Всего две недели назад министр обороны Сергей Иванов был произведен в ранг вице-премьера. Он не скрывал, что "под него" создается Военно-промышленная комиссия при правительстве РФ - ярко выраженный аналог Государственной комиссии при Совете министров СССР по военно-промышленным вопросам, упраздненной 15 лет тому назад.
Планы у нового зама Михаила Фрадкова оказались воистину наполеоновскими - одновременно по коридорам Агентства по оборонной промышленности поползли слухи о его выводе из Министерства промышленности и энергетики и переподчинении Министерству обороны. Некие "высокопоставленные источники" даже называли сроки, когда это произойдет, - через месяц-другой.
Михаил Фрадков соглашался сперва с властными перспективами прибывшего с Арбатской площади "варяга". Однако быстро передумал, и 29 ноября ближайшее окружение премьера публично опровергло сообщение, что Военно-промышленная комиссия переходит под начало Сергея Иванова. Он, согласно замыслу Фрадкова, должен будет в рамках текущей работы координировать вопросы, связанные с деятельностью комиссии по военно-промышленным вопросам. Затем "планируется посмотреть, как лучше организовать координацию в этой сфере, имея в виду, что Иванов одновременно является и министром, и вице-премьером". Именно тогда решится вопрос, "нужен ли дополнительный человек, чтобы сделать эту координацию более эффективной".
То есть налицо - явный подкоп под амбиции белодомовского новосела. Но и у Сергея Иванова остаются ходы. Достаточно вспомнить, как накануне он с помощью президента страны легко выбил из правительства дополнительный миллиард долларов на решение жилищных проблем военных (см. подробнее).
В общем, перетягивание каната между премьером и вице-премьером вряд ли можно считать законченным. Причем Михаил Фрадков явно идет в наступление. Развеял он и концепцию переподчинения Агентства по оборонной промышленности. "Пока отсутствует необходимость создания отдельного агентства, более актуальна координация работы", - подчеркнул председатель правительства во время поездки в Ижевск. Второй его ход - заявление о вероятной корректировке списка стратегических предприятий. "Он (список) - живой, может увеличиваться или уменьшаться в зависимости от стоящих задач", - сказал премьер.
Здесь необходимо отметить следующее. Победа концепции Сергея Иванова на практике означала бы резкий крен в милитаризации экономики. Сегодня этот процесс подспудно развивается. Министерство обороны РФ уже перестало быть чисто военным, забирая все больше экономических функций, в том числе и в гражданской сфере. Так ФГУП "Рособоронэкспорт" приобрел пакеты акций АвтоВАЗа и КамАЗ". Эти активы оцениваются в 1,2 млрд. и 590 млн. долларов соответственно. Кроме них, госпосреднику в сфере оружейного экспорта принадлежат акции целого ряда других промышленных гигантов.
Федеральная служба по оборонному заказу, входящая в структуру МО, распоряжается средствами, которые могут существенно влиять на ситуацию в различных отраслях промышленности. Гособоронзаказ на нынешний год составляет 422 млрд. рублей (14,7 млрд. долл.), а на 2006 год он вырастет еще на 20-25%. К тому же Федеральная служба по оборонному заказу претендует на часть функций Счетной палаты. Как заявил глава службы Андрей Бельянинов, он намерен осуществлять контроль за всей финансовой, экономической и коммерческой деятельностью Минобороны и других силовых ведомств. И даже контроль над предприятиями ОПК в сфере выполнения гособоронзаказа будут выполнять подчиненные Бельянинова, а не аудиторы Счетной палаты. Но такие намерения могут ему сильно навредить. Генералам из Минобороны контролер, тем более регулирующий денежные потоки, не нужен. Они предпочтут вовсе ликвидировать службу по оборонному заказу или низвести ее до уровня простого исполнителя своих решений, чем поступятся правом распоряжаться по своему усмотрению бюджетными миллиардами.
С 1 января 2006 года начинает функционировать Межведомственная унифицированная система обеспечения (МУСТО) войск. Благодаря этому Минобороны РФ будет контролировать все закупки силовых ведомств государства - обмундировывать милицию и пограничников, ФСБ и Внутренние войска, снабжать всех продовольствием и боеприпасами. Цена вопроса - около 600 млрд. рублей, или каждый седьмой бюджетный рубль страны.
Контроль за снабжением структур МВД, ФСБ, МЧС, ФСО и прочих силовых ведомств делает Сергея Иванова главным в системе обеспечения безопасности России. От Тыла Вооруженных сил теперь зависят не только армия и флот, но и все остальные воинские формирования и спецслужбы государства.
Сейчас среди личного состава Вооруженных сил РФ тыловики составляют 17%. Почти каждый пятый человек в погонах находится при складе чего-нибудь полезного и ценного. Внутри Минобороны существует настоящий бюрократический монстр - 9 главных и центральных управлений, 3 службы, а также органы управления, войска и организации центрального подчинения, тыловые структуры видов и родов войск Вооруженных сил, военных округов и флотов, объединений, соединений и воинских частей. В этих дебрях сокрыты материальные ценности на сотни миллиардов рублей, часть из которых теряется безвозвратно, так что и военная прокуратура далеко не всегда может найти. К примеру, как заявил сам министр обороны РФ Сергей Иванов, "только горюче-смазочных материалов за три квартала этого года было незаконно использовано в армии на сумму 82 миллиона рублей".
Какой-то элемент порядка попытались навести в 1997 году, когда начали проводить конкурсные торги на снабжение армии и флота продовольствием, вещевым имуществом и прочим. По словам начальника Тыла ВС генерала армии Владимира Исакова, экономия составила 5-10%. Это достижение, конечно. Но в странах НАТО таким образом в результате грамотной закупочной политики цены снижают на 25%.
Нынешнее создание Межведомственной унифицированной системы обеспечения должно ликвидировать дублирующие системы всех силовых ведомств, кроме Минобороны РФ. Но только укрепит при этом дублирующие структуры внутри службы Тыла ведомства Сергея Иванова.
В тыловых структурах МО одновременно существуют Центральное управление дорожных сообщений и Центральное автомобильно-дорожное управление, Главное военно-медицинское управление и Ветеринарно-санитарная служба. Список можно продолжить.
В сущности, служба Тыла вполне автономна и самодостаточна. По большому счету ей не особенно нужны прочие армейцы. Не она зависит от боевых подразделений, а они от нее. Вместе с тем эфемерность контроля над тыловиками, похоже, становится очевидной и верхним эшелонам власти. Слишком это непрозрачная система, "черный ящик", в который втекают миллиарды, а вытекает довольно жидкая струйка вооружений, техники, горючего, продовольствия и прочих материальных ценностей. А потому, чтобы отрегулировать хотя бы снабжение горюче-смазочными материалами, 24 армейских склада горючего передали в ведение гражданского "Транснефтепродукта". Экономия составила 500 млн. рублей в год. Есть намерение отдать в более рачительные руки еще 20 складов ГСМ.
Борьба за контроль над военным сектором экономики России между генералитетом и гражданскими административными структурами обострилась. Исход этой борьбы зависит от решения Верховного главнокомандующего. Дело переходит в сферу лоббирования. Кто сумеет убедить главу государства в своей правоте, тот и окажется у руля ОПК.