– Игорь Юрьевич, какое место занимает Главный военный клинический госпиталь имени академика Н.Н. Бурденко в системе медицинского обеспечения Вооруженных сил РФ?
– Главный военный клинический госпиталь 300 лет тому назад сразу учреждался как первый госпиталь Отечества. А с 1755 г. он становится главным госпиталем армии и флота государства. В ноябре 1907 г., когда его 200-летие отмечалось на государственном уровне, он даже получил наименование «Московский генеральный Императора Петра I военный госпиталь» с пожалованием на погоны персоналу вензеля «ПП» (Петр Первый). Особый, первенствующий статус госпиталя тогда подчеркивался определением «генеральный», встречавшимся в Русской армии только по отношению к Генеральному штабу.
В состав госпиталя входят более 130 лечебно-диагностических отделений и лабораторий, 14 крупных профилизированных центров, летающая операционная реанимационная лаборатория «Скальпель», поликлиника с дневным стационаром, ученый и специализированный диссертационный советы. Здесь применяются самые передовые методы обследования и лечения больных с использованием новейших медицинских технологий. На его базе активно работают 10 кафедр, интернатура и медицинское училище Государственного института усовершенствования врачей Министерства обороны, 2 кафедры Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова.
– Насколько госпиталь сегодня по своему предназначению отвечает современным требованиям?
– По самым взыскательным меркам отвечает полностью. Так, в области лечебно-профилактической деятельности госпиталь оказывает медицинскую помощь наиболее сложным и тяжелым больным, переводимым не только из лечебно-профилактических учреждений округов и флотов, из всех госпиталей Московского региона и Московского военного округа, а также из центральных и главных госпиталей других силовых ведомств и гражданских лечебных учреждений Москвы. Он единственный из военных госпиталей страны на 40–50% своей коечной мощности работает по скорой помощи. Вот почему ГВКГ находится не только в постоянной боевой готовности, но и в постоянной боевой деятельности, принимая ежедневно от 20 до 150 тяжелых раненых и больных с жизнеугрожающими состояниями. Отмечу, что в госпитале постоянно находятся на дежурстве более 100 специалистов различных профилей, из них 26 врачей различных специальностей. Практически все врачи имеют опыт действий в экстремальных ситуациях, близких к условиям военного времени, отработали навыки сортировки и оказания помощи раненым и больным, поступающим в массовом порядке.
У госпиталя самый большой опыт оказания помощи раненым, больным и пораженным во всех войнах и вооруженных конфликтах с участием Российской армии. Напомню – для экстренной эвакуации раненых из очагов военных действий только ГВКГ им. академика Н.Н. Бурденко оснащен уникальной летающей операционно-реанимационной лабораторией «Скальпель» на базе Ил-76, которой без единой потери за период второй чеченской кампании доставлено в центр более 3000 раненых. Участниками боевых действий являются 125 сотрудников. Такого боеготового коллектива не имеет ни один госпиталь России.
С точки же зрения оказания высокотехнологической медицинской помощи ГВКГ является ведущим и единственным лечебным учреждением в системе Министерства обороны, где оказываются практически все ее виды. Ежегодно такую помощь в госпитале получают 6500 раненых и больных. А это составляет 40% всех высокотехнологических видов медицинской помощи, которая оказывается в лечебных учреждениях Министерства обороны. Это ли не показатель?
Сегодня это единственное лечебное учреждение в Вооруженных силах России, оказывающее в полном объеме специализированную медицинскую помощь онкологическим и онкогематологическим больным. А это более 6200 человек в год. В госпитале сформирована уникальная школа специалистов-онкологов практически по всем клиническим специальностям.
Таких специалистов не готовит ни один вуз страны – они формируются годами, опытом работы.
– Есть данные, что ГВКГ занимает первое место по уровню профессионализма сотрудников среди 160 лучших медицинских учреждений Москвы и Санкт-Петербурга. Так ли это?
– Если рассматривать методическую, научную и учебную деятельность госпиталя, то в головном лечебном учреждении – научно-методическом центре по лечебно-профилактическим вопросам Министерства обороны РФ – научная и методическая работа (в отличие от всех других лечебных учреждений) является одним из основных видов деятельности и служебной обязанностью руководящего и всего офицерского состава медицинской службы. При этом главной задачей является развитие научных и научно-методических школ как фундаментальной основы для развития и совершенствования всей лечебно-профилактической работы в Вооруженных силах.
И эта работа ведется, поверьте, не только в интересах ГВКГ. Самое главное – госпиталь совместно с лечебно-профилактическим управлением Главного военно-медицинского управления Министерства обороны Российской Федерации и главными медицинскими специалистами Министерства обороны планирует и координирует методическую работу в войсках и лечебных учреждениях; организует подготовку и издание основных методических документов по вопросам диагностики, лечения и профилактики заболеваний в армии и на флоте; осуществляет планирование, организацию и контроль научной, методической и учебной работы. Вот и судите, какое место он занимает в медицинской системе государства.
– Каков реальный объем научной и методической работы в Главном госпитале?
– Значительно больший, чем в других военных госпиталях страны. И даже больше, чем во многих крупных российских научно-исследовательских институтах. Только за последние 5 лет объем научной и методической работы составил: 358 завершенных тем НИР, 2590 научных публикаций, 1100 докладов на научных форумах, 87 защищенных диссертаций (из них 19 докторских и 68 кандидатских), 52 патента на изобретение, более 150 внедренных рационализаторских предложений (последние 3 года сотрудники госпиталя являются лучшими изобретателями ВС РФ), 60 проведенных научно-практических конференций, 27 методических сборов. Кроме того, за этот период госпиталем подготовлено и издано: 88 методических рекомендаций, 33 монографии, 11 руководств для врачей. За этими сухими цифрами стоит огромный труд всего коллектива.
Сегодня госпиталь имеет самый высокий научный и методический потенциал из всех госпиталей ВС РФ: более 70 докторов медицинских наук, 44 профессора, более 170 кандидатов медицинских наук, 8 главных специалистов Министерства обороны Российской Федерации, 3 заместителя главных специалистов МО РФ, 18 главных специалистов Московского региона. Активно ведут научную и методическую работу 80% врачебного состава. А 52 сотрудника госпиталя по совместительству являются профессорами и преподавателями кафедр Государственного института усовершенствования врачей МО РФ.
– Часто приходится слышать: «Специалисты госпиталя имени Н.Н. Бурденко являются лидерами в исследовании новых препаратов и лекарств». Так ли это?
– А почему это кого-то удивляет? В отличие от гражданской медицины с нас никто и никогда не снимал ответственности быть в постоянной профессиональной готовности по своему реальному предназначению. Мир, как бы этого ни желали политики, спокойнее не стал. Вот почему госпиталь был и остается основным полигоном для испытания новой медицинской техники и фармакологических препаратов в интересах всей медицинской службы Вооруженных сил. А это более 120 испытаний в год. Международный сертификат испытателей имеют 46 врачей госпиталя, 16 человек – члены комиссии Министерства здравоохранения и социального развития России по новой медицинской технике.
Более того, госпиталь – главный информационный, телекоммуникационный и консультативный центр по лечебно-профилактическим вопросам. У нас самая развитая корпоративная сеть, крупнейшая база данных и информационно-справочная база. Здесь разработана уникальная концепция информационного (интеллектуального) обеспечения врача и руководителя, существует наибольший опыт телекоммуникационных связей.
Сегодня только в Главном военном госпитале государства имеется современная психофизиологическая лаборатория и идет активное изучение физиологии и патофизиологии военного труда и человека в экстремальных ситуациях военной службы.
– Как повлиял на технологический потенциал ГВКГ визит Владимира Путина 23 февраля 2003 года?
– Выделенный после его посещения кредит и президентский транш позволили осуществить коренное переоснащение и техническое перевооружение госпиталя. За последние 2 года в строй введены 28 операционных, соответствующих международным стандартам JMP. В них ежегодно выполняется около 9,5 тысячи хирургических вмешательств, в том числе и мирового уровня; завершена реконструкция центрального стерилизационного отделения и первой очереди станции переливания крови; введена в строй современная дезинфекционная камера. Кроме того, за счет бюджетных и внебюджетных средств начаты переоснащение радиологического центра и реконструкция старого кардиологического корпуса; введен в строй гидротермальный комплекс; отделения госпиталя дооснащены современной лечебно-диагностической техникой и аппаратурой; проведена полная компьютеризация и автоматизация госпиталя; создана современная телемедицинская система.
В результате технического перевооружения из 6,5 тысячи приборов и аппаратов, имеющихся в Главном госпитале, более 3 тысяч относятся к категории сложных и высокоинформативных.
– Сколько человек ежегодно получают квалифицированную медицинскую помощь в ГВКГ?
– Около 22 тысяч раненых и больных. Причем, как правило, это наиболее тяжелые и сложные в диагностическом и лечебном плане пациенты.
– Для чего сегодня нужны военная медицина с дорогостоящими медицинскими комплексами, когда в стране есть гражданское здравоохранение и, как говорят политики, нет потенциальных противников?
– Мы никогда не позволяем себе противопоставлять гражданскую и военную медицину. Считаем, что это в высшей степени некорректно. У каждой – своя зона ответственности. Но приоритет и необходимость военной медицины для нас сегодня обусловливаются очень простыми обстоятельствами. Государство не может существовать без армии, которая выполняет свои специфические задачи. Для их решения она имеет свои существенные особенности организации, дислокации и особые условия труда, наиболее ярко проявляющиеся при ведении боевых действий, разрабатывает новые методы воздействия и уничтожения противника, которые оказывают выраженное и специфичное влияние на здоровье военного человека и человека, подвергшегося воздействию поражающих факторов современного оружия.
Кроме того, значительные особенности и закономерности развития и течения патологии, связанной с воинской службой, ведением войн и воздействием поражающих факторов современного оружия, а также прогнозируемое огромное число раненых и пораженных в современной войне – все это сегодня является основными аргументами в необходимости существования и военной медицины, и таких госпиталей, как ГВКГ им. академика Н.Н. Бурденко.
– Военный медик должен знать и уметь все, что делает гражданский?
– Естественно! Военный врач – это прежде всего врач, а потом военный. Если военный врач не знает или не умеет лечить патологию мирного времени, он никогда не сможет полноценно оказать помощь и лечить раненых, больных и пораженных с патологией военного времени. Глубоко убежден, главное в госпитале даже не лучшее оборудование, а его аура. Ее невозможно потрогать руками, ее можно только создать. Умом и любовью. Люди – основное богатство Главного военного клинического госпиталя.
Для меня это очевидно – здесь собрались не просто уникально одаренные и очень опытные специалисты высокого класса. Здесь собрались настоящие единомышленники, чье предназначение – нести людям исцеление и добро, помогать каждому, кто в этом нуждается, чтобы жизнь вооруженного защитника Отчизны засияла всеми оттенками счастья.
Сегодня в госпитале трудится более 3500 сотрудников. Из них более 800 человек – врачи. Из них один имеет почетное звание «Народный врач СССР», 67 – «Заслуженный врач РФ», один – «Заслуженный деятель науки РФ». Отрадно, что три офицера госпиталя стали лауреатами Всероссийского конкурса «Лучший врач 2005 года» в номинации «Лучший врач военной медицины».