Похоже, древнее китайское проклятие "Что б тебе вечно жить в эпоху перемен" витает над Вооруженными силами Российской Федерации. Чуть более двух лет минуло с того дня, как министр обороны РФ Сергей Иванов объявил во всеуслышание о завершении военной реформы. Однако теперь выясняется, что до конца преобразований - еще ой как далеко.
ЛОМАЕМ, ЧТОБЫ СТРОИТЬ
Как стало известно "НВО" от источника в российском Минобороны, 6 декабря в Генеральном штабе прошло закрытое совещание, на котором присутствовали только главнокомандующие видами и родами войск и начальник вооружения ВС РФ. Конфиденциальность этого мероприятия с участием лишь узкого круга высших военачальников объясняется следующим. Начальник Генштаба генерал армии Юрий Балуевский предложил собравшимся обсудить... коренную перестройку Российской армии, план которой разработан, по данным источника, в Главном оперативном управлении ГШ под руководством начальника ГОУ генерал-полковника Александра Рукшина. Основные идеи новой реформы якобы сформулированы заместителями начальников первого и четвертого управлений ГОУ. Но, разумеется, Рукшин и его подчиненные приступили к работе после "отмашки" на самом верху отечественного военно-политического Олимпа. Как утверждает источник "НВО", толчком к трудам ГОУ послужили указания высшего руководства России в целях экономии бюджетных средств сократить Вооруженные силы еще на 100 тыс. человек - до миллиона военнослужащих. Но Генштабу оказалось недостаточно просто арифметически ужать войска и управленческие структуры.
Источник "НВО" сообщил, что на днях документы, касающиеся очередной ломки Вооруженных сил, будут представлены заместителю премьер-министра РФ - министру обороны Сергею Иванову. Что же они содержат?
Предлагается изменить всю нынешнюю структуру Вооруженных сил: ликвидировать три их вида - Военно-морской флот, Сухопутные войска, Военно-воздушные силы - и три рода войск - РВСН, ВДВ, Космические войска, а также шесть военных округов и все флоты. Вооруженные силы России построить по территориальному принципу. То есть в каждом стратегически важном регионе государства иметь свои мини-армии с личным составом, штабами, боевой техникой, вооружениями, тылом и необходимыми резервами.
Отдельно на базе ВВС (включающих сейчас и ПВО), Космических войск и, вероятно, РВСН намечается сформировать командование Ракетно-воздушно-космической обороны. Одна примечательная деталь: уже почти решен вопрос о том, что управление РВК будет осуществляться из подмосковном поселке Заря, где размещается ныне еще существующий главкомат ВВС. Из Москвы с улицы Мясницкой туда же выведут командование особой столичной зоны ПВО и ВВС. В ВКО помимо корпуса ПВО и воздушной армии передадут из состава Космических войск РФ противоракетную дивизию и армию предупреждения о ракетном нападении. Остатки Космических войск разоружаются и передаются в Федеральное космическое агентство. Космодромы Байконур, Плесецк, Свободный также отдадут в ведение ФКА.
Появятся три региональных командования, которые заменят руководящие органы на нынешних стратегических направлениях - Дальневосточном, Среднеазиатском, Западноевропейском. Очевидно, что структурно они, возможно, будут новым вариантом штабов военных округов со всеми службами и обеспечивающими структурами. Скорее всего в них будет меньше штатных должностей, а объем решаемых задач увеличится. В свою очередь, это может привести к снижению уровня управляемости подчиненных войск и оперативности выполнения текущих вопросов.
Главкоматы видов ВС и командования родов войск заменят организованные в Генеральном штабе направления. По форме это будут уменьшенные в несколько раз главные командования со всеми вытекающими последствиями - дезорганизация и острые проблемы по всем видам учебно-боевой деятельности подчиненных войск. Однако реформаторы это явно не учитывают. По их мнению, такая структура наиболее приспособлена к ведению региональных войн, отражению террористических угроз. В случае же большой войны действиями всех российских территориальных войск станет руководить Генштаб.
ЧТО-ТО ПОХОЖЕЕ БЫЛО...
Грядущие преобразования, по мнению некоторых экспертов, чем-то напоминают проект военной реформы, выдвинутый после окончания Гражданской войны Львом Троцким. Он считал нецелесообразным строить регулярную армию. Взамен выдвигалась идея создавать войска по территориальному принципу. В случае военной опасности кадровые воинские штабы и командиры должны были формировать полки и дивизии из местных рабочих и крестьян, которые заблаговременно прошли военную подготовку. Предполагалось, что такое революционно-сознательное ополчение победит любого неприятеля. Впрочем, в 1920-е годы подобные предложения еще можно было в какой-то мере оправдать условиями разрухи и безденежья.
Что же, однако, заставляет вновь обращаться к задумкам 80-летней давности при том, что государственная казна пухнет от нефтедолларов? А может быть, как раз по причине избытка финансовых средств и собираются крушить структуру Вооруженных сил, на создание которой за последние годы потрачены астрономические суммы?
Правда, как утверждают генштабисты, теперь для воплощения их планов в жизнь якобы потребуются минимальные бюджетные средства. Реформа начнется уже в будущем году, и продолжительность ее не превысит двух-трех лет. Однако, по мнению авторитетного военного эксперта "НВО", она вряд ли завершится даже лет через 7-8. Все эти годы из-за преобразования всей прежней инфраструктуры Вооруженные силы будут практически парализованы. Повсеместно войска утратят боеспособность за исключением нескольких элитных воинских частей. Кроме того, в основном из-за перестройки системы военной связи, автоматизированных систем управления, командных пунктов, различных кадровых преобразований и переучивания, многого другого на предстоящее реформирование может пойти не менее 4-5 трлн. рублей.
Но, по имеющимся данным из источников в МО, Генштаб и Минобороны уже втихую приступили к реализации прожекта. Причем делается это с истинно большевистской твердостью товарища Троцкого, не считавшегося, как известно, с жертвами ради решения поставленной задачи. Так, на Байконуре идет масштабное сокращение воинских частей, и боевые офицеры увольняются из армии - без квартир, без переучивания на востребованные сегодня на "гражданке" специальности...
Одновременно войска из состава военных округов переподчиняются региональным командованиям, на смену которым вскоре должны прийти территориальные штабы.
ПОСЛЕДСТВИЯ
Кстати, уже сейчас, по мнению авторитетного военного эксперта, ясно, что в результате такого реформирования в Вооруженных силах РФ исчезнут должностные лица, которые заинтересованы в развитии вооружений, повышении его характеристик и в оснащении войск. Территориальные командования из-за повседневной текучки и ограниченных возможностей будут просто не в состоянии заниматься этими вопросами. Для них основное - обучение и обеспечение войск. Будущие направления Генштаба тоже вряд ли осилят эти весьма наукоемкие задачи вследствие малой численности, отсутствия специалистов по боевому применению вооружения, необходимой научной базы, специальных научно-технических комитетов. А управление начальника вооружения ВС РФ уже сейчас превратилось просто в бюрократическую структуру по делению средств государственного оборонного заказа.
Кроме того, сам ход разработки новых образцов вооружения всегда находился под контролем будущих потребителей - видов ВС. Он осуществлялся посредством комиссий по приемке эскизных, технических проектов, государственных испытаний. Причем главную роль здесь играли представители главкоматов, которым впоследствии предстояло эксплуатировать оружие и технику. Таких специалистов с очень широким уровнем знаний в настоящее время нет в военных округах. Не будет их и в создаваемых территориальных командованиях, занятых лишь повседневной деятельностью войск.
Эксперты считают, что предложения Генштаба нанесут сокрушительный удар по программе переоснащения Вооруженных сил. На длительный период резко снизится их боеготовность. На все военные преобразования из госбюджета будут взяты огромные средства, которые в ближайшие годы необходимы для решения социальных проблем военнослужащих, перевода армии и флота на контрактный принцип комплектования.
Что касается якобы относительно небольших расходов на очередную реформу, то нелишне вспомнить о том, как в 1997 году президента РФ Бориса Ельцина тоже убеждали: дескать, упразднение Войск ПВО как вида Вооруженных сил и переподчинение их главкомату ВВС обойдется всего-то в 15 млрд. рублей, зато значительно возрастет и боеготовность противовоздушной обороны и авиационных соединений. На деле же произошло массовое расформирование частей ПВО. Потребовалось в несколько раз больше средств, чем запрашивалось первоначально, на консервацию и складирование боевой техники, квартиры для уволенных в запас военнослужащих и многое другое. Тогда деньги на объединение ВВС и ПВО были взяты из государственного оборонного заказа. В конечном итоге без средств осталась оборонная промышленность, и перевооружение армии на новые локаторы, зенитные ракетные комплексы, самолеты и танки отложили на потом.
Вполне вероятно, тем же могут обернуться и нынешние преобразования армии, предложенные Генштабом, Деньги на них тоже, скорее всего, будут найдены в гособоронзаказе, поскольку стабилизационный фонд необходим на уже заявленные федеральные программы.
Эксперты также твердо уверены: очередная ломка спровоцирует очередной же массовый исход из Вооруженных сил молодых офицеров, которые и без того не желают служить за гроши. Например, в этом году свыше 10% выпускников военных вузов пожелали немедленно уволиться в запас, о чем подали заявления в военкоматах по местам прежнего жительства. А будущие организационно-штатные мероприятия уберут последние преграды с пути массы лейтенантов и капитанов, которых еще удерживают в рядах армии вышестоящие командиры. Так что Генштаб предлагает провести весьма рискованный во всех отношениях для обороноспособности государства эксперимент.
Завершившаяся как будто бы в 2003 году военная реформа не дала практических результатов. Новая - призвана затушевать этот провал и обозначить кипучую деятельность.