Минобороны РФ построит 145 комфортабельных гауптвахт, сообщил представитель Генштаба Александр Моисеенко. Все – по нормам Евросоюза, прямо как в НАТО. На каждого арестанта 4 квадратных метра площади, кровать с постельным бельем. В каждой камере туалет, умывальник с горячей водой, которая в обычной казарме не положена, и как минимум одно большое окно, правда, с решеткой. Уже сверстана программа строительства на 2007–2010 годы.
Ничего общего с каторжными условиями советской «губы», где и матрас-то не полагался, одни только деревянные нары. Да еще на ночь отбирали шинель, отопление же могло отсутствовать напрочь, в том числе зимой. Тогда гауптвахты боялись. Теперь же может возникнуть настоящий наплыв добровольцев, желающих перебраться из типовой казармы на две роты – двести пар сапог и портянок возле двухэтажных коек на ночь – в маломестный номер с горячей водой. Такой гауптвахтой впору поощрять, а не наказывать.
Но именно такое наказание за дедовщину будет ждать распоясавшихся бойцов после того, как Госдума примет осенью федеральный закон «О дисциплинарном аресте». Вот только гарнизонов в стране отнюдь не 145, а намного больше. Следовательно, большинство казарменных хулиганов при всем желании на трехзвездную «губу» и не попадет.
Однако ревнителей дедовщины ждет еще одна хорошая новость от Минобороны. Военной полиции не будет. Взамен планируется создать межведомственные военные комендатуры. Они должны находиться за пределами воинских частей, а в их состав войдут штатные подразделения с автотранспортом, оружием и бронетранспортерами, сформированные за счет частей гарнизона.
По сути, взамен независимой системы правового надзора произойдет всего лишь смена вывесок. Военные комендатуры в настоящее время и так являются межведомственными. Находясь в составе Минобороны РФ, они осуществляют надзор за соблюдением дисциплины всеми военнослужащими. Военный патруль одинаково задерживает и танкиста Сухопутных войск, и воина Пограничных войск ФСБ, и сержанта Внутренних войск МВД или частей МЧС.
А сами патрули формируются из солдат, курсантов и офицеров гарнизона, опять же независимо от ведомственной принадлежности. Из воинских частей по графику присылается и автотранспорт. Комендант подчиняется начальнику гарнизона, а этим начальником является старший воинский начальник. То есть командир полка или дивизии. Говорить о независимости комендатуры в таких условиях не приходится. Так что если старший воинский начальник скажет, что у него в гарнизоне дедовщины нет, комендант возьмет под козырек и ответит: «Так точно!»
Трансформация военных комендатур в межведомственные начнется в 2007 году. Чем крупнее гарнизон, тем больше будет численность личного состава комендантской роты. Ведь надо круглые сутки рассылать патрули по городу. А для этого требуются как минимум три смены военнослужащих. Передача столь солидных штатов может оказаться весьма болезненной для местных воинских частей, особенно для частей постоянной боевой готовности. Да и автотранспорт скорее всего тоже придется им отдать свой, кровный.
Так же, как и нынешние комендатуры, межведомственные будут поддерживать дисциплину на улицах, вокзалах, но не в самих казармах. То есть бороться они могут только с последствиями дедовщины, а не с ней самой. Для этого предусмотрена передача им ряда функций, которые пока возлагаются на сами войска. Это проведение первичного дознания при совершении военнослужащими правонарушений – отбор объяснительных, розыск дезертиров и самовольщиков, охрана гауптвахт.
Новые межведомственные комендатуры, в сущности, ничем не будут отличаться от советских военных комендатур тридцати– или сорокалетней давности. Для армии точно ничего не изменится. Этого ли хотел президент РФ, когда на традиционной встрече с журналистами в январе говорил о скором создании военной полиции?
За рубежом есть институт независимых военных прокуроров (США) или уполномоченный по делам бундесвера германского Рейхстага. Они следят за соблюдением законов в вооруженных силах, стоят на защите гражданских прав военнослужащих, ограждают солдат от произвола начальства, а начальство – от неправомерных действий подчиненных. Российское же Министерство обороны не позволило создать пост уполномоченного по правам человека в армии. А гражданский контроль подменен рассуждениями о гражданском министре обороны, которым в данный момент является генерал-лейтенант ФСБ запаса.
Руководителю Минобороны Сергею Иванову удалось одержать победу в конфликте с главным военным прокурором Александром Савенковым. Преемник последнего Сергей Фридинский пока вполне лоялен к ведущему силовому ведомству страны. Соответственно, громогласных требований по наведению порядка в армии сейчас не слышно. А в таких условиях и надобности в независимой военной полиции нет. Если удастся всех обвиняемых по делу Сычева подвести под оправдательный приговор, то и комендатуры перелицовывать будет необязательно.