0
911
Газета Армии Интернет-версия

16.03.2007 00:00:00

Планы государства в военной области по-прежнему непрозрачны

Вадим Соловьев

Об авторе: Виталий Иванович Цымбал - заведующий лабораторией военной экономики Института экономики переходного периода.

Тэги: путин, бюджетное послание, минобороны, нато


9 марта президент Владимир Путин направил Бюджетное послание премьер-министру правительства РФ и председателям Госдумы и Совета Федерации. Причем впервые этот документ пришел со значительным опережением ежегодного Послания главы государства Федеральному собранию. Причина тому – особенности текущего года, когда бюджет страны должен быть утвержден не только раньше прежних сроков, но и на ближайшую трехлетку. Подчеркнем, это – не предложение, выносимое на обсуждение, а уже принятое решение, волевой акт.

КУДА КОЛЕЯ ВЫВЕДЕТ?

Бросается в глаза, что руководство государства хотя и провозглашает прежде всего заботу о человеке, тем не менее по конкретным показателям отдает приоритет сфере безопасности. Людям в погонах как бальзам на душу. Но все ли так просто?

Многолетнее планирование для России не ахти какая новость. Помнятся пятилетки и даже семилетка. Они служили главными инструментами не только стратегического планирования, но и оперативного управления, именно они утверждались на самом высоком уровне государственной иерархии. Годовые планы и соответствующие им годовые бюджеты принимались без особого, детального обсуждения – как выборки из пятилетних.

У такой системы управления были свои плюсы: ощущение стабильности, возможность реализации долгосрочных проектов. Но имелись и недостатки. Главный из них – трудности адаптации в случае быстроменяющейся ситуации, когда реальность перестает быть похожей на прогноз или когда наши представления об оптимальности уточняются. Утвержденный план мог только дополняться новыми работами, задаваемыми совместными решениями органов политической и государственной власти. А значит, требовал все новых расходов.

Пока что у принятого решения о разработке и утверждении федерального бюджета на три года виден только один «плюс», нужный президенту РФ для стабилизации политического и социально-экономического курса нашего государства. Этот акт разового действия поставит преемника Владимира Путина в колею, которая сейчас кажется правильной. Но не дает гарантий правильности движения в колее. Ведь были у СССР на момент его развала долгосрочные планы, программы и т.п. Предотвратили ли они крутой вираж в нашей истории?

Правомочен и такой вопрос. А не превратится ли трехлетний бюджет в шоры, не лишит ли он новое руководство возможности видеть все вокруг и адекватно реагировать на происходящее?

На взгляд многих экономистов, главная беда нашей системы планирования расходов состоит в том, что начавшийся было переход к бюджетированию, ориентированному на результат, пока не увенчался успехом, понятным обществу. Не были обнародованы стратегические цели и задачи, которые требуется решить, не обоснованы критерии оценки итогов, не подтверждены возможности их надежного контроля.

СЕКРЕТ ДЛЯ СОГРАЖДАН

Данные упущения сказываются и на Вооруженных силах. Например, общественно значимым показателем перехода на добровольный принцип комплектования армии и флота следовало бы считать уменьшение общего количества должностей, на которые могут назначаться призывники, за счет увеличения общего числа контрактников во всей военной организации, а не только в частях постоянной готовности. Мы же наблюдаем отток контрактников из других воинских частей (потому что там нет надбавок к окладам), в результате чего получим меньшую, чем надеялись, готовность к сокращению срока службы в 2008 году. И этот отток контрактников может увеличиться, а объем призыва – возрасти, поскольку уровень денежного довольствия солдат, сержантов и младших офицеров не соответствует средней заработной плате в стране. И намеченный темп роста денежного довольствия не будет соответствовать росту средней зарплаты.

И еще, если мы обеспокоены тем, что разрыв между уровнем доходов самых богатых и самых бедных граждан в России достиг критической величины, то почему замалчиваем, что разрыв между денежным довольствием контрактников нижнего уровня войсковой иерархии и довольствием военачальников тоже достиг критического 15-кратного значения?

Вторая беда – закрытость наших бюджетных расходов от общества, от граждан. Доложенные кем-то президенту и включенные в бюджетное послание слова о том, что «внедрена основанная на международных стандартах система бюджетной классификации и бюджетного учета, существенно повысившая прозрачность и управленческую значимость бюджетной отчетности», – увы, не вполне соответствуют действительности. На самом деле доля засекречиваемых в бюджете расходов растет (с 11,8% в 2006-м до 12,2% в 2007 году).

От кого мы их скрываем? От соотечественников! Например, россияне до сих пор получают сведения о военных расходах своего государства из официальных источников значительно в меньшем объеме, чем эксперты ООН и НАТО. За рубеж предоставляется куда более подробная информация, соответствующая стандарту ООН, принятому еще в 1980 году, и стандарту НАТО – в рамках «партнерства» с этой организацией. И это не безобидные разночтения. Они ставят в неудобное положение руководство страны, когда оно сопоставляет военные расходы России, посчитанные по доморощенной классификации, с расходами других государств, соответствующими международным стандартам.

Почти одновременно президент РФ сообщил, что на перевооружение армии и флота до 2015 года будет выделено 5 триллионов рублей. Каким образом будут потрачены эти огромные средства, полученные из налогов россиян? То есть народные деньги. Все это – тайна за семью печатями. Досконально все знает только верхушка Минобороны. Прозрачность минимальная. Гражданский контроль, сколько о нем ни говорили и говорят, исключается полностью.

Понятно, что на протяжении столь длительного срока планы технического перевооружения волей-неволей придется корректировать. Кто будет принимать решения? Все та же ограниченная группа людей. В стороне остается гражданское общество. Даже родные парламентарии ограждены от обсуждения принципиальных военных программ. Генералы не утруждают себя выступлениями в Госдуме в защиту конкретных планов военного строительства и оборонно-промышленных проектов. А депутаты – представители народа – лишены возможности оценить, насколько эффективно предполагается истратить государственные средства. И не только сказать свое веское слово, а и принять решение, как этого требуют принципы гражданского общества.

Полагаться лишь на мудрость небольшой группы доверенных лиц из высокопоставленных военных – рудимент советского прошлого. Известно, что в случае провала какой-либо из вооруженческих программ найти ответственного будет невозможно. Корпоративные интересы не позволят этого сделать. Такова система, полностью исключающая гражданский контроль над силовыми структурами.

До настоящего времени гражданское общество так и не знает, хотя бы приблизительно, какими расчетами пользуется группка людей, определяющих программы перевооружений. Никто сегодня не ответит на вопрос, а не окажется ли страна в положении Советского Союза, затратившего значительную часть средств на обладание 40 тысячами танков. Их уничтожение, называемое затратной утилизацией, легло тяжелейшим грузом уже на Россию. Насколько рациональны расчеты, если они вообще существуют. В США, Великобритании, Франции не делают из этого проблем – общественность не только знает долгосрочные планы строительства и производства того или иного вида вооружений, но и принимает решения о целесообразности реализации того или иного проекта. В России – все по-прежнему во тьме.

Решить эти проблемы – куда важнее, чем менять статус перспективного финансового плана на три предстоящих года, будет он утвержден президентом или нет.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2140
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1386
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1030
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1350

Другие новости