0
1043
Газета Армии Интернет-версия

18.11.2005 00:00:00

Правовые колдобины оборонного строительства

Тэги: минобороны, доклад, штаб, организация


На недавнем совещании высшего руководящего состава ВС доклад главы российского военного ведомства был выдержан в радужных тонах. Однако, судя по информации из Генерального штаба, реальное положение дел с совершенствованием военной организации Отечества не столь благополучно, как о том рапортуют высокопоставленные представители МО.

ОРУЖЕЙНЫЙ КОЛЛАПС

Еще в 2003 году правительством РФ, Минобороны и другими заинтересованными ведомствами были разработаны и утверждены все необходимые программы и планы по военно-технической политике государства. Таким образом, был дан ход перевооружению всех силовых структур, в первую очередь армии и флота. Особое внимание было отведено поставкам образцов ВВТ, без которых нельзя добиться победы в возможных войнах ХХI века. Речь идет о высокоточном оружии, автоматизированных системах управления, комплексах разведки и целеуказания, различной радиоэлектронной аппаратуре.

К 2020-2025 годам должно произойти полное переоснащение Вооруженных сил. Но это, так сказать, на бумаге. В действительности же процесс идет такими темпами, что член Совета Федерации Виктор Озеров бьет тревогу: наблюдается все большее отставание ВС РФ от армий ведущих стран мира в новейших образцах боевой техники. А некоторые наши военные специалисты утверждают, что Россия сегодня не готова отразить массированное нападение имеющего самые современные вооружения противника, тем более неожиданные удары из воздушно-космической среды.

В чем причина пробуксовки? По мнению экспертов "НВО", она объясняется поразительными нестыковками в нормативно-правовой базе.

Прежде всего не согласованы федеральные законы "Об обороне", "О государственном оборонном заказе", соответствующие постановления правительства РФ, где нет даже такого понятия, как "федеральная государственная программа". А ведь именно на основе статьи 14 ФЗ "Об обороне" Минобороны разрабатывает федеральную госпрограмму вооружения.

...Директор одного из ведущих оборонных предприятий рассказал "НВО" буквально анекдотическую финансовую ситуацию. Госпосредник по продаже за рубеж вооружений и вновь созданный в ходе реструктуризации концерн, куда включили и этот крупнейший завод, берут в свою пользу свыше 30% заработанных средств от продажи продукции, да еще вдобавок 18% налогов по НДС. Но если ранее налоговые деньги государство возмещало самому предприятию, то теперь их забирает управляющая компания концерна. На оставшиеся средства завод едва расплачивается за коммунальные услуги, землю. В итоге нет денег на приобретение новых технологий, станков, привлечения за высокую заработную плату высококлассных молодых специалистов.

Уже несколько лет руководители оборонных предприятий добиваются внесений изменений в Налоговый кодекс РФ. По их мнению, надо перестать брать налог на добавленную стоимость с авансовых платежей, которые ведутся по контрактам в рамках государственного оборонного заказа, по прибыли предприятий ОПК. Но вопрос никак не сдвинется с места. А один из российских сенаторов в доверительной беседе с обозревателем "НВО" отметил, что правительство РФ должно в ближайшее время разработать меры и обеспечить кредитование предприятий отечественного ОПК, которые выполняют государственный оборонный заказ. Если этого не произойдет, то многие заводы в рыночных условиях могут перейти на продукцию гражданского назначения. По мнению собеседника, сейчас в нашем государстве явно недостаточно внимания уделяется реализации самой программы производства вооружения и военной техники, которая рассчитана до 2010 года. Это может привести к тому, что не решатся проблемы сохранения и дальнейшего развития российского ОПК, у нас не будут созданы новейшие, конкурентоспособные на внешних рынках серийные образцы ВВТ.

Стоит заметить, что этот политик обладает соответствующей информацией для подобных выводов. В свою очередь их не опровергает высокопоставленный источник "НВО" в Генштабе. Он указывает на то, что законодательные акты по ОПК необходимо пересмотреть в самое ближайшее время. И в этом прежде всего должно быть заинтересовано само российское военное ведомство, которое с 2004 года непосредственно отвечает за перевооружение всех российских силовиков.

Вместе с тем не может не удивлять следующее. В августе 2004 года не без ведома Минобороны и Генштаба был утвержден перечень стратегических предприятий и акционерных обществ, как основных в российском оборонно-промышленном комплексе. При этом немало отечественных АО, обладающих высоким научно-техническим потенциалом и критически важными и уникальными технологиями, из-за высокой доли частного капитала не вошли в число "избранных". Хотя именно они могут создавать высокотехнологичные системы вооружения. Просто непонятно, о чем думали господа чиновники, в том числе и из военного ведомства, когда формировался список важнейших предприятий ОПК. Ведь тому же МО пришлось включать продукцию оставшихся "за бортом" в государственный оборонный заказ.

Однако и "избранным" предприятиям российской оборонки теперь приходится несладко: надо закупать по рыночной цене все необходимые комплектующие для своей высокотехнологичной продукции, а продавать ее военному ведомству по заранее установленным государственным ценам. В итоге производственники не могут получить необходимую прибыль и пустить ее на развитие научно-технической базы. Естественно, руководители акционерных обществ ропщут. С ними солидарны и в военном ведомстве. Так, один из представителей Генштаба в разговоре с обозревателем "НВО" отметил, что необходимо в ближайшее время скорректировать перечень стратегических предприятий и включить в него акционерные общества, которые обладают уникальными технологиями, производящими важное сырье, материалы, комплектующие изделия и другую продукцию, которая необходима для работы всего российского оборонно-промышленного комплекса.

БАНКРОТСТВО ОПК

И уж совсем непонятно, как в России с одобрения или молчаливого согласия руководителей Минобороны появился Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)". Один из руководителей оборонки как-то заметил, что этот документ дал мощнейший толчок к "разграблению нашего ОПК". За несколько лет после его принятия были проданы с молотка сотни важнейших предприятий оборонно-промышленного комплекса. В итоге страна лишилась уникальных технологий по металлам, микроэлементам, органической химии, оптике и многим другим отраслям.

Весьма показателен пример, когда за долги одна частная коммерческая структура едва не обанкротила последний московский серийный завод по производству зенитных ракет для знаменитого ЗРС С-300. Была разработана довольно хитрая схема. В ее основу легли долги за коммунальные платежи. Только вмешательство всемирно известного системообразующего концерна ОПК и его руководителя спасло это предприятие, начавшее работу еще в 1930-е годы. А иначе в Москве поблизости от метро "Войковская", вполне возможно, уже шумел бы разноязычьем еще один вещевой рынок или высился элитный жилой комплекс.

От банкротства никто не застрахован. Однако одно дело, когда закроется из-за несостоятельности руководителей магазин, и совсем другое - завод по производству авиадвигателей или высокоточных ракет.

В Совете Федерации, в Минобороны уже понимают, что в Закон о банкротстве необходимо в ближайшее время внести изменения, касающиеся требований к арбитражному управляющему, порядка предоставления государственных гарантий по обязательствам стратегических предприятий в период их финансового оздоровления, ограничения прав кредиторов по распоряжению имуществом должника, прав собственника мобилизационных (резервных) производственных мощностей, чтобы они не распродавались почем зря. И самое главное, в этом скорректированном законе должно быть четко прописано, что инициировать процедуру банкротства стратегического предприятия может только правительство РФ.

МОБИЛИЗАЦИОННЫЕ РАЗНОЧТЕНИЯ

Перед Министерством обороны РФ ныне стоит и другая проблема - предстоит ввести после 2010 года новую систему подготовки и накопления мобилизационных людских ресурсов. До установленного срока осталось всего ничего, и за это время необходимо создать все необходимое для жизни, быта, обучения резервистов, профессионально владеющих основными армейскими или флотскими специальностями. Но для этого опять-таки нужна соответствующая законодательная база, а ее просто нет. И появится она, возможно, только через пару лет. Ведь предстоит решить множество вопросов, связанных прежде всего с возможностью призыва на военные сборы работников частных предприятий, достойном материальном вознаграждении людей, отвлекаемых от привычной жизни и труда.

Удастся ли это? Хочется верить, что да. Однако вот лишь один пример, который мешает с оптимизмом смотреть в будущее.

Есть в России Федеральный закон "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации". В статье 9 данного ФЗ содержится требование, согласно которому граждане, имеющие в собственности легковые автомобили повышенной проходимости отечественного производства "Нива", "УАЗ" и их модификации, обязаны в мирное время по мобилизации предоставлять их в распоряжение армии. Войска же, в свою очередь, должны эти внедорожники после соответствующих учений вернуть владельцам. Таким образом поддерживается существующая с советских времен система обеспечения частей ВС транспортными средствами на случай войны.

Разумеется, небогатые автовладельцы (обладатели "Нив" и "уазиков", как правило, люди со скромным достатком), мягко говоря, не в восторге от такой "повинности": на маневрах любимую и хорошо ухоженную машину не слишком подготовленные водители, в том числе и запасники, могут попросту угробить за несколько дней. Потери же будут возмещаться не по магазинной цене машины, которая отличается по регионам страны, а по заводской. Разница может составить несколько тысяч долларов. Явно несправедливо.

Но, к счастью для хозяев ульяновских и тольятинских внедорожников, пункт 4 статьи 9 другого Федерального закона - "Об обороне" - предписывает гражданам РФ предоставлять Вооруженным силам свои транспортные средства только в военное время. Одна эта фраза враз перечеркивает все генштабовские мобилизационные планы. Автовладельцы, ссылаясь на сей ФЗ, отказываются отдавать свои личные машины воинским частям. По слухам, эта проблема весьма волнует самого начальника Генштаба ВС РФ генерала армии Юрия Балуевского. Потому что решить ее в результате положенных для любого цивилизованного государства правовых процедур никак не удается...


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
551
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
692
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
582
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
474

Другие новости