0
1289
Газета Армии Интернет-версия

03.11.2005 00:00:00

Военно-морской флот самоустранился от выполнения экономических задач

Тэги: флот, россия, электрон, шпицберген


"России надо подумать не только о дипломатическом, но и силовом обеспечении своих экономических интересов". Эти слова прозвучали на состоявшемся на днях заседании Морской коллегии при правительстве Российской Федерации под председательством премьер-министра Михаила Фрадкова в связи инцидентом с российским траулером "Электрон". Его, напомним, у берегов Шпицбергена пытались захватить корабли рыбоохраны и ВМС Норвегии.

Один из участников заседания сообщил журналистам, что скандал с "Электроном" и другими российскими судами свидетельствует об отсутствии оперативной реакции ВМФ РФ "на угрозы, которые возникают нашим интересам в Мировом океане". Такое положение вещей специалист объяснил "смутно прописанными" обязанностями ВМФ в ситуациях подобного рода. "Сегодня, - сказал источник, - флот как бы оказывает одолжение, откликаясь на просьбы руководства того же Госкомрыболовства. Между тем на уровне закона должно быть четко прописано, что охрана экономических интересов России, а значит, и районов лова, нефтедобычи и прочего промысла - такая же повседневная задача Военно-морского флота страны".

Мысль не нова. Еще несколькими месяцами ранее министр иностранных дел РФ Сергей Лавров отмечал, что защита российских интересов на море требует усилий не только МИДа, но и ряда других органов исполнительной власти, "включая силовые ведомства", Главный штаб ВМФ, а также руководителей прибрежных регионов, российских судовладельцев и компаний, ведущих разработку ресурсов континентального шельфа. По словам министра, нашими рыболовными судами только за 2004 год добыто почти три миллиона тонн морепродуктов. Причем треть из них была выловлена за пределами исключительной экономической зоны России. "Военно-морская деятельность в Мировом океане по-прежнему в числе важнейших составляющих обеспечения интересов безопасности страны", - подчеркнул министр.

Впрочем, и в суждениях руководителя российского МИДа нет никакой новизны, поскольку принятая еще несколько лет назад отечественная Военная доктрина требует обеспечивать защиту "национальных интересов России в территориальных водах, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также в Мировом океане". А в Морской доктрине РФ на период до 2020 года ВМФ стоит на первом месте в перечне элементов морского потенциала России.

Мы, кстати, здесь вовсе не оригинальны. То, что ВМС - необходимый и весьма действенный инструмент охраны экономических интересов страны в Мировом океане, очень давно и очень хорошо поняли наши заокеанские контрагенты как в Белом доме, так и в Пентагоне. Военно-морская стратегия США строится исходя из постулата: кто владеет морем, тот владеет миром, т.е. из того, что морская мощь государства - это и есть основа военной мощи. Вот почему среди бюджетных приоритетов Америки именно флот стоит на первом месте по объему ассигнований. В 2006 году на нужды ВМС США выделено почти 126 млрд. долларов. При этом сухопутные войска получают около 100 млрд., а ВВС - 102,9.

Вспоминается случай захвата властями Ливана в 1970-х годах обыкновенного американского гражданина. Вашингтон моментально направил к ливанским берегам пару авианосцев, и заложник был сразу же освобожден. Вряд ли норвежские защитники многонациональной рыбы попытались бы даже ненадолго задержать какой-нибудь американский траулер в аналогичной с "Электроном" ситуации.

А вот пресс-секретарь главкома ВМФ РФ Игорь Дыгало, отвечая на вопрос, что предпринимает флот в связи с инцидентом у берегов Шпицбергена, фактически констатировал полное бездействие своего руководства.

Между тем вице-адмирал Эдуард Балтин объяснил обозревателю "НВО", что защита экономических интересов России в акваториях Мирового океана является одной из основных задач ВМФ и она записана в оперативных документах Главного штаба флота.

"До начала 90-х годов район Шпицбергена постоянно патрулировался российскими дозорными кораблями, и никаких захватов судов российских рыбаков там не было. Сегодня наш флот ослаб, а слабых, как известно, бьют", - заявил адмирал. Он также рассказал, что еще не так давно специально выделенные подразделения ВМФ обеспечивали охрану рыболовецких судов практически во всех районах Мирового океана. На северных акваториях действовала 7-я эскадра надводных кораблей, Средиземное море патрулировалось 5-й эскадрой, зону Индийского океана контролировала 8-я эскадра, а на Тихом океане эти задачи решались 10-й эскадрой ТОФ. Такие же задачи решали корабли, базировавшиеся на вьетнамской базе Камрань.

На вопрос о нынешних возможностях ВМФ для возобновления этих функций Эдуард Балтин ответил, что "силы найдутся". Однако, по мнению адмирала, данная задача флота должна обеспечиваться отдельной статьей федерального бюджета примерно так же, как финансируется антитеррористическая деятельность МИДа. "Этот вопрос должна была бы решить Морская коллегия, - подчеркнул бывший командующий Черноморским флотом. - Но это чисто бумажная организация, которую возглавляют не адмиралы, а люди весьма далекие от морских дел. Ждать от нее каких-то правильных решений не приходится".

Правда, мнение Эдуарда Балтина по поводу нынешних возможностей ВМФ по охране гражданских судов не разделяет пожелавший остаться неизвестным эксперт по морским делам. Он заявил "НВО", что "сегодня у флота нет кораблей для решения этих задач во всех акваториях. С большим натягом нам пока это как-то удается лишь на северных морях".

По данным некоторых источников "НВО", имеющих доступ в коридоры российского Генштаба, там развернулись совсем не шуточные дебаты о современной роли ВМФ и о финансовой доле флота в бюджетном пироге Минобороны. Сухопутные генералы даже заявляют о том, что для охраны морских рубежей России будет достаточно и одной флотилии.

Разговоры о том, что на флот вообще и обеспечение защиты рыбаков в частности нет денег, идут и за пределами военного ведомства. Но рыночные отношения предполагают и иное решение вопросов финансирования ВМФ и безопасности российского рыбного промысла. Тем более что такая практика существует. Как рассказал тот же адмирал Балтин, во время ирано-иракской войны для защиты танкеров, которые обстреливались катерами береговой охраны каждой из воюющих сторон в зоне Персидского залива, на основе международных договоренностей были выделены корабли военно-морских флотов, в том числе и СССР. "Причем мы делали это бесплатно и не потеряли ни одного танкера, а Пентагон за каждую проводку брал миллион долларов", - отметил адмирал.

Вот где деньги на строительство тех боевых кораблей, о которых мечтает ВМФ. И рыбакам было бы проще и выгодней не платить астрономические штрафы иностранным государствам, а финансировать своих военных моряков, которые обеспечат их промысел.

Могут возразить, что российские рыболовецкие компании и так отдают налоги в казну, откуда идут ассигнования на ВМФ. Но ведь в России платные услуги оказывают и бюджетные организации, например, здравоохранения. Или те же силовики - попробуйте зарегистрировать автомобиль на халяву, без соответствующей пошлины. Не получится. И экономическая безопасность на халяву не получится.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Эн+ успешно прошла отопительный сезон

Эн+ успешно прошла отопительный сезон

Ярослав Вилков

0
200
Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
1220
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1708
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
1243

Другие новости