за берлинской святыней могут последовать, например, и произведения искусства. Начать в этом случае следует, конечно, с самой в этом смысле известной - "Колхозницы и рабочего" советского скульптора Веры Мухиной. Благо она, эта скульптура, два года назад снятая со своего пьедестала перед Выставкой достижений народного хозяйства, еще находится на реставрации. Так что, по логике более трех сотен госдумцев, не грех воспользоваться этим случаем и лишить историческое изваяние - гордости отечественной монументалистики - серпа и молота. Затем придется перейти к архитектурным памятникам времен сталинских излишеств, которые сплошь и рядом украшены серпами и молотами и, как говорится, далее везде. Ведь сегодня на просторах России где только не увидишь эти символы светлого прошлого. Так что работа радетелям демократии предстоит непомерная. Нашлись бы деньги. Но все равно любопытно, что все-таки передовые думцы вложат в руки рабочего и колхозницы.