0
1629
Газета Армии Интернет-версия

06.10.2006 00:00:00

Абхазия Тбилиси пока не по зубам

Тэги: сосналиев, абхазия, грузия


– Султан Асланбекович, в связи с резким обострением российско-грузинских отношений часто высказывается предположение, что официальный Тбилиси пытается таким образом добиться вывода миротворцев РФ из Абхазии и Южной Осетии, после чего расправиться с непокорными республиками. Имеются для этого у Грузии возможности?

– К сожалению, из уст высших грузинских чиновников, в том числе и президента Саакашвили, постоянно звучат угрозы «навести порядок» в Абхазии с использованием военной силы. Подобные недальновидные агрессивные выпады не могут привести к миру и стабильности в Кавказском регионе. Больше того, такого рода высказывания подкрепляются и бряцанием оружия. Ведь не секрет, что в последнее время грузинская армия активизировалась. Новые поступления вооружений, частые военные учения у границ своих бывших автономий означают одно: в Тбилиси готовятся к полномасштабным боевым действиям в Абхазии и Южной Осетии.

Правда, возможностей у грузинской армии для реализации планов «восстановления территориальной целостности страны» пока еще недостает, скорее всего они равны нулю. Вероятно, именно по этой причине США, некоторые страны НАТО экспортируют в Грузию современные виды оружия, так сказать, готовят к предстоящим военным операциям. В результате этого растут расходы Тбилиси на оборону: с 78 млн. долларов в 2005 году до 341 млн. долларов в 2006-м. Между тем весь ВВП Грузии составляет около 7 млрд. долларов.

Тем не менее сегодня, на наш взгляд, ресурсов давления на Абхазию у Грузии нет.

– А если все-таки грузинское руководство решится начать войну, какие силы и средства, по данным Минобороны Абхазии, оно планирует задействовать на земле, на море, в воздушном пространстве? Каковы предполагаемые направления главных ударов?

– Еще раз должен подчеркнуть: на протяжении нескольких последних лет происходит ускоренная милитаризация Грузии. Ежегодно Тбилиси выделяет до 35–40 млн. долларов на приобретение вооружений и военной техники, боеприпасов. Причем все эти деньги поступают в грузинский бюджет извне. Спонсорами Тбилиси являются, как уже было отмечено, США и Запад.

Больше того, обучением грузинской армии занимаются американские инструкторы и специалисты. На реализацию программ ее подготовки «Обучи и оснасти» и «Операция по сохранению стабильности» Вашингтон выделил свыше 120 млн. долларов. Естественно, что львиная доля этих денег уходит именно на закупку новых вооружений. Приведенные факты подтверждают мнение о том, что в ближайшем будущем Грузия будет готова начать новую войну против Абхазии.

В случае агрессии режим Саакашвили готов задействовать до 30 тыс. человек. Кроме того, нельзя забывать и о примерно 100 тыс. резервистов.

На вооружении у грузинской армии имеются от 80 до 100 танков типа Т-55, Т-64, Т-72; около 120 орудий и минометов калибра 120 мм и выше; 80 БМП и 110 БТР; семь самолетов Су-25 и 10 – чешских L-39; три вертолета Ми-24, шесть – Ми-14 (противолодочные), четыре – Ми-8т, четыре – Ми-2, а также подаренные американцами «Ирокезы» – 10 единиц; семь зенитно-ракетных комплексов С-125. В составе военно-морского флота Грузии – один ракетный катер, переданный Грецией; два фрегата, подаренных Литвой; 11 морских катеров, также подаренных в разное время Украиной, Францией, Грецией; пять десантных катеров; три вспомогательных судна.

Вероятными направлениями ударов, по нашим данным, являются:

– с юго-востока – путем захвата Гальского района, с последующим продвижением к Очамчыру, а также высадка морского десанта в Очамчырском, Сухумском, Гагрском районах с целью их захвата и перекрытия российско-абхазской границы;

– с северо-востока – из Кодорского ущелья с выдвижением группировки, насчитывающей около 2 тыс. человек (до 1 бригады), к Сухуми с целью захвата важных стратегических пунктов: аэропорта и Кодорского моста.

– Как вы оцениваете значение пребывания миротворческого контингента РФ в зоне грузино-абхазского противостояния?

– На протяжении длительного времени (13 лет) российские миротворческие силы разделяют грузинскую и абхазскую стороны. Часто миротворцы принимают удары на себя. Они обеспечивают в регионе работу миссии военных наблюдателей ООН. Другими словами, российский миротворческий контингент поддерживает мир и стабильность.

К сожалению, грузинские правители настаивают на выводе российского миротворческого контингента из зоны конфликта. По их мнению, он не выполняет роль посредника в зоне конфликта, а поддерживает только одну из сторон. Мы же считаем, что именно благодаря военнослужащим РФ удается сохранить тот хрупкий мир, который установился в Абхазии. Видимо, в Грузии есть партия войны, которая ждет не дождется, когда российские миротворцы уйдут, чтобы осуществить свои агрессивные планы. И пусть никого не обманывает требование Тбилиси ввести вместо военнослужащих РФ европейские полицейские подразделения. Скорее всего, понимая, что собственными силами им вряд ли удастся восстановить «территориальную целостность» страны, руководители Грузии решили опереться на помощь Запада. Для нас же этот вариант абсолютно неприемлем. Любая попытка Грузии решить вопрос военным путем может привести к непредсказуемым последствиям для нее же самой.

– Вы не только военный, но и государственный деятель, возглавляющий одно из ключевых ведомств Республики Абхазия. Как вы относитесь к решению президента Грузии разместить в верхней части Кодорского ущелья так называемое «правительство Абхазии в изгнании»? И кого оно представляет?

– Хотелось бы вкратце коснуться так сказать предыстории вопроса. Огнем и мечом царизм расширял границы империи. В период Кавказской войны XIX века дальнейшее вытеснение с гор, а затем выселение народов Северо-западного Кавказа в Турцию стали одной из наиболее трагических страниц абхазской и адыгской историй. На опустошенные земли хлынул поток переселенцев, среди которых были и грузины. Они оказались более активными в заселении Абхазии. Этот процесс продолжался вплоть до 90-х годов уже ХХ века. Достаточно взглянуть на перепись 1886 года и сравнить ее с переписью 1989 года. За сотню лет численность грузин увеличилась в 58 раз. Итак, если в 1886 году грузин в Абхазии проживало 4166 человек, то в 1989-м – 239 872 (45,7% от всего населения республики) человек. В то же время численность абхазского населения возросла с 58 963 человек в 1886-м до 93 267 (17,9% от всего населения Абхазии) в 1989 году.

По окончании грузино-абхазской войны 1992–1993 годов подавляющая часть грузинского населения покинула Абхазию, в республике осталось 15 тыс. грузин, в основном в Гальском районе. Причем в большинстве своем это были люди, не участвовавшие в войне против абхазов. Однако последовательная и умеренная политика абхазского руководства позволила в последующие годы вернуться в Гальский район около 50 тыс. грузин.

Таким образом, до 170 тыс. грузин, проживавших ранее в Абхазии, оказались вне ее пределов. При этом примерно 70 тыс. человек из вышеназванного количества по разным причинам покинули Грузию. Из оставшихся 100 тысяч 40 – уже устроили свою жизнь и вероятнее всего не собираются возвращаться. Следовательно, сейчас в Грузии насчитывается около 60 тыс. человек, которые не обустроены, обижены и злы как на грузинские власти, так и на абхазов.

Первые их кормят обещаниями о скором возвращении «в родные дома», то есть в Абхазию, мы же сегодня не можем позволить сделать это по причине участия многих из них в войне против абхазов. Как известно, на Кавказе обиды, нанесенные одним народом другому, не прощаются веками. Мы прекрасно понимаем этих несчастных людей, их боль и трагедию, но ту боль, которую они принесли нам, простить, по крайней мере сегодня, мы тоже не можем.

Важно понять одну простую истину. В Абхазии была война. Абхазский народ подвергся агрессии и геноциду со стороны Грузии. Именно по этой причине сегодня мы не можем жить в одной «братской семье народов», как это было в СССР.

Теперь обратимся к так называемому «правительству Абхазии в изгнании». Оно состоит из 10 министров, ряда департаментов и комиссий. В их числе, например, департамент по охране окружающей среды и природных ресурсов. Неясным остается назначение этого ведомства. Как можно заниматься защитой окружающей среды территории, где не находишься и которую не контролируешь?

Что касается нахождения в составе «правительства в изгнании» якобы чиновников Абхазской Автономной Советской Социалистической Республики, то, взглянув на возраст нынешних министров, мы увидим, что подавляющее их большинство довольно молодые люди и быть членами правительства Абхазской АССР они не могли. Единственное, что связывает их с Абхазией, – они здесь родились.

Стоит заметить, что ряд членов «правительства и парламента в изгнании» – люди с криминальным прошлым.

– На чем зиждется уверенность руководства Республики Абхазия в законности и правомочности претензий на государственную самостоятельность? Существуют ли потенциальные возможности цивилизованного урегулирования грузино-абхазского конфликта?

– Существование нашей государственности в историческом плане большей частью ученых определяется началом II–I веков до нашей эры. Однако первым юридическим подтверждением этого может служить только официальный юридический документ (манифест), известный как «Диван Абхазских царей», опубликованный правителем Абхазского царства Багратом III в XI веке. Манифест указывает на существование Абхазского царства с начала VII века и, естественно, на наличие абхазских правителей и абхазского этноса, заселявшего пределы нынешней Абхазии и распространявшего свое влияние и правление на всю территорию современной Грузии.

Подтверждения территориальной целостности Абхазии содержатся и в грузинских летописных источниках. «Картлис Цховреба» («История Картли») приводит сведения о передаче всей полноты власти византийским кесарем, правившим и Западным Причерноморьем, абхазскому царю Леону I в пределах от Клисуры до реки Кубани. Позже, в VIII веке, племянник Леона I Леон II при помощи хазар отделился от византийцев и присоединил к Абхазии и северные районы Колхиды.

Наличие у абхазов государственности подтверждается и грамотой от 17 февраля 1810 года, в соответствии с которой Абхазия вошла в состав Российской империи и получила ее покровительство.

Важным историческим и международно-правовым документом является также Высочайший манифест о присоединении к России Грузии, в котором четко определены границы последней в 1801 году. Тогда, напомню, ее составляли два княжества: Карталиния (Картли) – Горийский, Лорийский и Душетский уезды и Кахетия – Телавский, Сигнахский уезды. Вот и вся Грузия. И никакой Имеретии, Гурии, Мингрелии, Сванетии, а тем более Абхазии.

Ответственным документом, подтверждающим наличие у Абхазии собственной территории от реки Ингур до реки Мзымта, является подписанное еще до образования Грузинской Демократической Республики соглашение между Национальным советом Грузии и Абхазским народным советом от 9 февраля 1918 года. Одним из его пунктов четко устанавливаются границы Абхазии как суверенного государства в пределах от реки Ингур на юге и до реки Мзымта на севере.

4 марта 1921 года была провозглашена независимая от Грузии Советская Социалистическая Республика Абхазия. Но уже в 1931 году под давлением Сталина и его подручных Абхазская ССР была введена в состав Грузинской ССР как автономная республика.

В составе Грузии Абхазская автономная республика находилась вплоть до развала СССР. А грузино-абхазская война окончательно решила вопрос правомерности притязания Грузии на Абхазию.

Кстати, это не весь список исторических и международно-правовых документов, на которых основывается право абхазов на свою государственную независимость.

Абхазское государство – и то, которому двенадцать веков, и то, что воссоздано в 90-е годы XX века, – было образовано абхазским народом на своей родине. Оно самостоятельно и успешно функционировало в различных исторических условиях. В ходе своего развития абхазская государственность изменяла свои формы и конкретное наполнение, порой ослабевала до крайне низкого уровня и даже прерывалась, но никогда не исчезала из сознания народа.

 

Из досье «НВО»

Султан Асланбекович Сосналиев родился 23 апреля 1942 года в Кабардино-Балкарии. Окончил Сызранское высшее военное авиационное училище и Военную командную академию ПВО им. Г.К. Жукова. С 1961-го по 1990 год служил в Вооруженных силах СССР, пройдя путь от летчика до командира авиационного полка и начальника авиационного центра. В августе 1992 года возглавил Штаб народного ополчения Абхазии, а два месяца спустя, в октябре – Генеральный штаб Вооруженных сил Республики Абхазия. В мае 1993 года был назначен министром обороны Абхазии и находился на этой должности до 1996 года. Вновь занял ее в 2005 году. Является также вице-премьером абхазского правительства.

Указом президиума Верховного совета Республики Абхазия удостоен звания Герой Абхазии (1994). Заслуженный военный летчик СССР. Кавалер многих государственных наград, в том числе ордена Красного Знамени, медали «За боевые заслуги». Генерал-лейтенант (звание присвоено в октябре 1993 года).


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
705
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
798
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
1142
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
917

Другие новости