В последних числах июня на островах Зеленого Мыса, на территории небольшого государства Кабо-Верде, проходила активная фаза полномасштабных учений Сил реагирования НАТО (СРН) под кодовым названием «Стойкий ягуар-2006». В качестве полигона маленькая африканская страна была выбрана не случайно. Генералы Североатлантического альянса постарались создать самые жесткие условия для всесторонней проверки возможностей подразделений СРН.
ПОЧЕМУ КАБО-ВЕРДЕ?
Кабо-Верде расположена примерно в 500 км от западного побережья Черного континента, что существенно осложняет материально-техническое обеспечение воинских контингентов. Здесь нет привычных для солдат и офицеров армий НАТО удобств европейских инфраструктур, которые в значительной мере облегчают войскам решение боевых задач в Старом Свете. Кроме того, этот регион не отличается комфортными климатическими условиями, что также не благоприятствует действиям военнослужащих, переброшенных за тысячи миль от мест постоянной дислокации.
По некоторым данным, натовские военачальники долго решали, в какой стране лучше всего разыграть сценарий «Стойкого ягуара-2006», с разных точек зрения оценивая возможности пяти кандидатов. Правда, в своих выступлениях перед журналистами ни один из представителей альянса не обмолвился, где же еще могли состояться маневры.
Учения почтили своим присутствием более 150 высокопоставленных персон во главе с генеральным секретарем НАТО Яапом де Хоопом Схеффером. Вместе с ним в Республику Кабо-Верде прибыли послы государств – членов Североатлантического альянса и ряд его видных военных деятелей, включая верховного главнокомандующего Объединенными вооруженными силами (ОВС) НАТО в Европе американского генерала Джеймса Джонса и генерала ВВС США Лэнса Смита, отвечающего за проходящую ныне модернизацию военной машины блока. Маневры также посетили президент Кабо-Верде Педру Пиреш, премьер-министр Жозе Невеш, а также министр обороны и другие военные чины.
В качестве наблюдателей на учениях присутствовали два офицера Минобороны РФ и еще три сотрудника аппарата военного представительства России в штаб-квартире НАТО в Брюсселе.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
В конце февраля в городе Таормина (Сицилия) на встрече министров обороны стран НАТО рассматривалась новая концепция военного строительства альянса. Она состоит в создании сил, обладающих возможностью нанесения «синхронизированных, точечных, а главное – превентивных ударов, способных нейтрализовать одновременно всю структуру потенциального противника».
Маневры, как это принято в последние годы с подачи президента США Буша и Пентагона, проводились под девизом борьбы с терроризмом. Командующий регионального командования (РК) ОВС НАТО «Север», расположенного в голландском городе Брюнсюм, генерал Герхард Бак заявил, что к этим учениям штаб СРН и входящие в них контингенты готовились более двух с половиной лет.
Главной целью «Стойкого ягуара-2006» стала обкатка не так давно созданных СРН, апробация их готовности к быстрому (в течение 5 дней) развертыванию в любой точке земного шара и к автономному ведению боевых действий на необорудованных театрах войны. Переброшенные контингенты должны в течение месяца (а при повторной доставке средств снабжения и более продолжительное время) удерживать захваченный плацдарм и обеспечить высадку основных сил блока. При этом они призваны справляться с целым комплексом многообразных проблем. Так, в ходе учений подразделениям СРН пришлось и «сражаться» в крайне трудных условиях, и выполнять гуманитарные миссии. Кроме того, оценивались формы и методы взаимодействия воинских формирований, выделяемых странами – членами альянса в состав СРН, а также отрабатывались навыки управления этими подразделениями. Решались также задачи предотвращения незаконной эмиграции и контроля наркотрафика.
Предполагается, что по результатам учений «Стойкий ягуар-2006», которые весьма положительно оцениваются натовскими специалистами, перед октябрьским саммитом альянса в Риге будет объявлено о полной оперативной готовности СРН.
ЭТАПЫ И УЧАСТНИКИ
На первом этапе учений, фактически начавшихся 25 мая, в Кабо-Верде было доставлено свыше 1600 машин и 800 контейнеров с предметами снабжения воинских контингентов. Груз сопровождали подразделения тыла Европейского корпуса. На острове Сан-Винсенти они разбили лагерь на 2 тыс. человек и создали необходимые элементы инфраструктуры для высадки основных сил. За десять дней удалось построить дорогу и взлетно-посадочную полосу, способную принимать и отправлять вертолеты и небольшие самолеты. Палатки военнослужащих были оборудованы кондиционерами, питающимися от дизельных электростанций. Водоснабжение войск обеспечивалось опреснением морской воды на заводе, который был привезен и обслуживался венгерскими военными. Его производительность составляет 2,8 куб. м пресной воды в час.
На втором, активном этапе учений дошла очередь до боевых подразделений СРН. Впервые под одним командованием, штаб которого разместился на американском корабле «Маунт Уитни», действовали сухопутный, морской и воздушный компоненты новой ударной группы, высадившиеся на удалении в несколько тысяч километров от установленных зон ответственности ОВС НАТО.
Маневры начались с ликвидации «террористов», напавших на военный конвой, следовавший из аэропорта Сан-Винсенти в город Минделу. В ходе совместной операции французских и кабо-вердских подразделений укрывшиеся в кратере потухшего вулкана Кальяу «боевики» были уничтожены.
В учениях участвовал испанский авианосец «Принц Астурийский», минные тральщики и подводные лодки союзников. На берег морских пехотинцев доставили скоростные катера. За ними последовали танки-амфибии и другая техника. Турецкие десантники были высажены с вертолетов. Действия рейнджеров поддерживали американские истребители F-16. Контроль воздушного пространства осуществлялся двумя самолетами дальнего радиолокационного обнаружения АВАКС. На встречном марше с десантниками соединилась германо-французская механизированная бригада, выдвинувшаяся из глубины острова Сан-Винсенти.
В ходе третьего этапа учений в Кабо-Верде прибыли соответствующие подразделения тыловых сил французской армии и приступили к отправке военного имущества на Европейский континент.
Всего к участию в африканских маневрах привлекли 7100 военнослужащих, 19 кораблей ВМС, несколько десятков самолетов ВВС. Для «Стойкого ягуара-2006» были выделены воинские подразделения из Европейского корпуса (Страсбург, Франция), командования воздушных сил НАТО (Рамштейн, Германия), Морских сил Испании, командования специальных операций США в Европе, Германского центра психологических операций и Многонационального батальона по защите от оружия массового уничтожения.
Директор Объединенного центра информации и прессы норвежский подполковник Петтер Линдквист утверждает, что основные цели учений достигнуты: «В части тылового обеспечения, переброски войск и техники в отдаленный пункт за короткий срок мы, думаю, доказали свою полную дееспособность. То же самое относится к самостоятельности наших сил в течение длительного времени на театре военных действий».
Однако некоторые российские эксперты убеждены, что стратеги НАТО выбрали Кабо-Верде в качестве места проведения учений главным образом по иным причинам. В начале мая, по сообщению агентства Associated Press, генерал Джеймс Джонс заявил, что НАТО намерена подготовить план обеспечения безопасности объектов нефтяной и газовой промышленности и в рамках проведения учений в Кабо-Верде отработать некоторые вопросы защиты маршрутов доставки углеводородного сырья в Западную Европу. Кроме того, Джонс подчеркнул, что альянс готов взять на себя роль гаранта стабильности в регионах, где добывается черное золото и голубое топливо. Руководство блока на постоянной основе намерено осуществлять контроль воздушного и морского пространства в районах нефте- и газопромыслов, на путях транспортировки энергоносителей.
То же самое, по сути, сказал и генсек Североатлантического альянса, который отметил, что «у НАТО есть программа противодействия терроризму и один из ее элементов – защита жизненно важных инфраструктур, в том числе энергетических».
Из досье «НВО»
Силы реагирования НАТО – многонациональное соединение быстрого развертывания (предполагаемая общая численность – 25 тыс. военнослужащих), включающее в себя компоненты сухопутных войск, военно-воздушных и военно-морских сил, сил специальных операций. В октябре 2006 года они будут полностью введены в боевой состав СРН.
Круг решаемых Силами реагирования задач широк – от эвакуации мирного населения до ведения полномасштабных боевых действий. Кроме того, СРН предназначены для выполнения гуманитарных миссий, разрешения кризисных ситуаций и поддержания стабильности, борьбы с терроризмом и обеспечения эмбарго на поставки вооружений.
Сухопутный компонент СРН может доходить до бригады, военно-морской – включать авианосную боевую группу, амфибийно-десантную тактическую группу и группу надводных кораблей. Воздушный компонент должен иметь возможность выполнять 200 боевых вылетов в день. В СРН также входят силы и средства боевого и тылового обеспечения, включая подразделения защиты от ОМП, медицинские подразделения, подразделения технического обслуживания ВВС и ВМС, тыла, связи и разведки. Главная особенность СРН – отсутствие постоянной штатной структуры (кроме органов управления), они при необходимости формируются из подразделений стран – участниц альянса, находящихся в местах своего постоянного базирования.