Без широкой огласки ВМФ РФ в августе проводит маневры практически на всех прилегающих к российскому побережью морских акваториях. Так, с 14-го по 20-е числа на Черном море проходили командно-штабные учения, которыми лично руководил главнокомандующий ВМФ адмирал Владимир Масорин с борта ракетного корабля на воздушной подушке «Самум». В ходе КШУ отрабатывались элементы тылового и технического обеспечения боевых кораблей, которые выполняют различные задачи; вопросы противодействия террористическим группировкам в зоне ответственности Черноморского флота. Морские пехотинцы штурмовали необорудованное побережье на полигоне Опук. При поддержке бронетехники рота морпехов, высадившаяся с десантного корабля, уничтожила «незаконное вооруженное формирование». При этом штурмовые группы создавали районы безопасности для эвакуации мирного населения из зоны конфликта. Вместе с тем прошел «встречный бой» кораблей охранения десантного отряда с ракетными катерами и боевыми кораблями условного противника (за него выступали корабли соединения охраны водного района). В заключительной фазе учений велся реальный огонь по морским и воздушным целям.
На Балтийском море проходит сбор-поход, который продлится до конца августа. Руководит им командующий БФ вице-адмирал Константин Сидоренко. Задействованы 50 боевых кораблей, флотская авиация, вспомогательные суда. Во время выходов в море отрабатываются различные учебно-боевые задачи, проводятся артиллерийские и зенитно-ракетные стрельбы, постановки мин, осуществляются поиск и слежение за подводными лодками. В конце сбор-похода подразделения отдельной гвардейской бригады морской пехоты высадятся на побережье Балтийского моря на полигоне «Хмелевка» и нанесут удар по «базам террористов».
На Камчатке учения группировки войск и сил на Северо-Востоке под руководством командующего Тихоокеанским флотом адмирала Виктора Федорова начались 17 августа. В Главном штабе ВМФ рассказали, что 21 августа боевые корабли выходили для проведения артиллерийских и зенитных ракетных стрельб, для отработки задач по поиску субмарин условного противника, торпедирования различных целей. 22 августа в море отправились ракетные корабли Камчатской флотилии, наносившие удары по целям, которые находились на расстоянии в несколько десятков километров.
На одном только Северном флоте в августе было относительное затишье. Но только потому, отмечают в Главном штабе ВМФ, что боевая подготовка североморцев активно проверялась и в прошлом, и уже в нынешнем году. Но вполне возможно, что и СФ предстоит еще повоевать в оставшиеся погожие дни до зимней непогоды, которая в тех суровых краях наступает в конце сентября.
Примечательно, что на всех флотах проверялся уровень подготовки органов управления, их взаимодействие при решении различных оперативно-тактических задач, слаженность действия военно-морских группировок. По словам одного из источников «НВО» в Генштабе, все флоты действовали по единому замыслу, который предполагает отражение возможной агрессии против России сразу на нескольких морских ТВД. В результате руководство государства получило данные о возможностях ВМФ, его боевом потенциале, боевой готовности и обученности личного состава.
Правда, адмирал Эдуард Балтин считает: нет ничего удивительного в том, что именно сейчас проводятся учения флотов. «Они всегда проходили в августе, – рассказал адмирал «НВО». – Завершается, по сути, летний период обучения на Северном и Тихоокеанском флотах. С 15 сентября вся плавающая техника переводится на зимний период обслуживания. Проводится масса технических мероприятий. Кроме того, после весеннего призыва молодые матросы закончили трехмесячные курсы обучения. И данные учения – это первые выходы в море молодого пополнения». Причем, по мнению адмирала Балтина, говорить о крупномасштабных маневрах пока нельзя. «Ведь таковыми, – отмечает он, – можно называть хотя бы учения оперативных соединений. А ныне на всех флотах в маневрах участвуют, к сожалению, по несколько боевых кораблей и самолетов».
Еще один источник «НВО» – военно-морской эксперт Совета Федерации – утверждает: хотя нынешние учения показали, что боеготовность ВМФ продолжает оставаться на достаточно высоком уровне, не стоит, однако, из-за этого самоуспокаиваться. В последнее десятилетие на содержание флота выделялось не более 14% бюджета Минобороны, что крайне недостаточно. Результат – стремительное старение кораблей и вооружений. Практически не выполнен План строительства и развития ВМФ на 2001–2005 годы.
Между тем против всех российских флотов в случае региональных конфликтов без применения ядерного оружия будут действовать мощные военно-морские группировки. Вряд ли российский ВМФ сможет эффективно им противостоять, нарушить морские и океанские коммуникации противника, наносить удары по его территории. Уже сейчас весьма проблематична защита национальных интересов России в Мировом океане. По сути, российский ВМФ уже стал флотом ближнего действия и способен лишь выполнять задачи по охране своих баз и побережья. А как известно из истории, оборонительная политика и стратегия – не лучший способ защиты интересов государства.
Но все же перемены к лучшему, по мнению эксперта, есть, и это отрадно. Последние маневры ВМФ РФ показывают серьезность намерений военно-политического руководства государства восстановить статус России как великой морской державы.