7 декабря в Москве, в Культурном центре Вооруженных сил РФ прошло заседание Координационного совета по проблемам социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. О чем же шел разговор на весьма представительном форуме?
ВСЕ О ТОМ ЖЕ
Открывая заседание, председатель Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров обратил внимание собравшихся на огромный поток обращений ветеранов армии и флота в законодательные органы, в Минобороны и в судебные инстанции с просьбами и требованиями урегулировать, наконец, вопросы пенсионного обеспечения и предоставления жилья.
Председатель Совфеда Сергей Миронов высказался за изменение принципа финансового обеспечения пенсионеров силовых ведомств и призвал присутствующих подумать о создании действенной системы социальной адаптации ушедших в запас офицеров. «Военный пенсионер – человек физически крепкий, способный исполнять самую квалифицированную работу, и государство в лице уполномоченных органов могло бы подумать о помощи в их трудоустройстве», – заявил Миронов и добавил, что «по достижении 60 лет» такие люди «должны иметь право на получение второй пенсии».
Спикер СФ предложил законодательно оформить статус «ветерана военной службы» и включить эту категорию граждан в списки лиц, получающих федеральные льготы. «Обеспечение жильем и военные пенсии – это главные вопросы, которые задают военные на встречах во всех регионах», – сказал Миронов.
Обратил он внимание и на недостатки структуры денежного содержания военнослужащих. По мнению председателя Совета Федерации, сложившаяся ситуация девальвирует статус людей в погонах и наносит большой ущерб престижности военной службы. Он подчеркнул, что государственные чиновники обязаны в предельно сжатые сроки разрешить все проблемы материального обеспечения военнослужащих, уже много лет висящий в воздухе вопрос с пресловутыми «пайковыми» деньгами, индексации в связи с инфляцией etc. Сергей Миронов заявил, что все это надо сделать максимально быстро, «чтобы офицеры несли службу», а не тратили массу времени на решение своих бытовых и материальных проблем. Он также считает, что все материальные выплаты в отношении военнослужащих должны быть закреплены за федеральным уровнем и исключены из региональных бюджетов.
НЕСОГЛАСНЫХ НЕ БЫЛО
Cоветник министра обороны Владимир Шаманов назвал «справедливой и разумной идею второй пенсии». Он тоже считает, что положенные выплаты работающим военным пенсионерам должны ежегодно индексироваться в соответствии с взимаемыми с них перечислениями в Пенсионный фонд. Генерал заметил, что трудоустройство ветеранов является общемировой практикой. «Не должен полковник Российской армии молодым нуворишам ворота открывать», – подчеркнул герой двух чеченских кампаний.
Шаманов сослался на американский опыт. В США предприятия, принимающие на работу не только военных пенсионеров, но и членов семей участников боевых действий, получают значительные налоговые послабления и другие льготы. «А у нас бывало так, что военнослужащий в Чеченскую Республику уезжает, а муниципалитет его из квартиры выселяет», – похоже, неожиданно для самого себя в рифму заговорил генерал. Отметил он и то, что размеры зарплат военных вызывают весьма противоречивые чувства. Оклады в ВС, по словам Шаманова, мягко говоря, не соответствуют доходам гражданских служащих. Правда, командующие округами получают в месяц по 25 тыс. рублей, но их подчиненные-офицеры – всего по девять.
В свою очередь, член Комитета СФ по обороне и безопасности Валерий Быков убежден: «Военный должен честно служить и не беспокоиться о своем будущем, жилье и денежном довольствии. Всем этим людей в погонах обязано обеспечивать государство». Сенатор также заявил, что оклады военных должны быть на 20% больше, чем у гражданских служащих аналогичного статуса. С данным мнением согласились все участники заседания.
Резкие критические ноты прозвучали и в выступлении главного военного прокурора Сергея Фридинского. Он сообщил, что введение печально известного 122-го закона о монетизации льгот и некоторых других новых норм стало причиной бесконечных случаев произвола чиновников. Ими беззастенчиво нарушаются все положения о социальной защите военных и пенсионеров Минобороны. Жалобы ветеранов в военную прокуратуру и суды исчисляются десятками тысяч.
По словам Фридинского, «только за один год более 40 тысячам военных пенсионеров» пришлось в судебном порядке восстанавливать свои права. Чиновники всех уровней и многочисленных ведомств, включая военное, только в этом году нарушили права 12 тысяч военнослужащих и их семей. «Корыстность и стяжательство командиров приводят к моральному разложению армии», – заключил главный военный прокурор.
ПОДОЖДЕМ СОЗДАНИЯ НОВОГО ВЕДОМСТВА?
После заседания в Культурном центре ВС Сергей Миронов, общаясь с журналистами, одобрил предложение Владимира Шаманова о создании федерального органа власти по делам ветеранов. Он также заявил, что «все решения правительства и органов законодательной власти всегда выполняет определенная структура в системе исполнительной власти».
Значит, защитникам Отечества опять придется подождать – пока не народится новая госструктура. Недаром многие действующие офицеры, не говоря уже о запасниках и отставниках, весьма раздраженно констатируют: воз армейских проблем запрягается недопустимо медленно.
Это недовольство вполне обоснованно. 47% офицеров находятся за чертой бедности. Именно такую цифру 6 декабря на круглом столе, посвященном защите прав человека в армии, назвал Олег Шведков, председатель ЦК Общероссийского профсоюза военнослужащих. Проведенные профсоюзом социологические исследования свидетельствуют: 83% служивых недовольны своим материальным положением, а почти 35% офицеров заявляют, что оно за последние годы ухудшилось. Хотя в апреле текущего года были номинально повышены оклады военным, реально их денежное довольствие увеличилось всего лишь на 4–6%. Это, в лучшем случае, всего лишь половина размера годовой инфляции.
Интерфакс тоже недавно сообщил, что, по данным Минобороны РФ, в настоящее время лишь 5% офицеров и прапорщиков (мичманов) удовлетворены своим материальным положением (в 2003 году таких было 20%), а имеющиеся жилищные условия и возможности доступного досуга и отдыха считают приемлемыми только 10% офицерского состава.
Между тем в «НВО» более полутора лет назад (см. №14, 2005) уже говорилось о весьма тревожном явлении: результаты социологического опроса, немедленно закрытые от общественности руководством Минобороны, показали, что 80% офицерского корпуса мало лояльны по отношению к своим командирам и власть предержащим. Вряд ли за прошедшее время эта цифра уменьшилась...
А МИНФИН СЛУШАЕТ...
И все равно в настоящее время волнующие военных вопросы «решаются» так.
Вспомним о долгах Минобороны ветеранам и действующим офицерам по продовольственному пайку. Это, по оценкам Минфина, около 60 млрд. рублей. Ныне стоимость ежедневной нормы питания (кстати, очень далекая от научно обоснованного количества калорий, каждый день необходимых здоровому человеку) перевалила за 74 рубля. Но офицерам ежемесячно аж с 2000 года выплачивают по 600 целковых – по 20 на день. Из той же суммы ведется и расчет пенсий ветеранов.
1 августа президент Владимир Путин поручил министру финансов Алексею Кудрину поскорее решить вопрос, связанный с так называемыми пайковыми выплатами, в частности, для военных пенсионеров. Кудрин пояснил, что сейчас они осуществляются в виде денежных компенсаций, которые не индексируются.
«Это несправедливо», – заметил Путин. «Считаю, что мы должны заменить денежные компенсации на денежные выплаты, которые индексировались бы», – ответил Кудрин. «Нужно согласовать позиции с Минобороны и принять окончательное решение», – сказал президент. «Сейчас предложения дорабатываются, и в ближайшее время мы их внесем», – сказал министр.
Господин Кудрин действительно решил давнюю проблему, причем – радикально, о чем в начале декабря и доложил главе государства. Министр поведал Владимиру Путину, что «продпаек для всех категорий военнослужащих будет отменен и будут введены денежные выплаты с 1 декабря 2007 года более чем в 1000 рублей, которые будут индексироваться для каждого военного». «Это не отменяет право министра обороны вводить в отдельных частях продпаек в натуральном виде там, где это необходимо», – добавил Алексей Кудрин. Он также заверил президента, что замена продпайка деньгами «будет принята в расчет пенсий, что повлияет на рост пенсий, и той проблемы для военных пенсионеров, которая была до сих пор, больше не будет».
По какой методике делал расчеты Минфин – неизвестно. Ведь стоимость минимального набора продуктов питания, необходимых просто для выживания на просторах РФ, по данным Роскомстата, достигла 2,5 тыс. рублей в месяц. Это почти в 2,5 раза больше утвержденной главным финансистом России суммы денежной компенсации.