На этой неделе Государственная Дума рассмотрела во втором чтении блок законопроектов, отменяющих ряд отсрочек от призыва на службу в армию. Всего, напомним, правительство предлагало отменить 9 из 25 действующих отсрочек от военной службы. В том числе по уходу за родственниками-инвалидами 1-й и 2-й групп и за пожилыми людьми старше 55–60 лет; отсрочки имеющим ребенка до трех лет; поступающим на работу и учебу в учреждения противопожарной службы, МВД, системы Главного управления исполнения наказания, Госнаркоконтроля и таможни. Также отсрочек лишатся молодые люди, жены которых ожидают ребенка (при этом срок беременности должен составлять не менее 26 недель), учащиеся ПТУ, учителя с высшим образованием и постоянно работающие врачи в сельской местности.
В первом чтении блок законопроектов об отмене отсрочек от службы в армии был принят 21 апреля. Но затем в него была внесена поправка, предложенная фракцией «Единая Россия», которая исключает возможность призыва в армию граждан, у которых есть дети-инвалиды. Вначале «новинка» поддержки у военного ведомства не нашла. Однако, как выяснилось 7 июня, стороны нашли «компромисс». Соглашаясь с отменой отсрочек для потенциальных и реальных отцов малолетних детей, депутаты предложили призывнику выбор – или идти ему служить в обмен на денежную компенсацию, или все-таки воспользоваться отсрочкой. Точные ее суммы пока не называются.
Документам, о которых идет речь, еще предстоит пройти через Совет Федерации и президента, тем не менее «НВО» попросило высказаться по всему спектру связанных с отсрочками вопросов нескольких экспертов.
Как заявил обозревателю еженедельника экс-министр обороны РФ Игорь Родионов, ему надоело прислушиваться к шуму по поводу отмены отсрочек. Говорил генерал довольно эмоционально: «Все это дребедень, сотрясение воздуха, и делается это – что руководством Минобороны, что Госдумой – ради имитации видимости реформирования Вооруженных сил, в том время когда самые необходимые вопросы по улучшению их боеспособности, мобилизационной готовности толком не решаются».
По мнению первого вице-президента Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка генерал-полковника в отставке Виктора Есина, «трудно согласиться с отменой отсрочки для призывников, у которых есть дети до 3 лет». Он убежден, что детей надо воспитывать обоим родителям. «Планируемая же компенсация остающейся с малышом матери (примерно 5 тыс. рублей. – И.П.) – не помощь, а просто насмешка над здравым смыслом», – сказал генерал. Он также считает, что должна остаться отсрочка для сельских учителей и врачей. «Тем более, что, – аргументировал он свое мнение, – и та и другая отсрочки в абсолютном измерении – это очень незначительные цифры».
Неожиданно очень подробный комментарий – на правах анонимности – «НВО» получило от военного комиссара (в звании полковника) одного из московских районов. Он заявил, что его мнение об отмене отсрочек идет вразрез с мнением руководства Министерства обороны и радикально расходится с теми взглядами, которых в настоящее время придерживается большинство депутатов Государственной Думы. «Более того, – особенно подчеркнул офицер, – отсрочки, которые собираются законодательно отменить, идут вразрез с Посланием президента России, в котором тот говорил о демографическом кризисе в стране».
«Ни один молодой человек не захочет планировать детей, зная, что его через год заберут служить, он предпочтет сделать это после службы в армии, – пояснил военком. – Это раз. Второе – ребенок должен делать первые шаги и говорить первые слова в полной семье, что важно не только для самого малыша, но и для его родителей. И третье – таких призывников-отцов такой маленький процент, максимум один, что серьезно эта отсрочка проблемы призыва решить не может».
Полковник категорически против отмены отсрочек по уходу за родителями пенсионного возраста: «Те, кто готовил проект закона, почему-то судят только по Москве: вот, мол, пенсионеры фирмы имеют, богачи... Если же брать по всей матушке-России, то я бы эти отсрочки, может быть, еще бы и увеличил! Надо создавать комиссии при местных органах власти и на них решать эти вопросы. Потому что есть одинокие матери, которым чуть за 50 или одинокие пенсионеры, которые, может быть, в десять раз больше нуждаются в помощи, чем те родители, кому за 55, за 60 лет. Эту отсрочку не отменять надо, ее надо видоизменять. А потом, это наша конституционная обязанность – заботиться о родителях».
«Покушение» на отмену отсрочек по беременности военный комиссар назвал «вообще популистскими»: «Лишь бы некоторым депутатам и другим видным деятелям поболтать об этом на экранах, лишний раз засветиться». Он рассказал: «Я и мои коллеги и во время, когда и не существовало такой отсрочки, всегда шли навстречу тем призывникам, у кого была беременная жена». Возмущение полковника вызвал и «факт недавно устроенного в Госдуме посмешища насчет того, как военные комиссары будут определять шестой или седьмой месяц беременности». «Если военком человек с сердцем, он никогда не оторвет призывника от беременной жены, – заявил он в телефонном разговоре с обозревателем «НВО». – Я вообще считаю, что если у призывника жена беременна хотя бы и два дня, ему надо предоставлять отсрочку: есть женщины, которых надо на руках носить уже через несколько часов после беременности, медикам это известно... Здесь надо подходить чисто индивидуально к каждому, кто имеет беременную жену».
«Я также против отмены отсрочек сельским учителям и врачам, – продолжал собеседник «НВО». – Этих людей надо медалями награждать за то, что они еще едут на село. Будь моя воля, я разрешил бы преподавать всем учителям, поскольку это такое же святое дело служения нашему Отечеству, нашим детям, как и служба в армии. Особенно в условиях, когда сегодня в учителя идет мало молодых людей и профессия эта не столь популярная».
«Отмена всех этих отсрочек не решает проблемы призыва, – подытожил военный комиссар. – Тут надо возвращаться к закону о всеобщей воинской обязанности. С 2008 года служба будет одногодичная. Поэтому надо призывать и студентов. После года учебы (а первый год в вузе – это только общеобразовательная подготовка, без специализации) студенту полагался бы академический отпуск и он шел служить. В конце концов армия, как бы к ней ни относились, – тоже школа. Вот это решит проблему, а не надуманная отмена отсрочек».
Полковник также рассказал, что Министерство обороны, готовя законопроект об отмене отсрочек, с военкомами не советовалось: «Я разговаривал со многими начальниками из этого ведомства, и они полностью со мной согласны. То, о чем я сказал, – это выстраданное годами».
Что же касается дебатов в Госдуме, то полковник полагает, что «вся эта шумиха вокруг отмены отсрочек – это повторение предыдущих выборов в Госдуму». «В свое время сколько было шума про альтернативную службу! – напомнил он. – Только ленивый об этом не говорил, вся страна стонала: мол, общество задыхается без альтернативной службы! И что же? Сейчас альтернативную службу проходят единицы – 1,7%... Вот и сегодня, в преддверии выборов 2007 года, депутаты хотят получить у народа очки: мы, мол, делаем год службы, а вы нас вновь выбирайте в Госдуму...» И еще раз подчеркнул: «Реально же надо отменять отсрочки студентам. Но за них не проголосуют – это непопулярно, затрагивает интересы слишком многих людей. Но для действительной поддержки обороноспособности страны надо делать именно это».