– Александр Петрович, готовятся ли ВДВ наносить удары по базам террористов за пределами России?
– По сути своей наши войска уже изначально готовятся применяться за пределами своего государства или при проведении наступательных, реже оборонительных операций в глубоком тылу противника. Поэтому для военнослужащих ВДВ в моральном и психологическом плане нахождение в тылу противника – обычное дело. Боевых задач по действиям против террористов за рубежом мы ныне не имеем. Но если они будут поставлены, ВДВ их выполнят.
– Воздушно-десантные войска в настоящее время переходят на новый – контрактный – принцип комплектования. Как это сказалось на уровне их боевой подготовки и боевой готовности?
– После проверки Воздушно-десантных войск за зимний период обучения командование ВДВ особенно удовлетворено положением дел в 98-й гвардейской воздушно-десантной дивизии, в 31-й отдельной гвардейской воздушно-десантной бригаде, которые только к концу 2005 года завершили укомплектование военнослужащими-контрактниками. Для них это был первый период, когда они в новой штатной структуре отрабатывали задачи боевой подготовки и боевой готовности. Конечно, есть отдельные шероховатости чисто технического плана. Но имеется твердая уверенность в том, что к концу 2006 года соединения будут слаженными и боеготовыми.
В отношении 76-й дивизии ВДВ, которая дислоцируется в Пскове и полностью перешла на контракт еще в 2003 году, отмечу, что к ней в ходе проверки предъявлялись повышенные требования. Тем не менее я рассчитывал, что она получит хорошую оценку. Однако в целом в этом соединении уровень боевой готовности оказался ниже ожидаемого. Всего лишь удовлетворительную оценку дивизии выставили из-за низкой подготовки одной артиллерийской батареи по вождению боевых машин.
Хороший уровень боевой выучки показали военнослужащие 7-й гвардейской воздушно-десантной дивизии, части которой дислоцируются в Новороссийске и Ставрополе. Это очень важно в преддверии летнего периода обучения, который на Северном Кавказе ныне, к сожалению, бывает порой весьма «горячим» из-за непрекращающихся попыток внутренних и внешних сил дестабилизировать ситуацию в этом регионе России.
Также с хорошими результатами зимний период обучения завершила 106-я гвардейская воздушно-десантная дивизия, части которой дислоцируются в Туле, Рязани и Наро-Фоминске. И это несмотря на то, что в конце 2005 года мы вынуждены были значительную часть личного состава соединения, изъявившего желание служить по контракту, направить для комплектования 98-й дивизии и 31-й бригады. В результате несколько нарушились цельность и стабильность, которые сложились в воинских коллективах. Но к концу зимнего периода обучения данная проблема была решена.
– А как с обустройством соединений ВДВ, которые переходят на контрактный принцип комплектования, все ли в порядке?
– Завершены работы по обустройству 31-й отдельной гвардейской воздушно-десантной бригады, в которой многие солдатские общежития (казармы), столовые и другие капитальные сооружения требовали ремонта. Даже крыши в зданиях текли в непогоду. Подходят к концу работы в 98-й дивизии в Иванове и Костроме. Одним словом, все делается для того, чтобы, когда с 1 июня этого года это соединение станет полностью контрактным, предоставить военнослужащим-профессионалам комфортные условия для службы и быта. Однако из-за некоторой затяжки сроков ввода в строй общежитий для личного состава один батальон в Костроме пока комплектуется личным составом по призыву. Но это отставание вполне можно понять. Строительство в рыночных условиях, даже финансируемое из госбюджета, может идти неравномерно из-за роста цен на материалы.
В этом году начаты строительные работы в 7-й гвардейской воздушно-десантной дивизии. К концу следующего года это соединение тоже полностью станет контрактным.
– Идет ведь и создание учебной материально-технической базы, которая необходима для подготовки военнослужащих-контрактников...
– Да, конечно. Уже созданы и действуют добротная приказарменная полигонная база в 31-й бригаде, 76-й дивизии, в которую входят стрельбища, места для освоения вооружения, автодромы для вождения боевой техники. Такие мини-полигоны, расположенные буквально за воротами воинских частей, позволяют экономить значительные средства в период одиночной подготовки военнослужащих, слаживания отделений и взводов. Не надо отправлять их за десятки километров на полигоны в летние лагеря и тратить на это немалые средства из фонда боевой подготовки.
– Удалось ли перейти от нынешнего набора военнослужащих-контрактников к их качественному отбору?
– Принцип отбора, а не набора уже действует в 31-й отдельной гвардейской воздушно-десантной бригаде. Этому способствовала довольно серьезная военно-патриотическая работа, которую ведут местная администрация, ветеранские коллективы.
Но сказывается здесь и опыт командира соединения гвардии полковника Владимира Кочеткова. Он приобрел опыт формирования частей профессионалами-контрактниками, когда служил командиром парашютно-десантного полка 76-й дивизии, учел все прежние ошибки и уже их просто не повторяет. В этом направлении активно движется 98-я дивизия. В 76-й дивизии пока действует принцип набора.
– Что можно сказать о техническим оснащении «крылатой пехоты»?
– Отмечу, что ВДВ все получает согласно государственному оборонному заказу на 2006 год. Хотя идет некоторое запаздывание по срокам поставок в войска новейших образцов вооружений и военной техники. Это и понятно: отечественный оборонно-промышленный комплекс еще преодолевает трудности прежних лет, совершенствует свою структуру, в том числе и управления. Но, повторяю, новая техника уже поступает с оборонных заводов. Например, в июне этого года в Рязани планируем провести учения с боевой стрельбой на боевой машине десанта БМД-4. На заводских, предварительных, государственных испытаниях она показала отменные тактико-технические характеристики. Но нужны масштабные войсковые испытания, учения, после которых, как правило, требуются различные доработки ВВТ. Так что совершенствование БМД-4 будет идти еще пару лет. Но это вполне нормальное явление.
Поступают в ВДВ и новые образцы снаряжения. У них теперь примерно одинаковые весовые характеристики с зарубежными аналогами. Речь, в частности, идет о спальных мешках, индивидуальных палатках, которые могут использоваться для укрытия от непогоды как шалаши. Наши рационы питания, медицинские аптечки ни в чем не уступают иностранным – тем, что выдаются солдатам в армиях ведущих стран мира.
Что касается стрелкового вооружения, то в штат всех парашютно-десантных подразделений, например, уже введен пулемет «Печенег», который по своим тактико-тактическим характеристикам значительно превосходит ПКМ. Не ошибусь, если отмечу, что «Печенег» можно отнести уже к стрелковому высокоточному оружию. По точности поражения целей на дистанции до 2 км он в 1,5–2 раза превосходит имеющиеся отечественные и зарубежные образцы.
Что касается специальных средств, которые позволяют вести разведку днем и ночью, то в наших подразделениях их пока единичные образцы. Хотелось, чтобы ими были оснащены все воины-десантники. И к этому дело уже идет. Думаю, что через год-другой мы и эту проблему решим.
Более того, на оснащение ВДВ поступают элементы российской системы ГЛОНАСС, которая позволяет с точностью до метра ориентироваться в любой точке земного шара. Так, на боевой технике уже установлены приемники, позволяющие с помощью спутников определять координаты на местности. В подразделениях разведки имеются переносимые приемники этой системы.
В последние годы, несмотря на проблемы с финансированием, в ВДВ уделялось большое внимание и средствам связи. Ведь во время первой и второй кампаний в Чечне нередко именно из-за проблем со связью войска несли неоправданные потери. А боевики использовали самые современные радиостанции и аппаратуру, которые позволяли даже перехватывать наши сообщения. Поэтому сейчас во многих парашютно-десантных подразделениях имеются надежные малогабаритные радиостанции, которыми оснащены все солдаты. В любом бою они обеспечивают устойчивую и без помех радиосвязь. Более того, в общую новую экипировку входит единый боевой шлем, в котором можно прыгать с парашютом, воевать. Он оборудован малогабаритным приемо-передающим устройством. Этот шлем гораздо легче и надежнее стальной каски.
В предыдущие годы мы разрабатывали новые учебники, уставы, пособия. И вот в нынешнем, 2006 году эта литература стала поступать в войска. Теперь военнослужащим будет легче изучать свои специальности, командирам есть чем руководствоваться.
– Есть ли что-то новое в доставке десантников для выполнения боевых задач?
– В январе 2006 года мы отработали вариант десантирования с самолета Ил-76МД трех боевых машин БМД-3. Ранее на всех учениях из этих самолетов мы десантировали только по две БМД-3. Определенную практику получили и летчики, и десантники.
Ныне военно-транспортная авиация активно занимается модернизацией имеющего самолетного парка. Ждем, когда на ее вооружение поступят новые самолеты Ил-76МФ. Сразу же приступим к освоению способов десантирования из этих машин, грузов и личного состава.
Поступают в ВДВ новые штатные людские десантные парашюты Д-10, парашюты «Арбалет» – для разведывательных подразделений. А для десантирования техники уже имеются парашютные системы типа «Шельф». Правда, хотелось бы получать эти новинки в большем количестве. Но новые изделия вкупе с уже имевшимися и эксплуатировавшимися штатными средствами позволяют ВДВ нормально вести боевую подготовку.
– Итак, вскоре Воздушно-десантные войска должны быть укомплектованы только контрактниками...
– Это не совсем так. Например, 106-я дивизия ВДВ пока будет комплектоваться по смешанному принципу. Командирами отделений и боевых машин, механиками-водителями, наводчиками-операторами будут только контрактники, как определил министр обороны РФ. На специальности, не требующие базовой подготовки – стрелки, пулеметчики, гранатометчики, – будем брать призывников.
– Сколько военнослужащих с опытом боевых действий ныне служит в ВДВ?
– Мы не подсчитывали общее количество военнослужащих, которые участвовали в противодействии бандитам и террористам. Ведь многие наши товарищи неоднократно направлялись в опасные для жизни командировки. Но с большой долей вероятности скажу, что в настоящее время в составе ВДВ боевой опыт имеют до 80% офицеров и около 50% солдат и сержантов. С декабря 1994 года по сегодняшний день более 25 тысяч военнослужащих ВДВ награждены орденами и медалями, а 87 десантников удостоены звания Герой России.
– Служба в ВДВ не только романтична, но и опасна, Если можно, расскажите о потерях десантников.
– К сожалению, мы несем потери. В вооруженных конфликтах, начиная с декабря 1979 года, когда в Афганистан были введены советские войска, и по апрель 2006 года, мы потеряли 2114 боевых товарищей. В Чеченской Республике и Дагестане в ходе боевых действий против бандформирований за период с декабря 1994 года по апрель 2006 года ВДВ потеряли убитыми и умершими от ран 106 офицеров, 19 прапорщиков, 606 сержантов и солдат. Всех мы помним поименно.
– В свое время в ВДВ проводились два весьма интересных эксперимента, санкционированных Генштабом, – по полковой школе и главному сержанту. Какой их итог, пригодился ли этот опыт для всей Российской армии?
– Создание штатного учебного батальона в 31-й отдельной гвардейской бригаде, или полковой школы, весьма положительный. Для себя мы сделали выводы, что для подготовки военнослужащих-контрактников, которые будут приходить из других видов и родов войск Вооруженных сил, из иных силовых ведомств, в дивизии или бригаде ВДВ должна быть учебная рота. В ней за три месяца испытательного срока для контрактников, который установлен по закону, люди будут окончательно проверяться на пригодность для трудной службы в Воздушно-десантных войсках. Кроме того, командиры отделений и боевых машин, наводчики-операторы, артиллеристы, связисты, механики-водители будут проходить фундаментальную подготовку.
Эксперимент по введению в парашютно-десантном полку должности главного сержанта, которому непосредственно подчиняются сержанты батальонов, то есть властной сержантской вертикали в воинской части, проходил в 98-й дивизии ВДВ. Основным его результатом, считаю, было значительное снижение дисциплинарных нарушений и проступков, неуставных взаимоотношений. Но из-за перехода на контрактную службу этот опыт пока еще не полностью используется в войсках. Что сказалось на снижении воинской дисциплины даже среди профессионалов-контрактников.
Вот почему во всех наших соединениях уже в минувшем зимнем периоде обучения мы возродили структуру главных сержантов полков, батальонов, подразделений. Главные сержанты присутствовали на всех подведениях итогов боевой учебы за зиму. И это было сделано не случайно. Сержанты потом доходчиво и просто донесли до всех солдат итоги их работы, удачи и недостатки, как выглядят их подразделения на общем фоне соединения, воинской части. И я скажу, что это дело весьма результативное и особенно влияет на отстающих и нарушителей. Думаю, что со временем сержантскую властную вертикаль будут внедрять во всех Вооруженных силах. Нет причин для отторжения такого полезного опыта.
– Но все же как обстоит дело с дедовщиной в ВДВ? Или этой проблемы у вас уже нет?
– Однозначно скажу, что с переходом на контрактный принцип комплектования войск показатели дедовщины буквально снизились на порядок. Конечно, конфликты между военнослужащими еще не изжиты полностью. Но главное – гораздо меньше стало случаев унижения молодых солдат. К сожалению, некоторые офицеры не могут порой сдержать свои эмоции из-за каких-то неблаговидных поступков подчиненных. Есть случаи физического оскорбления. Но в ВДВ не скрывают дисциплинарных проблем. Каждое нарушение детально анализируется. А вообще сами контрактники весьма серьезно стали разбираться со всяким проявлением неуставных взаимоотношений в своих подразделениях. Мне многократно об этом докладывали. Профессионалы пришли добросовестно служить, и им не нужны лентяи, бездельники, казарменные хулиганы.
В то же время определенный процент нарушений стали приносить уже и сами контрактники. Например, при нахождении вне расположения части некоторые из них нарушают правила ношения формы одежды, нормы поведения воспитанного человека. Приходится работать и воспитывать уже взрослых и нередко семейных мужчин.
– Время от времени идут разговоры о том, не потеряют ли ВДВ свою самостоятельность, не сольются ли с Сухопутными войсками. Что вы можете сказать по этому поводу?
– Министр обороны РФ утвердил план строительства Воздушно-десантных войск до 2011 года. И у меня нет никаких сомнений в том, что они не потеряют самостоятельности. Со своей стороны, мы будем продолжать совершенствоваться в существующей ныне структуре ВДВ – полковой, батальонной, дивизионной и в выделенной нам штатной численности, оснащаться согласно Государственной программе вооружений. И это будет однозначно выполнено.
Думаю, что при нынешней трехвидовой структуре Вооруженных сил в любом случае ВДВ останутся самостоятельным родом войск и резервом президента России – Верховного главнокомандующего. В свое время ВДВ были в подчинении ВВС, Сухопутных войск, потом выводились из этих видов Вооруженных сил... Считаю, что самостоятельность ВДВ доказана всей минувшей историей нашей армии.