0
2231
Газета Армии Интернет-версия

15.12.2006 00:00:00

Без саперов сложные боевые задачи невыполнимы

Тэги: россия, сапер, ливан, нато


После летней войны в Ливане было ясно, что только профессионалы с большой буквы могут в условиях хаоса и разрушений, заминированной местности, массы неразорвавшихся боеприпасов в кратчайшие сроки восстановить дороги и мосты. Для оказания помощи ближневосточному государству по восстановлению автомобильного сообщения на дорогах российское политическое руководство приняло решение использовать отдельный мостовой батальон (омосб). Его сформировали на базе мостовой бригады Центрального автомобильно-дорожного управления МО РФ, которая дислоцируется в городе Кашира. Командиром этой отдельной воинской части назначили полковника Евгения Жукова.

Недавно российский батальон, построив в Ливане девять мостов (вместо запланированных шести), вернулся на Родину. Тем не менее в редакцию «НВО» поступает немало вопросов о том, в состоянии ли российские инженерные войска после не продуманных основательно реформ, проведенных на протяжении последних полутора десятков лет, сокращений, выполнять сложные боевые задачи.

СОСТАВ И ЧИСЛЕННОСТЬ

В настоящее время инженерные войска (ИВ) имеются в Минобороны РФ, МЧС, МВД, Погранслужбе ФСБ. Наибольшее их количество в МО РФ. Они выполняют задачи инженерного обеспечения деятельности войск порой в самых экстремальных условиях обстановки. При этом используют сложную разнообразную технику, инструменты, боеприпасы. Военнослужащие проходят специальную подготовку для того, чтобы работать под обстрелами, в разрушенных городах, на заминированной местности. Они учатся наводить мосты на переправах, ликвидировать неразорвавшиеся боеприпасы, давать войскам и мирным людям чистую воду, так же быстро и мастерски выполнять другие работы. Как показывает нынешний ход боевой учебы в Вооруженных силах РФ, отечественные инженерные войска не утратили свой потенциал.

Например, в 2005 году было всего проведено 31 полковое тактическое учение и одно дивизионное (в 27-й мотострелковой дивизии Приволжско-Уральского военного округа). На всех этих маневрах инженерные войска проделывали проходы в минных полях, наводили переправы через различной ширины и глубины водоемы, восстанавливали разрушенные дороги.

В конце сентября 2006 года в Сибирском военном округу прошло первое в истории ВС РФ полномасштабное учение полка постоянной боевой готовности, который полностью укомплектован военнослужащими-контрактниками. После совершения 500-километрового марша мотострелковый полк получил задачу форсировать водную преграду и разгромить противника. Инженерная часть быстро навела понтонную и паромную переправы, по которым через реку прошли тяжелая боевая техника и вооружения.

Без полноценного инженерного обеспечения войска не смогли бы в 2005–2006 годах выполнить учебно-боевые задачи. И это при том, что, как и все ВС РФ, инженерные войска за последние 10 лет были сокращены в 2,5 раза. Ныне их личный состав – всего 2% от численности всей армии. Но тем не менее они заняты не только обеспечением боевой деятельности войск, но и решением других задач государственной важности – например, ликвидацией последствий стихийных бедствий или катастроф.

В инженерных войсках, которыми командует начальник управления ИВ МО РФ генерал-полковник Николай Сердцев, армейская структура. Состоят они из бригад, полков, отдельных батальонов, рот. Имеются также соответствующие базы хранения техники и вооружений, арсеналы. Организационно ИВ входят в армии, дивизии, полки видов и родов Вооруженных сил РФ, в Тыл ВС. Они относятся к специальным войскам. Их предназначение в военное время – на стратегических и тактических направлениях обеспечивать проведение операций, сражений, боев различными группировками войск. ИВ оборудуют позиции, устраивают инженерные заграждения, разминируют сооружения и местность, взрывают объекты, наводят переправы, организуют подачу войскам электроэнергии и решают еще многие другие задачи. В мирное время ИВ решают задачи в интересах объединений, соединений и частей по обеспечению учебно-боевой деятельности.

ВООРУЖЕНЫ НЕ ХУЖЕ НАТОВЦЕВ

В свое время в российских ИВ специалисты детально провели сравнительный анализ состояния отечественных и зарубежных средств инженерного вооружения. У армий РФ, США, Англии, ФРГ примерно на одном техническом уровне оказались инженерные машины разграждения, различного рода подъемные краны, путеукладчики. А вот российские тяжелые мосты, понтонные парки, траншейные машины, средства очистки воды, минные тральщики оказались лучше зарубежных образцов.

Однако нельзя не отметить и отставание по отдельным образцам вооружения российских ИВ от зарубежных армий. Отечественные средства механизации минирования, установки дистанционного разминирования, оборудование для ремонта и обслуживания, подвижные средства разведки уступают по качеству изготовления и своим боевым характеристикам иностранным аналогам.

Давая характеристику стоящим на вооружение ИВ образцам, генерал-полковник Николай Сердцев как-то сказал, что сейчас необходимо влиять на возникающие проблемы по созданию качественно новых образцов и систем вооружений. Однако, по мнению главного инженерного военачальника, в настоящее время, к сожалению, отечественные наука и промышленность зачастую не готовы выполнять тактико-технические требования военных заказчиков. Поэтому по ряду вышеуказанных образцов вооружений ИВ и обозначилось отставание.

Особую остроту в свое время, по мнению Николая Сердцева, приобрела проблема противоминной защиты войск. Во всем многообразии она проявилась в Северо-Кавказском регионе. Ее даже пришлось решать с помощью военно-политического руководства России. В результате была принята комплексная целевая программа организационных и технических мер по обнаружению и уничтожению взрывоопасных предметов. Развернута разработка нового поколения средств инженерной разведки и преодоления минно-взрывных заграждений, которые существенно повышают уровень технического оснащения войск, расширяющий возможности по решению боевых задач. Рассматривается разработка перспективных комплексов разведки взрывоопасных предметов воздушного и наземного базирования, основанных на комплексном использовании оптико-электронной, тепловизионной, радиолокационной разведывательной аппаратуры. Возможно, скоро войска получат инженерные средства обнаружения взрывоопасных предметов в корпусах из любых материалах на глубинах до 1 метра. Так же будет решена и задача эффективного противодействия взрывным устройствам, широко применяемым террористами, за счет создания средств на основе мощного электромагнитного воздействия на исполнительные приборы взрывных устройств.

Ведение боевых действий в современных условиях показывает, что большую значимость приобретают полнота и качество индивидуальной экипировки военнослужащего. Всем участникам боя приходится выполнять задачи индивидуального инженерного обеспечения – поиск мин, преодоления различных заграждений, окапывания, добывания воды. Поэтому к общевойсковому комплекту воина разработан еще и индивидуальный инженерный комплект, который обеспечивает автономность солдат и офицеров в ходе боевых действий. Это повышает защищенность и эффективность выполнения боевых задач до 20%, на поле боя сохраняет жизнь каждому третьему человеку.

Ныне в острейшую проблему превратилось поддержание техники на длительном хранении в войсках в боеготовом состоянии. Одним из экономичных путей ее решения является модернизация. За последние годы модернизировано более 20 средств инженерных войск. До 2010 года планируется провести модернизацию еще более 20 средств инженерных войск. Однако опыт Чечни показывает, что войскам крайне необходимо более современное и, таким образом, качественное инженерное вооружение. Например, тот же путепрокладчик. Мощности по его производству остались на Украине. Сейчас разрабатывается дорожная машина на гусеничном шасси. Такая же история с инженерной машиной разграждения, которая в советские времена производилась в одной из союзных республик. Теперь она выпускается на Нижнетагильском заводе на основе только российских комплектующих деталей и узлов, что согласно нормативным документам дает право этой технике быть принятой на вооружение Российской армии.

Делаются и другие шаги по совершенствованию средств инженерного вооружения (СИВ). Как рассказал доктор технических наук, генерал-майор запаса Владимир Платонов, были приняты определенные меры по совершенствованию инженерной техники. Вся инженерная техника ИВ была переведена с автомобилей украинского производства на российские. Специально для этих целей уральский вездеход был сделан вместо трехосного четырехосным. Четыре ведущих моста значительно повысили его грузоподъемность и проходимость по бездорожью. В настоящее время именно на отечественных автомобилях монтируются инженерные машины заграждения для установки минных полей, паромы, другие системы вооружения.

Более того, в войска уже начала поступать и новейшая инженерная техника. Например, электризуемые системы заграждения, защитные комплекты сапер ЗКС-1, новые автокраны, экскаваторы. Скоро ИВ получат перспективные дорожные машины разминирования, инженерный минный тральщик, тяжелый механизированный мост и другие образцы. Это значительно повысит боевые качества российских инженерных войск. Конечно, отрадно то, что российский оборонный комплекс начал выпускать вооружения, которые вполне соответствуют задачам современной армии. Но стоит отметить, что это только начало сложного и дорогостоящего процесса перевооружения, на котором еще немало законодательных и финансовых проблем.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
892
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1556
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1392
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2612

Другие новости