0
2516
Газета Армии Интернет-версия

14.04.2006 00:00:00

Солдаты переподчинены неформальным лидерам подразделений

Марк Штейнберг

Об авторе: Марк Штейнберг - независимый журналист, Нью-Йорк.

Тэги: дедовщина, армия, офицер


Вплотную с этим явлением – дедовщина – я столкнулся еще в конце 1960-х годов. По нештатным каналам информации (а они, как правило, точней и оперативней официальных) пришло ко мне известие: сегодня после отбоя в десантно-штурмовой роте будет проведена «солдатская присяга».

Ну, вот и свершилось. Вот и в мой богоспасаемый гвардейский инженерно-штурмовой батальон приползло это чудовище – проклятая дедовщина. А я-то, грешным делом, считал, что все предусмотрел, все каналы заблокировал и, хоть в нашем гарнизоне она захлестнула черной волной и мотострелковый полк, и связистов, и даже разведбат, но уж к моим трудягам-саперам эта пакость не просочится.

КТО В РОТЕ ХОЗЯИН

«Дедовскую» систему я изучил до деталей и знал, что начинается она в подразделении именно с «солдатской присяги». Этот гнусный ритуал ломает и калечит весь уставной порядок, переподчиняя новобранцев неформальным лидерам казармы – «дедам». И тут уж альтернативы нет, речь-то идет о власти: либо командиры, либо «деды». Значит, действовать надо немедленно и беспощадно.

Вечером, как обычно, водитель отвез меня в офицерский жилгородок и вернулся в батальон. Значит, в части все знают – комбат дома. А я к отбою вернулся на городском автобусе и пробрался в батальон через лаз в заборе, через который солдаты в самоволку ходят. Избегая освещенных мест, задами прокрался к тыльной стороне казармы, где на втором этаже светились окна десантно-штурмовой роты (ДШР). Забравшись на стол для чистки оружия, уцепился за сучья старого карагача, который рос вплотную к стене казармы, подтянулся – и оказался в полуметре от распахнутого окна ДШР.

Прямо передо мной был центральный проход казармы. Вдоль него в две шеренги спиной к койкам, лицом друг к другу стояли десантники с поясными ремнями в руках. Фланги обоих шеренг почти упирались в тыльную стену, где было мое окно. «Деды», свесив ноги, восседали на втором ярусе коек. А между шеренгами нестройной кучкой толпились гололобые новобранцы в одних гимнастерках, без брюк и трусов. Жалко и нелепо смотрелись их голые белесые ноги и зады на фоне привычной казарменной обстановки.

Между тем процедура «присяги» уже началась. По проходу, от окна к дверям казармы, где рядом с дневальным прямо на полу был прислонен снятый со стены портрет министра обороны СССР маршала Гречко, полз на четвереньках первый новобранец. Он полз между шеренгами, а солдаты хлестали его по голому заду. И хотя били вроде несильно, но на ягодицах оставались полосы и молодой все время вскрикивал. Все это было так гнусно, что я от омерзения и ярости еле сдерживался, чтобы не вмешаться.

Вот молодой дополз до портрета, поцеловал министра в лоб и стал выкрикивать: «Клянусь, что буду во всем слушаться только «дедов», выполнять приказы «дедов» беспрекословно и лучше, чем приказы всех командиров и даже твои, маршал Гречко!» Вот каков тогда был текст «солдатской присяги».

Прокричав, он поднялся и стал в сторонку, а сквозь строй пополз следующий. Тут я прыгнул на подоконник, задев сапогом стекло. Звон разбитого стекла и появление в проеме окна командира батальона, который уж чем-чем, а либерализмом не отличался, произвели шоковый эффект. Дневальный с перепугу заорал «Смирно!», что после отбоя не положено делать, «деды» попрыгали с коек на пол.

Я понимал, что надо немедленно круто переломить ситуацию, совершить нечто такое, чтобы впредь неповадно было и думать о «солдатской присяге» не только здесь, в ДШР, но и в любом подразделении батальона. Понимал я также, что «читать мораль» или просто орать, матерясь и раздавая взыскания, – бесполезно, желанного эффекта не принесет. Нужно было не просто наказать «дедов», их следовало до предела унизить.

И я приказал молодым одеться, взять ремни и стать в строй. А «дедов» заставил принять «солдатскую присягу». За эти действия я потом отхватил не только добрую порцию матюков, звучавших сквозь хохот комдива генерала Демченко. Он, впрочем, наказывать меня не стал, но взыскание мне повесили на парткомиссии. Зато дедовщина в батальоне не прижилась: участь «дедов» из ДШР старослужащих других подразделений не прельщала...

КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ

Началась эпидемия дедовщины в середине 60-х годов прошлого века, когда, с введением двухлетнего срока военной службы казарма разделилась на четыре возрастные категории по времени призыва. Деление было искусственным: полугодовая разница ничего не меняла ни в интеллекте, ни в физическом развитии, ни в морально-психологическом состоянии солдат. Однако для ввода и утверждения бурсацко-тюремных нравов ее оказалось вполне достаточно. Думается, произошло это потому, что казарма к тому времени созрела для такой иерархии и взаимоотношений.

Армия все больше пополнялась молодежью малокультурной, парнями, которые преклонялись не перед умом или образованностью, а перед физической силой и блатной наглостью. Вот и захватили лидерство в казарме приблатненные субъекты или «шкафы» с горой мускулов.

Это произошло еще и потому, что как раз в это время на смену сотням тысяч офицеров-фронтовиков, изгнанных Никитой Хрущевым из армии, из училищ шли лейтенанты незрелые и малокультурные, не получившие достаточной военной выучки и совершенно не готовые не только командовать, но и просто общаться с солдатами. Хуже того, зачастую они побаивались их, особенно наглых «дедов». И казарма все больше ускользала от офицерского контроля.

Именно эти лейтенанты выходили потом в старшие и высшие ранги, однако менталитет их оставался прежним. Хуже того, деградация советского общества охватила и офицерский корпус, коррупция пронизала его, подношения и взятки на всех уровнях командования уронили и без того хлипкий авторитет офицеров. К этому прибавилась практическая невозможность в условиях двух ежегодных призывов наладить нормальный ход боевой подготовки. Учебный процесс и без того рвали на части и сокращали бесконечные строительные и ремонтные работы, уборка урожая, затыкание всяческих дыр инфраструктуры советской власти не только стройбатами, но и регулярными войсковыми частями.

А самое, пожалуй, тяжкое зло – окончательно утратили свою роль хозяев в казарме сержанты. А только они, постоянно в ней пребывающие, и могут навести и поддерживать уставной порядок. Не зря великий Суворов писал: «Капрал да будет почтен в своем капральстве, как капитан – в роте!». Сержанта, пришедшего из «учебки», «деды» и в грош не ставили, вес он обретал, только когда сам становился «дедом». А до того не было ему места в казарменной табели о рангах, делившей подразделение на «салаг», «сынков», «черпаков» и «дедов». Высшей же категорией были «дембеля», которыми солдаты становились на период от приказа министра обороны об их увольнении до ухода в запас.

ПРЕСТУПНАЯ ТРАДИЦИЯ

В чем же конкретно проявляется дедовщина, или, как деликатно называют ее в официальных документах, «неуставные взаимоотношения»? Первый ее аспект – обслуживание «дедов»: стирка их обмундирования, чистка сапог, заправка коек и прочее лакейство. Затем – исполнение за них служебных обязанностей: служба в наряде, уборка территории и помещений роты, чистка их вооружения и обслуживание закрепленной за ними техники. Далее – систематический грабеж «салаг»: присвоение посылок и денег, вещей и пищи, замена их нового обмундирования и обуви на свое изношенное. Наконец, выполнение всякого рода прихотей и проявлений самодурства, вроде: «пой», «пляши», «почеши спину» и многое другое, что может унизить человеческое достоинство.

А за отказ исполнить что-либо из этого набора – избиение и изощренные мучения, настоящие пытки. Впрочем, избивают и просто так, для острастки, с профилактической, так сказать, целью. Бьют серьезно, до крови и увечий. Прожить в условиях каждодневных издевательств и унижений – нелегкое дело, не каждый может такое вытерпеть. Жаловаться командиру – по большей части бесполезно. Если уж он допустил такое, значит, не может, да и не умеет укротить «дедов». И, что еще хуже, частенько и не хочет этого делать, считая, что они поддерживают порядок.

А тут еще к дедовщине прибавилось «землячество» – сколачивание в казарме групп по этническому или региональному признаку, в первую очередь из кавказцев. «Земляки» повели бескомпромиссную борьбу за власть в подразделении, естественно – силовыми методами. И в обычай вошли массовые драки, сущие побоища, в которых порой участвовали целые батальоны.

Кстати, неправильно было бы считать, что такие явления извращают сознание, деформируют психику только страдающей стороны. Ведь потом, становясь, в свою очередь, «дедом», солдат окунается во вторую ипостась этого гнусного явления. Вседозволенность, садизм и самодурство не очищают его от помойного налета былых унижений. Это – как отраженная волна взрыва, она тоже бьет, уродует психику былой жертвы, превратившейся в палача. И миллионы молодых людей с исковерканной психикой разбавляли каждый год советское общество, и без того не блещущее высокой моралью.

Знаменательный факт: вторжение в Афганистан ничего не изменило в системе сложившихся неуставных отношений. Обстановка военных действий, повышенного риска не укрепила, за редкими исключениями, сплоченность подразделений. Даже случаи взаимовыручки и самопожертвования, как правило, не изменили, не очистили обстановку в землянках и палатках. А через Афган прошли более 600 тыс. солдат, и почти все они возвратились, уязвленные не только «афганским синдромом», но и печатью дедовщины и «землячества».

Более 14 лет прошло, как развалился Советский Союз, и вместе с ним исчезла гигантская структура советских Вооруженных сил. Правопреемником стала российская армия, почти втрое меньшая численно. Однако экономические и социальные катаклизмы не только не оказали на нее положительного влияния, но окончательно привели в упадок материальное и моральное состояние личного состава. Почти полностью утрачен былой престиж офицерского звания, армия буквально обнищала в бытовом отношении, боеготовность частей и соединений понизилась до предела.

Одной из немногих уцелевших традиций – увы, до предела преступной – осталась дедовщина. Более того, она благоденствует и принимает новые формы. Причиной, думается, стал повсеместный упадок дисциплины и внутреннего порядка в подразделениях и на кораблях, вызванный общей дезорганизацией, развалом армейской инфраструктуры, политической, экономической и социальной нестабильностью российского общества.

Некомплект и резкое ухудшение качества пополнения, нерегулярное и неполноценное снабжение всеми видами довольствия, падение престижа и отсутствие перспектив у офицеров – прямое следствие происходящего в стране. В этих условиях реальная власть командира подразделения и части снизилась до предела.

Сегодня на самых разных уровнях военной и гражданской власти России выдвигаются идеи и сценарии искоренения дедовщины. Здесь и учреждение военной полиции, и создание института военных священников, и сержантский корпус из контрактников, и наемная армия, и переход на годичный срок службы. Думается, все эти прожекты – не более чем паллиатив. Пока в российской армии потеряны честь и престиж сержантского и офицерского званий, пока 80 тысяч лейтенантов, капитанов и майоров не имеют крыши над головой и вынуждены подрабатывать разгрузкой вагонов или служить вышибалами в кабаках, пока не отменены бессрочные отсрочки от службы для тех, кто «равнее» или богаче, пока в военные училища не пойдет элита российской молодежи – торжеству казарменного беспредела конца не будет.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
656
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2384
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1585
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1212

Другие новости