21 февраля. Идет совместное заседание Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности и комиссии СФ по информационной политике. Обсуждаются проблемы и перспективы развития СМИ Вооруженных сил и других силовых структур. Выступления руководителей соответствующих служб МВД, ФСБ, МЧС - гладкие и выверенные: у нас в целом все нормально, трудности, конечно, есть, но они преодолеваются. На этом благостном фоне резким диссонансом прозвучал доклад статс-секретаря - заместителя министра обороны России генерала армии Николая Панкова о нынешнем положении дел в армейских и флотских газетах, военных журналах, на телевидении. Чувствовалось - говорит человек неравнодушный, понимающий всю остроту проблемы (даже тираж главного органа Минобороны газеты "Красная звезда" ныне в действительности не превышает 20 тыс. экземпляров, хотя в выходных данных указаны 50 тысяч).
Столь яркая и конструктивная речь заместителя Сергея Иванова наводит на определенные размышления. Невольно припомнились слова одного из военачальников, занимающих заметный пост в Генштабе: мол, Николай Панков еще не достиг пика своей карьеры, несмотря на нынешнее высокое воинское звание и стремительный служебный взлет. Да и президентская администрация никогда первых попавших под руку людей на особо ответственные должности в государстве не направляет.
ИГОЛКА С НИТКОЙ
До апреля 2001 года Николая Панкова в Российской армии и Министерстве обороны знал лишь узкий круг военачальников, которые по служебной необходимости решали различные вопросы в Совете безопасности РФ. Там пришедший из контрразведки генерал возглавлял чиновничий аппарат. А его шефом - секретарем СБ - был в тот период Сергей Иванов. Тоже, напомним, выходец из "органов". Но в марте 2001 года генерал-лейтенант Сергей Иванов с действительной службой в ФСБ распрощался и, уже будучи отставником, то бишь лицом гражданским, неожиданно для всего личного состава Вооруженных сил стал первым штатским руководителем отечественного военного ведомства.
А уже в апреле в МО произошел негромкий, но весьма серьезный переполох. Начальником управления делами министерства назначили Николая Панкова, последовавшего за Сергеем Ивановым из Совбеза, что наверняка заранее было оговорено с администрацией президента. Должность эта тому, кто не искушен в секретах бюрократической механики, может показаться незначительной, тем более - в военном ведомстве. Ведь управделами не имеет непосредственного отношения ни к войскам, ни к вооружениям, ни к социальным проблемам военнослужащих... Но так, повторяем, может думать лишь человек неискушенный.
Подготовить и подписать у министра важный приказ, пробить кому-то звание или должность и еще много других важных вопросов в военном ведомстве способен решить только управляющий делами. И, естественно, занять это кресло мечтали многие генералы. Однако чужаки Сергею Иванову, едва вставшему у руля МО, были не нужны. В ближний круг особо доверенных лиц он пригласил уже проверенных совместной работой людей. Ничего, что тот же Николай Панков ни дня не провел в армейских рядах и даже действительную срочную военную службу в 1974-1976 годах проходил в пограничном отряде Северо-Западного пограничного округа КГБ СССР. Главное, что Панков, как и другие соратники Сергея Иванова, не раз реально доказал свою личную преданность и, что также немаловажно, способность трудиться до седьмого пота, от рассвета до заката.
Но, впрочем, выбирать себе ближайших помощников - личное дело министра. Офицеры и генералы в военном ведомстве недолго посудачили о причудах нынешней кадровой политики да и успокоились. Вдобавок их вскоре приятно удивило то, что новый управделами оказался доступным и довольно компетентным во многих сферах руководителем. Самые дотошные даже отметили, что стала более упорядоченной ежедневная деятельность аппаратных чиновников. Оперативно решались различные вопросы. Словом, Николай Панков оказался на своем месте.
ГЛАВНЫЙ КАДРОВИК И ВОСПИТАТЕЛЬ
Однако не прошло и четырех месяцев, как в кулуарах Минобороны вновь возник переполох. Неожиданно Николая Панкова выдвинули на ключевой пост в Вооруженных силах - начальника Главного управления кадров МО. Опять-таки для непосвященных сообщим, что не случайно в армии и на флоте бытует такая поговорка: "Решают не кадры, а в кадрах". Обычно ГУК доверяли многозвездному генералу, как правило, командующему войсками военного округа, прошагавшему по всем ступеням офицерской иерархической лестницы. Но чтобы пришлому "варягу", чуть более одного квартала проведшему не то что в здании на Знаменке - вообще в Вооруженных силах? Подобный факт воистину не имел прецедента.
Между тем не прошло и года, как в июне 2002 года указом президента РФ Николай Панков назначается заместителем министра обороны России по кадрам. Правда, в 2004 году в ходе административной реформы в МО Панков, тогда уже генерал-полковник, из числа замов Сергея Иванова исключается и становится просто начальником. Но каким! Ему поручают руководить новорожденным структурным гигантом военного ведомства - Службой кадровой и воспитательной работы МО, объединившей ГУК и Главное управление воспитательной работы. То есть Николай Панков получил фактический контроль над повседневной жизнью Вооруженных сил, поскольку отделы со штатами кадровиков и воспитателей есть во всех воинских частях.
Теперь даже явные недоброжелатели, которые ранее за глаза называли Панкова выскочкой, не имеющим за плечами опыта командования и взводом солдат, прикусили языки и старались установить с Николаем Александровичем хорошие отношения. И как в воду глядели: в октябре 2004-го, вновь через год, служебный статус Панкова резко повышается: отныне он статс-секретарь - заместитель министра обороны. Как по мановению волшебной палочки, на его погонах к трем генеральским звездам прибавляется четвертая. А это уже почти тот самый желанный "маршальский жезл"...
Таким образом, позиции Николая Панкова в МО укрепились окончательно. Естественно, при этом и сам гражданский министр обороны Сергей Иванов обрел весомую военно-чиновничью поддержку. Ведь в замкнутой корпоративной среде, коей является командный состав Вооруженных сил, особенно развито чинопочитание (без чего, кстати, не может существовать ни одна армия мира), а потому не всякий даже высокопоставленный военачальник отважится спорить или перечить могущественному генералу армии да к тому же ближайшему соратнику самого главы военного ведомства.
Невиданная доселе быстрота в получении самых высших должностей и званий в армии, вероятно, достойна быть занесена даже в Книгу рекордов Гиннесса. Именно это послужило различным нападкам и скрытой оппозиции к статс-секретарю - заместителю министра обороны Панкову со стороны отдельных военачальников, которые явно сами стремились занять столь важный пост в военном ведомстве. Они вновь и вновь повторяют уже известное: дескать, протеже Сергея Иванова не имеет соответствующего командирского опыта, не служил в Вооруженных силах на высших должностях, что негативно отразится на будущем Вооруженных сил. Хотя, быть может, это и правильно, что правой рукой министра обороны стал человек, так сказать, со стороны, со свежими мыслями и взглядами на решение воспитательных, социальных, информационных проблем, с которыми в прежние годы так и не смогли справиться военные профессионалы, обладавшие многолетним опытом службы в войсках и на флотах.
Примечательно, что стремительный карьерный рост не отразился отрицательно на человеческих качествах Николая Панкова. Имеется масса примеров, когда прежде отзывчивый, доброжелательный старший офицер, получивший генеральское звание и должность, нередко становится чванливым, грубым, заносчивым по отношению к подчиненным и даже друзьям. "Звездная болезнь", к счастью, не поразила Николая Александровича. По мнению одного из старших офицеров, часто общающегося по многочисленным служебным вопросам с генералом армии, он по-прежнему доступен в общении и весьма доброжелателен по отношению к сослуживцам из Минобороны.
Так кто же такой Николай Панков, сделавший такую блестящую и стремительную военную карьеру, которую мало кому удавалось совершить в прошлом и настоящем Российской армии?
УРОЖЕНЕЦ КОСТРОМСКОЙ ГЛУБИНКИ
В "НВО" решили узнать детали биографии Николая Панкова. А как иначе прикажете всесторонне разобраться в особенностях личности одного из руководителей Минобороны РФ, от которого в настоящее время непосредственно зависят военные преобразования, судьбы миллионов людей? Но на Арбатской площади редакции удалось получить лишь предельно краткие сведения.
Николай Александрович Панков родился в декабре 1954 года в деревне Марьино Костромской области. В географическом атласе хотя и с трудом, но все же удалось разыскать этот населенный пункт. Он находится в 139 км от областного центра, в лесистой и заболоченной местности. В настоящее время его статус возрос: теперь Марьино - поселок. Отразилось подобное повышение на социально-бытовом уровне жизни марьинцев? Похоже, что нет. Во всяком случае дозвониться из столицы даже в Кадый - центр района, на территории которого находится Марьино, несмотря на многочисленные попытки, так и не удалось.
В "НВО" же намеревались получить подробности о детстве и юности генерала армии. Каким он был мальчишкой, парнем, какие имел увлечения? Лишь из краткого сообщения в интернете выяснилось, что сегодня в школе поселка Марьино всего... 4 ученика. Знать, невелико население бывшей деревни, не поспособствовали ее процветанию многолетние коренные перемены в отечественной экономике, явно не заинтересованы тамошние сельчане в увеличении рождаемости. И следовательно, навряд ли даст поселок Марьино нашей стране в будущем новых видных военных деятелей. Одно несомненно - еще пацаном Николай Панков вдоволь порыбачил в местных водоемах, находился по лесам за грибами и ягодами, вполне возможно, охотился.
НАПРАВЛЕНИЕ ГЛАВНОГО УДАРА
Круг служебных интересов статс-секретаря Минобороны весьма разнообразен. По словам очевидцев, загруженность генерала армии Николая Панкова на службе такова, что "от подъема и до отбоя" приходится крутиться как белке в колесе. Поездки в округа и на флоты чередуются с изматывающей работой по решению различных социальных вопросов в центральном аппарате военного ведомства. А в выходные и праздники весьма часто надо участвовать в различных официальных мероприятиях. В общем, трудовая неделя зама Сергея Иванова нередко растягивается на семь дней. Налицо - все "прелести" ненормированного рабочего времени высшего военного чиновника. Но это диктуется необходимостью быть в курсе нынешних многочисленных проблем Вооруженных сил РФ, искать выход из, казалось бы, тупиковых ситуаций. Разумеется, речь прежде всего идет о воинской дисциплине и правопорядке в войсках.
Впервые особая роль генерала армии Николая Панкова в Министерстве обороны отчетливо проявилась в июле 2005 года. Тогда в МО РФ состоялось расширенное совещание по воинской дисциплине и законности. В нем кроме высших военных руководителей участвовали депутаты Госдумы, активисты правозащитных и общественных организаций, духовенства. Основной доклад делал статс-секретарь Минобороны. Не исключено, что впервые за всю историю Вооруженных сил нашей страны их болевые точки были представлены полно и гласно столь широкой аудитории.
Панков говорил, не стесняясь, о коррупции, хищениях, порче имущества и вооружения, дедовщине, других негативах. О том, что в воинских частях слабый сержантский и старшинский состав, нет отлаженной системы защиты прав военнослужащих, утрачена за годы реформ подготовка специалистов-воспитателей. Настоящим откровением для многих присутствующих стало честное заявление заместителя министра обороны о нарастании преступности в офицерской среде. Если лет пятнадцать тому назад уголовщина была в ней явлением нетипичным, преступления исчислялись единицами, то теперь они стали чуть ли не обычным делом. Должностные преступления, воровство, уклонение от выполнения служебных обязанностей - вот что наблюдается в прежде элитном офицерском корпусе.
Многие восприняли это выступление генерала армии Николая Панкова как своеобразную программу действий на перспективу. Очевидно, за четыре года он сумел не только основательно вникнуть в суть самых острых армейских бед, но и понял, как с ними надо в дальнейшем бороться.
Одним из путей воспитания на военнослужащих статс-секретарь МО избрал активное использование в Вооруженных силах самого мощного в настоящее время инструмента влияния на людей - телевидения. При непосредственном участии Николая Панкова в прошлом году возникает первый общероссийский государственно-патриотический телеканал "Звезда". Генерал армии становится председателем совета директоров ОАО "Национальная телекомпания "Звезда".
На подведении итогов ее деятельности в начале 2006 года Николай Панков отметил, что военное ТВ появилось не только для узко пропагандистских целей, но и ради "распространения здоровых патриотических идей в нашем обществе". К слову, в прежние годы руководители Минобороны не смогли создать мощную военную телевизионную сеть с воспитательными функциями. Теперь же это реальность. И новый телеканал уже начал борьбу за распространение вещания в рыночных экономических условиях на всем пространстве российского государства. Псков, Липецк, Калининград, Новосибирск, Челябинск, Нижний Новгород - сюда уже дотянулись "лучи" минобороновской "Звезды". И если Николаю Панкову, как задумано, удастся до 2008 года построить в России патриотическую телесеть, на которую требуются сотни миллионов долларов, в том числе и внебюджетных средств, то ему, наверное, можно устанавливать уже при жизни мемориальную доску на здании Главного управления воспитательной работы МО РФ, рядом с барельефом знаменитого многолетнего начальника Главного политического управления Советской армии и Военно-морского флота генерала армии Алексея Епишева.
Несомненно, своего рода знаковым событием в деятельности Николая Панкова стала проводимая под его началом реформа военного образования. За последние 15 лет никто из высших руководителей Минобороны не замахивался на эту "священную корову" военного ведомства.
Как известно, Вооруженным силам РФ офицерские кадры поставляли две системы - непосредственно вузы МО и военные кафедры гражданских университетов и институтов. Но Российская армия за годы реформ значительно сократилась. А вот закрытие любого учебного заведения военного профиля вызывало бурю эмоций весьма высокопоставленных и заинтересованных в их существовании лиц. Ибо не секрет: поступление и занятия в военном вузе позволяли отпрыскам "элитных" семейств успешно избегать призыва на действительную воинскую службу. Особенно это касается Первопрестольной, где до 30% и более молодых офицеров из ежегодных выпусков некоторых академий сразу же увольнялись в запас, без промедления устраиваясь в бизнесе и госуправлении. Многочисленные же военные кафедры гражданских учебных заведений стали просто находкой для "уклонистов", не желающих становиться в армейский строй.
Вот так и функционировала - во многом вхолостую - громоздкая машина подготовки российских военных кадров. Николай Панков взялся за ее модернизацию. Только в 68 вузах из 229 оставить военные кафедры. Вывести из Москвы ряд военных академий. Да, это связано с немалыми издержками. Зато на периферию (например, в ту же Кострому) сынки "знатных" отцов вряд ли поедут, и мест для развертывания полноценной современной учебной базы - хоть отбавляй (это вам не застроенное сплошь в радиусе 100 км от столицы РФ Подмосковье, где цена самой дешевой сотки земли зашкаливает за тысячу долларов).
И не случайно, едва Николай Панков озвучил свою программу по реформе военного образования, как, например, в "НВО" обратилось сразу несколько высокопоставленных чиновников с одной просьбой: порекомендовать, как выйти на статс-секретаря Минобороны, чтобы обсудить с ним возможность сохранения такой-то сокращаемой военной кафедры, недопущения перебазирования из российской столицы энской академии... Возможно, эти люди и встречались с Николаем Панковым. Только через некоторое время был обнародован урезанный в три с лишним раза список гражданских вузов, которые продолжат подготовку будущих офицеров. В принципиальности статс-секретарю нельзя отказать.
ДРУГИЕ ЗАДАЧИ
Но кроме военного телевидения и военного образования у Николая Панкова ежедневно масса других различных дел и обязанностей. Так, он возглавляет попечительский совет ЦСКА, готовит предложения правительству РФ по изменению различных устаревших военных законов, контролирует выполнение федерального законодательства по Вооруженным силам, регулярно участвует в заседаниях Госдумы, Совета Федерации, правительства, рассматривает многочисленные парламентские запросы, направленные в военное ведомство. При этом, как рассказал один генерал из Минобороны, стремится отстаивать интересы военного ведомства, не боясь испортить отношения с могущественными государственными чиновниками.
Например, на заявление главного военного прокурора, генерал-полковника юстиции Александра Савенкова о необходимости введения в армии и на флоте должностей военных православных священников Николай Панков ответил, что для этого нет необходимой нормативной базы и что еще не пришло время. Ведь в некоторых подразделениях, по словам статс-секретаря - заместителя министра обороны, мусульман - солдат и сержантов - до 50-60%. В свою очередь, Минобороны, как отметил Панков, будет расширять взаимодействие с разными конфессиями, но не вести эту работу в приказном порядке. Видно, что замминистра обороны изучил ранее в нашей армии религиозный вопрос.
При решении законодательных проблем существенным подспорьем является основательная юридическая подготовка. И здесь стоит сказать о том, что Николай Панков в 1989 году защитил диссертацию и получил ученую степень кандидата юридических наук. Потом он накопил немалый опыт научной работы, преподавал в высшем учебном заведении ФСБ. С 1994 года был ученым секретарем Академии ФСБ РФ, в 1997-1998 годах работал начальником управления делами Федеральной пограничной службы, а после до 2001 года руководил аппаратом Совета безопасности РФ. Такой послужной список, связи в московской элите будут способствовать дальнейшему карьерному росту.