0
2075
Газета Армии Интернет-версия

21.07.2006 00:00:00

Дезорганизация в результате реорганизации

Тэги: фпсу, иванов, балуевский, михайлов


Вначале краткая историческая справка. В 1977 году в СССР была создана Единая государственная авиационная поисково-спасательная служба (ЕГАПСС). Ее правопреемником в 1993 году стало Федеральное управление авиационно-космического поиска и спасания при Минобороны РФ (ФПСУ). ЕГАПСС и ФПСУ проведено более 3900 поисково-спасательных работ по терпящим бедствие воздушным судам, спасено 10 022 человека, в том числе 5600 специалистов летного состава, многие из которых потом опять вернулись в строй.

И вот теперь ФПСУ нет. Его расформировали. Зачем? Во-первых, удалось сократить несколько генеральских должностей. Во-вторых, военное ведомство не будет заниматься вроде бы не свойственной ему деятельностью. В-третьих, одновременно с ликвидацией ФПСУ в конце 2005 года появилась Федеральная аэронавигационная служба при правительстве РФ (ФАНС), и теперь именно она призвана выполнять задачи ФПСУ. Очередное оргмероприятие в МО было осуществлено с благословения его главы Сергея Иванова, начальника Генштаба генерал армии Юрия Балуевского и главкома ВВС генерала армии Владимира Михайлова.

СПЕЦИАЛИСТЫ ПРОТИВ

Однако уже в середине января 2006 года заведующий научно-исследовательской лабораторией поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов Академии гражданской авиации, профессор Валерий Чугунов направил письмо вице-премьеру – министру обороны России Сергею Иванову, в котором, в частности, указал на следующее: в Воздушном кодексе РФ говорится, что даже приостановка в стране деятельности ФПСУ создает неприемлемые условия для обеспечения безопасности полетов военной и государственной авиации. В этом случае полеты воздушных судов, не обеспеченных поисковыми и аварийно-спасательными средствами, запрещаются.

Это послание управление делами Минобороны передало для рассмотрения не кому-нибудь, а... специалистам «почившего в бозе» ФПСУ. Они, естественно, поддержали выводы Чугунова и указали, что в соответствии со всеми ранее принятыми федеральными законами, указами, постановлениями поиск и спасание – один из видов обеспечения деятельности военной и экспериментальной авиации, за состояние которого несут ответственность командиры авиационных частей. Он включает подготовку летного состава к действиям в аварийных ситуациях, использование средств спасения, жизнеобеспечения, выживание в экстремальных ситуациях, парашютно-десантную подготовку и другие важные мероприятия. В настоящее время реально этим делом может заниматься только ФПСУ.

Но то мнение «заинтересованных лиц». Чтобы получить объективную оценку сложившегося положения дел «НВО» обратилось за разъяснением к нескольким высокопоставленным чиновникам различных ведомств, которые, к сожалению, согласились ответить на вопросы газеты лишь на условиях анонимности.

Так, генерал ВВС подчеркнул, что в настоящее время наиболее значимыми поисково-спасательными силами в стране обладает только Минобороны. При нем была чисто военная управляющая структура – ФПСУ. Но ее ликвидация не означает передачу в Федеральную аэронавигационную службу из ВВС, ВМФ, Ракетных войск стратегического назначения, Космических войск, ВДВ всех поисково-спасательных и парашютно-десантных средств вместе со специалистами. Военному ведомству самому необходима эффективная система спасания и поиска. Даже странно, удивился генерал, почему МО пошло в 2005 году на уничтожение ФПСУ с его отлаженной системой управления, связи. Подобный шаг, убежден собеседник, уже привел к дезорганизации в военном ведомстве поисково-спасательного обеспечения деятельности авиации, космических пилотируемых полетов. В войсках нет планомерного снабжения поисковиков, не ведется их подготовка, не организуются учения. А из ФАНС заведомо получилось передаточное звено между военными поисковиками и самой авиацией.

Видимо, реформаторы из Минобороны, считает генерал, предполагали, что ФАНС получит от военного ведомства, Минтранса, МЧС, Минпромэнергетики, МВД, ФСБ, РОСТО (ДОСААФ) специальные самолеты и вертолеты, экипажи, наземные команды, парашютно-десантные группы, авиационных спасателей. Но это, по мнению генерала, просто невозможно. Все вышеназванное в различных воинских частях, гражданских предприятиях выполняет кроме поиска и спасания еще и другие функции. Передача данных сил и средств ФАНС может парализовать деятельность гражданской и военной авиации и нанесет государству трудно прогнозируемые материальные потери, негативно отразится на обороноспособности страны. А выделение миллиардов рублей из госбюджета на организацию в ФАНС собственной полнокровной поисково-спасательной системы не предусмотрено.

МНЕНИЕ ГРАЖДАНСКИХ ВЕДОМСТВ

В Министерстве транспорта РФ тоже весьма негативно отнеслись к упразднению ФПСУ. Это, по мнению одного из ведущих сотрудников департамента гражданской авиации, только ухудшит ситуацию в таком весьма специфическом деле, как поиск и спасание людей. По словам собеседника, для того чтобы вся такая система эффективно работала, необходимо стабильное и немалое государственное финансирование. ФАНС же предполагается питать деньгами не из госбюджета, а из аэронавигационных сборов, что означает получение средств по договорам с российскими и иностранными авиаперевозчиками, И никто не внимает доводам ряда специалистов, что в США, Англии, Германии эффективное поисково-спасательное обеспечение как раз и построено на полнокровном государственном финансировании.

Кстати, сообщил источник, министр транспорта Игорь Левитин в письме премьеру Михаилу Фрадкову отметил, что передача поисково-спасательных функций ФАНС «приведет к созданию четвертой авиационной власти в России, к нарушениям работы авиационного транспортного комплекса и ухудшению безопасности полетов». Свои критические замечания по этому вопросу так же высказало руководство Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Федерального агентства воздушного транспорта.

В свою очередь, в Федеральном агентстве по промышленности на вопрос «НВО» о необходимости Федеральной аэронавигационной службы вообще ответили, что это пустопорожняя затея. Военные и гражданские руководители не просчитали до конца, что выйдет из их замыслов, вот и родили ничем не обеспеченную надстроечную федеральную службу. Сотрудник же «Роспрома» убежден, что генералы из Минобороны с расформированием ФПСУ просто поспешили. Новая поисково-спасательная система в государстве еще не создана, а руководство прежней уже разогнали. В результате без работы остались сотни уже подготовленных специалистов.

А КАК У НИХ?

По мнению ряда экспертов «НВО», российскую систему авиационного поиска и спасания с учетом размеров территории РФ, численности ее населения, типам используемой авиации и космических аппаратов целесообразно сравнить с аналогичной структурой в США.

Американская поисково-спасательная служба (ПСС) является составной частью ВВС. Всего в ней насчитывается 4 тыс. человек, 160 вертолетов, 40 самолетов. Организационно эти силы разбиты на 7 поисково-спасательных эскадрилий с группами парашютистов-спасателей. Эскадрильи включены в истребительные авиакрылья трех командований: боевого, в зоне Тихого океана и Европейской зоне. В мирное время общее руководство операциями независимо от места происшествия возложено на воздушно-космическую службу поиска и спасания ВВС на авиабазе Лэнгли в штате Вашингтон.

Непосредственное руководство поисково-спасательными операциями осуществляется из объединенного центра, дислоцированного на указанной выше авиабазе. Кроме того, в стратегических зонах находятся пять спасательных координационных центров: на Гавайских островах, в Корее, зоне Панамского канала, штате Аляска, Германии.

Как и в США, в Германии, Великобритании, Канаде поиском и спасанием занимаются военные и гражданские организации под общем руководством национальных министерств обороны и при государственном финансировании. Таким образом, добивается максимальная боеготовность сил и средств для проведения в минимальные сроки и с высокой отдачей поисково-спасательных операций.

СПОХВАТИЛИСЬ...

Между тем, по данным компетентного источника «НВО» в военном ведомстве, в Минобороны и Генштабе большие и малые начальники ломают головы: кто и как будет руководить всей оставшейся в войсках после сокращения ФПСУ системой поиска и спасания, заниматься ее обеспечением, подготовкой специалистов и еще массой больших и малых текущих дел? Ведь в каждом главкомате, роде войск, в армиях, воинских частях ныне есть начальник отдела поиска и спасания и парашютно-десантной службы с соответствующими силами строго подчиняющийся своему командованию. Ежесуточно на дежурство в системе поисково-спасательного обеспечения в государстве назначаются 30 самолетов, до 120 вертолетов.

Недавно руководство МО получило справку-доклад «О необходимости создания службы поисково-спасательной и парашютно-десантной подготовки Минобороны РФ». В пояснительной записке к этому документу говорится, что служба будет заниматься аварийно-спасательной и парашютной подготовкой авиационных спасателей видов и родов войск, подготовкой специальных экипажей, наземных команд, организовывать боевое обеспечение ВВС, полетов космических аппаратов военного назначения и многие другие весьма специфические задачи. Одним словом, выполнять работу ныне не существующего ФПСУ...


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
1012
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1377
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
1048
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
875

Другие новости