Венесуэла решила продемонстрировать, как она будет защищать свои энергетические ресурсы. Военно-морские силы страны, контингенты резервистов 19–20 мая провели учения, в которых, по словам представителей национальной прессы, отрабатывалась тактика «противостояния вторжению». Маневры проходили на полуострове Парагуана. Здесь находятся достаточно большие запасы нефти и самый крупный в мире нефтеперерабатывающий комплекс.
По замыслу Минобороны, требовалось отразить высадку «вражеского десанта», намеревающегося захватить прибрежные селения и территорию нефтеперерабатывающего комплекса. В соответствии со сценарием агрессия началась с моря. В район нападения были направлены боевые корабли и военные вертолеты российского производства Ми-17. Согласно сообщениям СМИ, проводилась отработка приемов быстрого развертывания сил и средств для воспрепятствования действиям противника. После нанесения огневых ударов и проведения контратак морская пехота при поддержке резервистов приступила к преследованию отступающего неприятеля.
Кроме всего прочего, как утверждают СМИ, Минобороны Венесуэлы в ходе этих учений стремилось получить необходимые данные для разработки доктрины ведения так называемой асимметричной войны, по сути дела являющейся повстанческими действиями против превосходящего по численности и вооружению противника. Вместе с военными в преследовании условного врага участвовали местные жители. В свое время президент Венесуэлы Уго Чавес призвал своих сограждан учиться воевать, и на сегодняшний день курс боевой подготовки прошли уже несколько сотен тысяч венесуэльцев.
Между тем нынешнее венесуэльское руководство имеет некоторые основания для беспокойства. С середины апреля в водах Карибского моря находится группировка кораблей Атлантического флота США, которую возглавляет атомный авианосец «Джордж Вашингтон». Кроме того, в настоящее время к берегам Венесуэлы в район проведения учений венесуэльских ВМС подошли три корабля американского военного флота с двумя тысячами военнослужащих США и ряда натовских стран на борту. Вскоре они примут участие в маневрах под названием «Карибский лев–2006», которые должны продлиться до середины июня. Оперативные базы участников этих учений находятся на островах в нескольких десятках километров от побережья Венесуэлы.
В ходе маневров наряду с другими задачами будут проводиться операции подразделений воздушной разведки, топографические измерения прибрежных районов, а также промеры морских глубин. Правда, учениями союзников по НАТО должны руководить представители Голландии, но в них участвуют значительные силы американских войск сил специального назначения, хорошо владеющие тактикой захвата плацдармов для высадки войск и способные наносить быстрые удары по объектам противника. Это, по мнению военных аналитиков ряда латиноамериканских стран, свидетельствует о том, что предстоит оценить возможности проведения боевых операций против одного или нескольких государств, расположенных к югу от рубежей Соединенных Штатов.
Пентагон, однако, утверждает, что цель маневров с концентрацией крупных сил в Карибском море – отработать вопросы координации действий и информационного обмена с местными силами при осуществлении операций по борьбе с наркотиками. Согласно заявлениям руководителей учений, в зону «Карибского льва–2006» попадают порты целого ряда стран Южной Америки. Сейчас правительства многих из них просто не могут не вспомнить аналогичные учения, проводившиеся в 1983 году. Тогда Средиземноморский флот США передислоцировался в район Гренады, и американские войска высадились на остров. По официальной версии Вашингтона, это вторжение на территорию крошечного государства предотвратило захват в заложники шести сотен отдыхавших здесь американских студентов. Однако в действительности США стремились вырвать Гренаду из сферы влияния СССР и Кубы.
Многие зарубежные эксперты считают, что сосредоточение таких сил на морских границах Венесуэлы является своего рода предупреждением Уго Чавесу. В середине мая, объявив о сотрудничестве Венесуэлы с Кубой и Ираном, Белый дом включил ее в перечень государств, представляющих опасность для США, и наложил запрет на поставку в страну американского оружия. «Это отражает опасения, которые они (власти Венесуэлы.– В.И.) вызывают в плане их отношений, установленных в области обменов между разведками с такими странами, как Иран и Куба, являющимися государствами – спонсорами терроризма», – сказал представитель госдепартамента США Шон Маккормак журналистам. При этом он подчеркнул, что Соединенные Штаты опасаются попадания информации, которой в рамках антитеррористических усилий Вашингтон обменивается с Венесуэлой, в страны, являющиеся спонсорами терроризма.
В ответ на демарш американского внешнеполитического ведомства президент Венесуэлы, находясь с частным визитом в Лондоне, заявил, что Каракас не собирается предпринимать ответных шагов в связи с санкциями со стороны США. «Это – империя, у нее есть широкие возможности вредить другим странам. Нам это безразлично», – подчеркнул Чавес.
Несколько ранее венесуэльский лидер счел нужным отметить, что совсем не сожалеет о потере Соединенных Штатов как поставщика вооружений и военной техники. По словам Чавеса, его страна больше не нуждается в американском оружии и переходит на закупки ВВТ в России и Китае. Заодно, видимо, помня о судьбе Гренады, президент Венесуэлы решил подучить своих военных и простых граждан методам и приемам противодействия агрессии.
ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ ВЕНЕСУЭЛЫ
Общая численность регулярных ВС 82,3 тыс. человек (в том числе 31 тыс. – в национальной гвардии). Резерв (СВ) 8 тыс. человек. Мобилизационные ресурсы 6,5 млн. человек.
Сухопутные войска: 34 тыс. человек, 81 основной боевой танк (АМХ-30), 191 легкий танк, 30 боевых разведывательных машин, 290 бронетранспортеров, 92 буксируемых орудия калибров 105 и 155 мм, 10 155-мм самоходных гаубиц, 20 реактивных систем залпового огня калибра 160 мм, 225 минометов, 12 самолетов и 26 вертолетов.
ВВС: 7 тыс. человек, 68 истребителей, 15 штурмовиков-разведчиков, 44 учебных самолета, 73 военно-транспортных самолета и 70 вертолетов различных классов.
ВМС: 18,3 тыс. человек, 2 дизельные торпедные подводные лодки, 6 фрегатов УРО, 6 ракетных катеров, 4 тяжелых десантных корабля, 2 десантных катера, 2 транспортных корабля, 4 вспомогательных судна. Авиация: 500 человек, 14 самолетов, 15 вертолетов. Морская пехота: 7800 человек, 11 противотанковых ракетных комплексов, 35 бронетранспортеров, 18 105-мм буксируемых гаубиц, 6 зенитных самоходных установок.
Военный бюджет: около 1,1 млрд. долларов.