0
954
Газета Армии Интернет-версия

03.02.2006 00:00:00

Краеугольный камень европейской безопасности может превратиться в песок

Тэги: довсе, россия


Москва на днях решила припугнуть Запад: РФ-де может изменить свою позицию относительно адаптированного соглашения по Договору об ограничении вооруженных сил в Европе (ДОВСЕ). Ибо, отметил глава российского военного ведомства, "на сегодняшний день ситуация вокруг ДОВСЕ складывается тревожная", а потому "дальнейшие действия России будут зависеть от позиции партнеров по ратификации этого договора". Вместе с тем прозвучала и такая примечательная оговорка: "Пока все фланговые ограничения будем выполнять. А дальше поживем - увидим".

ПРЕТЕНЗИИ ЗАПАДУ

Вслед за этим демаршем 25 января по той же теме выступил и начальник российского Генерального штаба Юрий Балуевский. Генерал как бы разъяснил, почему вдруг в адрес Вашингтона и Брюсселя прозвучала весьма краткая, но столь красноречивая "пугалка". Балуевский, в частности, заявил, что отказ западных стран ратифицировать адаптированный ДОВСЕ обусловлен их стремлением передислоцировать свои воинские части на Европейском континенте. Вот что сказал буквально второй человек в военном ведомстве РФ: "Мы не можем смириться с тем, когда Россия и ряд других стран ратифицировали ДОВСЕ, а западные партнеры - нет. Сегодня ДОВСЕ мешает нашим американским и натовским партнерам осуществлять реконфигурацию своих вооруженных сил в Европе".

Не лишне заметить, что и здесь использован термин "партнеры", то есть мы, мол, решили пожурить почти что друзей и союзников, которым не к лицу поступать подобным образом. Ведь именно настоящие друзья говорят в глаза правду, какой бы горькой она ни была.

Впрочем, слова начальника российского Генштаба легли в контекст той официальной политики Москвы по отношению к ДОВСЕ, которую она начала проводить вскоре после того, как в июле 2004 года президент РФ Владимир Путин подписал закон о ратификации соглашения об адаптации этого договора. В последний раз "выходом из ДОВСЕ" Россия грозила Западу в декабре прошлого года. А январская декларация о тех же намерениях - очередное напоминание: не за горами май, когда состоится третья конференции по рассмотрению действия ДОВСЕ. И если имеющая место "тревожная ситуация" вокруг Договора до этого времени не разрядится, то, судя по раннее сделанным заявлениям официального представителя МИДа Михаила Камынина, Россия поставит-таки на этой конференции вопрос о судьбе данного "краеугольного камня европейской безопасности".

Особенно нажим России на "партнеров" стал заметен после того, как из Грузии пошли автомобильные колонны и морские транспортные суда, на которых вывозились техника и имущество двух ликвидируемых военных баз Минобороны РФ, ранее размещавшихся в одной из бывших закавказских советских республик. Но и без этого, по словам Камынина, "Россия сделала все необходимое для скорейшего вступления в силу адаптированного ДОВСЕ - вписалась во фланговые уровни, выполнила все относящиеся к нему элементы стамбульских договоренностей и ратифицировала соглашение о его адаптации". А со стороны НАТО, мол, ничего подобного не последовало.

Тревогу Кремля вызывает то обстоятельство, что государства - члены НАТО, судя по их поведению, в ближайшие годы и не собираются приступать к узакониванию договора. Сделали это лишь четыре страны - Белоруссия, Казахстан, Россия и Украина. Хотя в ДОВСЕ помимо них входят еще 26 государств (см. список в конце статьи). Напомним, что соглашение об адаптации ДОВСЕ было подписано в Турции еще в 1999 году, но официально вступит в силу только тогда, когда договор ратифицируют все его участники.

ДРУГ ДРУГА НЕ РАЗУМЕЕМ...

У Вашингтона и Брюсселя свои причины не торопиться с приданием юридической силы ДОВСЕ. Там, напротив, считают, что РФ недовыполняет принятые на себя в Стамбуле обязательства. Свой отказ от утверждения документа руководители стран НАТО мотивируют тем, что Россия якобы не торопится полностью сворачивать свое военное присутствие в Грузии и Молдавии. Москва же считает эту увязку "неправомерной и контрпродуктивной", поскольку российско-грузинская и российско-молдавская договоренности носят двусторонний характер и не порождают никаких обязательств России в отношении третьих стран.

И все же Юрий Балуевский, например, счел нужным указать, что Россия уже вывела часть своих вооружений с территории Грузии. Что же до успешного вывоза вооружений из Молдавии, то, по словам начальника Генштаба ВС РФ, необходимо содействие этому процессу со стороны Кишинева. Данный нюанс тем значимее, что ранее, согласно стамбульским договоренностям, Россия уже закрыла две базы в Грузии. А в общей сложности с территорий Грузии и Молдавии было выведено более 800 единиц тяжелых вооружений и техники, в итоге региональная группировка сократилась до уровня, установленного договором.

В то же время претензии НАТО к России звучат на фоне того, что генерал Балуевский назвал "реконфигурацией" вооруженных сил Североатлантического альянса в Европе. Уже начато размещение четырех баз Пентагона в Румынии, а также планируется открыть базы в Болгарии и Польше. Эти новые военные объекты позиционируются Вашингтоном и Брюсселем как необходимые для борьбы с угрозой терроризма, исходящей с Ближнего Востока. Однако известно и то, что Пентагон также намерен создать базы противоракетной обороны в Венгрии, опять же в Польше и в Чехии (то есть в странах почившего на рубеже 1990-х Варшавского Договора).

В конце декабря министр обороны РФ Сергей Иванов заявлял, что "определенную озабоченность также вызывает информация о возможном развертывании в Восточной Европе американских пусковых установок противоракет шахтного базирования". "Мало того что выбор места дислокации этих комплексов с точки зрения борьбы с ракетами, способными атаковать США, является, мягко говоря, весьма спорным, - удивлялся Сергей Иванов. - Само решение о размещении этих комплексов может существенно осложнить аналогичную работу по ПРО, проводимую в рамках Совета Россия-НАТО, и негативно сказаться на всей системе евроатлантической безопасности". Известно, что НАТО обладает и мощными элементами американской системы ПРО в странах Балтии.

Развертывание недалеко от западных границ России новых военных баз США и НАТО, как полагают эксперты, означает резкое ухудшение ее геополитического положения. И уже в этом аспекте позиция России в отношении к ДОВСЕ выглядит вполне логичной. Ладно, еще две-три "антитеррористические" базы, но не с десяток же! Поэтому, по всей видимости, Москва и намерена предпринять ответные шаги. Впрочем, выяснение деталей, связанных с появлением новых американских баз в странах Восточной Европы, Минобороны РФ и дипломаты еще продолжают.

В то же время эксперты уже сегодня, за три месяца до третьей обзорной конференции по ДОВСЕ, предполагают, что в ходе ее работы Москва способна пойти на куда более резкие выпады, чем звучат ныне, - вплоть до ультиматума. Ожидать же, что Запад начнет массово ратифицировать договор, не приходится. Хотя вполне могут приказать это сделать каким-нибудь двум-трем странам, недавно вступившим в НАТО, дабы успокоить Россию и лишить ее повода для новых демаршей.

Факт, как видно, состоит еще и в том, что Россия и Запад по-разному трактуют некоторые статьи договора. Каждая сторона видит в них свою "прописанную четкость" и в соответствии с ней гнет свою линию. Даже заместитель министра иностранных дел России Александр Грушко недавно признал, что "с политической точки зрения договор, конечно, безнадежно устарел, отстал от новых военно-политических реалий".

Таким образом, складывается впечатление, что ДОВСЕ недовольны все его подписанты. Поэтому одни тянут с ратификацией (хотя в 1999 году в Стамбуле обещали оперативно предпринять усилия для придания договору юридической силы), а Россия, глядя на это и на то, как растут в Европе американские военные базы, по сути, особо не тушуясь, заявляет о возможности выхода из ДОВСЕ. И что-то не очень заметно, чтобы на Западе этим были сильно встревожены.

 

ДОВСЕ и его история

Договор об обычных вооруженных силах в Европе был подписан в ноябре 1990 года государствами - членами Организации Варшавского договора (ОВД) и НАТО. Обе стороны преследовали цель не допустить развертывания в приграничных регионах двух противоборствующих группировок мощных сухопутных армий, сделать прозрачным перемещения войск, их дислокацию и сокращение. Для каждой группы государств были выделены общие квоты вооружений, однако точное их количество для той или иной страны конкретно не определялось. Это положение сохранилось до сих пор, и Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Словакия, Чехия по-прежнему входят в "советский блок", хотя уже несколько лет являются членами НАТО. Россия, ликвидировав или переделав по конверсии для мирных целей более 11 тыс. единиц военной техники, выполнила свои обязательства по сокращению вооружений к ноябрю 1995 года. Это составило пятую часть всех подлежащих уничтожению вооружений, общее число которых составляет более 53 тысячи в 30 странах.

С развалом СССР в 1991 году вновь образовавшиеся страны СНГ и бывшие участники ОВД разделили квоты между собой. Однако с возникновением вместо противостояния СССР-НАТО региональных очагов напряженности ДОВСЕ перестал устраивать его участников. Скажем, на Северном Кавказе России было необходимо держать куда большую группировку, чем предписывалось договоренностью. В результате ДОВСЕ был пересмотрен и дополнен. Стамбульская редакция 1999 года предусматривала переход от зонально-блоковых ограничений и квот к национальным и территориальным предельным уровням вооружений. Адаптированный ДОВСЕ учитывал численность личного состава, ударных вооружений и техники, которые могло иметь каждое из 30 государств-участников, а также количество войск, которые на его территорию могла ввести другая страна. ДОВСЕ-1999 позволил России увеличить свою северокавказскую военную группировку.

Федеральный закон "О ратификации Соглашения об адаптации Договора об обычных вооруженных силах в Европе" президент РФ Владимир Путин подписал 19 июля 2004 года. До того, 25 июня, закон о ДОВСЕ был принят Госдумой и 7 июля одобрен Советом Федерации. Тогда официально сообщалось, что адаптированный ДОВСЕ не понижает национальный уровень вооружений для России, позволяет сохранить российское военное присутствие в Армении и на Украине, а также - временно - на территории Грузии. Подчеркивалось, что адаптация ДОВСЕ не влечет снижения боевого потенциала России, поскольку он уже соответствует параметрам договора: по танкам - 6350, по бронемашинам - 11 280, по артсистемам - 6315, по боевым самолетам - 3416, по ударным вертолетам - 855 единиц. Кроме того, увеличена российская квота вооружений для регулярных частей.

Одновременно указывалось, что договоренности существенно ограничивают наступательный потенциал вооруженных сил крупных европейских стран, США и Канады. В пояснительной записке к документу, в частности, говорилось, что "суммарное сокращение национальных уровней вооружений 19 стран НАТО по сравнению с действующими составит: по танкам - около 4800, по боевым бронемашинам - 4000, по артиллерии - более 4000 единиц, что соответствует вооружению примерно десяти моторизованных дивизий стандарта НАТО".

Страны - участники ДОВСЕ: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Дания, Исландия, Испания, Италия, Казахстан, Канада, Люксембург, Молдавия, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Россия, Румыния, Словакия, США, Турция, Франция, Украина, Чехия.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
1099
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1742
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1596
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2996

Другие новости