В Объединенном штабе Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и в Министерстве обороны Казахстана продолжают подводить итоги учений «Рубеж-2006», которые проходили на каспийском побережье в районе города Актау в конце августа (подробно о них «НВО» написало в № 32). Военные в основном анализируют, как действовали подразделения, привлекаемые к маневрам, особенно – насколько удачной была высадка десанта с моря в ходе заключительного этапа. Между тем в секретариате ОДКБ анализу «шумовой» стадии уделяют куда меньшее внимание.
УЗКАЯ ШИРОТА ИНТЕРЕСОВ
У генерального секретаря ОДКБ Николая Бордюжи на Каспии были свои узкие интересы. Ведь ясно, что разыгранная «война» (тем более с предварительными тренировками) – это только заключительная часть той большой работы, которая была проделана для организации данных учений. Иными словами, чтобы экзерциции состоялись, сторонам и многочисленным должностным лицам необходимо подготовить их документально. Проволочки же в этом процессе более чем известны: например, уже не раз констатировалось (в том числе и самими главами государств СНГ), что решений на бумаге пишется тысячи, а практически выполняются – единицы. Поэтому, по словам Бордюжи, «для секретариата ОДКБ особенно важен был первый этап учений, в ходе которого отрабатывались необходимые документы, в том числе политического содержания. В частности, при принятии Советом министров обороны ОДКБ, Советом коллективной безопасности решений на применение войск для отражения действий террористов».
В самом деле, на практике, случись что, документы подобного рода должны быть выданы без промедления. Иначе помощь может «подоспеть» тогда, когда ее уже «меньше всего ожидали».
На учениях «Рубеж-2006» этот «документальный этап» укладывался в следующий «предбоевой» сценарий, в основу которого, как подчеркивали в штабе руководства игрой, «положен один из возможных вариантов развития событий в Центрально-Азиатском регионе». Поэтому легенда предполагала, что террористические и экстремистские организации, используя недовольство населения результатами выборов президента, захватывают власть в одном из государств ЦАР, а также приграничных районах соседней страны с целью создать и расширить так называемый халифат («голубую мечту» ряда экстремистских мусульманских организаций) путем захвата территорий соседней страны. Поэтому на маневрах действовали три стороны: «синие» – условные вооруженные террористические и экстремистские организации, «коричневые» – государства, не входящие в ОДКБ, и «красные» – государства организации. Учитывая создавшееся положение, руководство Казахстана обращается к «союзу семерых» с просьбой об оказании военной помощи для защиты суверенитета страны. Вооруженные силы стран ОДКБ («красные»), используя Сухопутные войска, Военно-морской флот и авиацию, приходят на подмогу государствам региона...
Бордюжа пока не сообщил, в какой степени удалось свести к минимуму «бумажное обеспечение» активного этапа, но, судя по всему, остался доволен тем, что такие вопросы уже хотя бы решаются.
Впрочем, боевая составляющая «Рубежа-2006» его тоже не могла не порадовать. Ибо, как подчеркнул Николай Бордюжа, «главным отличием учений стало проведение совместной операции, в ходе которой была произведена высадка морского и воздушного десантов частей вооруженных сил государств – членов ОДКБ». Кто бывал на подобных маневрах, знает – это действительно впечатляет. А все, что впечатляет сторонних наблюдателей, весьма полезно для улучшения «имиджа» организации. И это уже пропагандистский нюанс учений.
Учитывая это, первый заместитель начальника Объединенного штаба ОДКБ генерал-полковник Иван Бабичев смело констатировал, что «ОДКБ стала беспрецедентным объединением на постсоветском пространстве по уровню и содержанию обязательств, которые взяли на себя ее участники в сфере военно-политической интеграции». И лишний раз напомнил в этой связи о «ключевым пункте договора» – о его статье, в которой указывается, как ведут себя участники организации в случае агрессии против кого-либо из ее членов.
Как выразился начальник управления координации планирования применения и подготовки вооруженных сил Объединенного штаба ОДКБ генерал-майор Сергей Чувакин, «замысел учений мы никогда не притягивали, что называется, за уши. Учения планируем исходя из прогнозов развития военно-политической обстановки в регионе». Об этом же говорили и другие генералы, непосредственно выезжавшие на каспийское побережье Казахстана.
Командующий Каспийской флотилией ВМФ России контр-адмирал Виктор Кравчук более подробно обрисовал, в чем «взрывоопасность» обстановки на море-озере. Правда, почему-то обошелся без подтверждающих его тезисы фактов. Во-первых, отметил командующий, в регионе реально фиксируются факты терроризма (это верно: дагестанскую столицу Махачкалу буквально сотрясает от взрывов и стрельбы). Во-вторых, указал Кравчук, наблюдается незаконная переброска оружия, в том числе и на казахстанский берег моря – как раз туда, где проходило учение «Рубеж-2006» (при этом ни единого примера переброски оружия морем контр-адмирал не привел: кто перебрасывает оружие, откуда, какое и в каких количествах?). В-третьих, в числе опасностей флотоводец обозначил биотерроризм (что есть, то есть: будучи на Каспии, автор этих строк сам видел: головами и тушками освобожденного браконьерами от икры осетра в иных местах усеян весь берег, иначе чем биотерроризмом это и впрямь не назовешь). В-четвертых, по словам Виктора Кравчука, в регионе фиксируется нелегальная переброска наркотиков, реализация которых идет на финансирование незаконных вооруженных формирований (тоже не было приведено ни одного примера; помнится, информация о последнем крупном – более 220 кг – задержании героина в иранском судне была обнародована на рубеже 2000-х годов).
КАСФОР НЕ ПОМЕШАЛ БЫ┘
Как бы там ни было, но, видимо, не только «помощь в случае агрессии» имели в виду некоторые участники учений «Рубеж-2006». А именно – Россия и Казахстан. Являясь странами Прикаспийского региона (в него еще входят Азербайджан, Иран и Туркмения), они не могут не учитывать то обстоятельство, что договора по разделению Каспия пока нет. А это значит, что каждая из пяти сторон может претендовать как на биоресурсы «неразмежеванного» моря, так и на возможные новые газовые и нефтяные месторождения (в частности, конфликты между Ашхабадом и Баку за право владения одним нефтепромыслом уже имели место несколько лет назад, и спор сей не окончен). Вот почему надо быть в полной готовности защищать свои интересы и учиться этому заблаговременно.
Не случайно контр-адмирал Кравчук напомнил в Актау об одной «актуальной проблеме», которая впервые была обозначена Москвой в феврале нынешнего года. Речь идет о возможности создания на Каспии пятисторонней военно-морской группировки «Касфор» – по типу «Блэксифор» на Черном море. Однако готовность «сообща охранять рыбу и нефть и противодействовать терроризму» выразили отнюдь не все страны. Собственно, «за» только Астана да Москва.
Между тем время от времени появляются слухи, что Баку, у которого на море-озере очень слабенький флот (кстати, недавно было объявлено, что он будет усиливаться несколькими кораблями), может обратиться за помощью к Североатлантическому альянсу. В связи с чем командующий Каспийской флотилией на всякий случай предупредил: «Ни о каких военных кораблях третьих стран в каспийских водах не может быть речи. А НАТО здесь вообще делать нечего!»