0
1432
Газета Армии Интернет-версия

06.04.2007 00:00:00

Добровольцы по принуждению

Тэги: контрактники, призывники, минфин


«Солдат-срочников обманывают, обещая им золотые горы, свободный выход, служебное время до 18–19 часов, комфортные условия проживания, достойную заработную плату, службу в той воинской части, в которой они пожелают служить... Но ничего этого они не имеют».

Этот и другие не менее тревожные факты приводили в своих выступлениях участники экспертного совещания «Общество и Армия: проблема-2008», состоявшегося в начале апреля в Культурном центре Министерства обороны России. Оно было организовано в рамках Общественной инициативы «Гражданин и Армия» при поддержке Совета при президенте России по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека и было посвящено выполнению федеральной целевой программы по переводу на комплектование частей и соединений постоянной боевой готовности воинами-контрактниками. Прибывшие на мероприятие независимые эксперты из многих регионов страны, по сути, единодушно констатировали, что комплектование Вооруженных сил военнослужащими по контракту в том виде, как оно осуществляется в настоящее время, «является провальным». Причем отмечалось, что это касается военнослужащих всех категорий, «потому что положение офицеров и прапорщиков – такое же бедственное и бесправное, как и военнослужащих по контракту категории солдат–сержант».

«Тем, кого вербуют в контрактники, – говорилось на совещании, – не разъясняют, что для военнослужащих частей постоянной готовности и членов их семей Федеральным законом «О статусе военнослужащих» не предусмотрен бесплатный проезд к месту проведения отпуска и обратно, а денежных средств, которые им выплачивают в качестве компенсации, недостаточно для проезда и одного военнослужащего даже внутри региона. Им не разъясняют, что первый контракт должен заключаться на три года с учетом времени, прослуженного в качестве военнослужащего по призыву, в результате военнослужащие подписывают контракт на три года с момента подписания. Далеко не всегда военнослужащим предоставляются так называемые испытательные три месяца, в течение которых те, кто не пожелает далее проходить службу по контракту, могут этот контракт «безболезненно» расторгнуть. И это является причиной массового самовольного оставления частей данной категорией военнослужащих».

«Оклады контрактников даже на Дальнем Востоке, – подчеркивали выступающие, – даже у наиболее высокооплачиваемых специалистов (командиров боевых машин, механиков-водителей и других) ниже средней заработной платы по стране (в январе 2007 года она составляла 11 410 рублей), а у простых стрелков, пулеметчиков или гранатометчиков существенно ниже – 6–8 тыс. рублей. В центральных регионах и того меньше. Однако и эти выплаты постоянно уменьшаются из-за систематических бездумных лишений по любому поводу – за техническое состояние машины, которая небоеготова уже не один год, за упущения по службе, зачастую надуманные». Особенно сильно впечатлило присутствующих, а среди них были и офицеры центрального аппарата Министерства обороны России, выступление председателя хабаровского краевого общественного движения «Комитет солдатских матерей» Валентины Решеткиной. По ее словам, главная проблема в том, что нынешние контрактники частей постоянной боеготовности – это преимущественно не призванные с «гражданки» умудренные жизненным опытом люди и военные-профессионалы, а «18-летние мальчишки, вчерашние солдаты-срочники». И именно это является причиной многих бед, связанных с переводом на контракт. Она обвинила военных руководителей в том, что те «продуманно, преднамеренно, умышленно и расчетливо создали такие условия для перехода на контракт, при которых только 18- и 19-летние мальчишки, еще не отдающие отчета своим действиям и поступкам, не способные все тщательно продумать, просчитать и осознанно взвесить все «за» и «против», подписывают заведомо ставящий их в бесправное положение документ. Содержание его умещается в четырех коротких абзацах, посвященных в первую очередь обязанностям, но не разъясняющих никаких прав воинов-добровольцев. А между тем в армиях других стран такой контракт очень подробно фиксирует права и обязанности договаривающихся сторон.

В одной из частей, расположенных в Дальневосточном военном округе (в/ч 51460), активистам-правозащитникам удалось опросить несколько десятков воинов-контрактников по поводу того, что они знают о своих правах и обязанностях. Оказалось, что ни один не смог ответить на этот вопрос. А были и такие, кто говорил: «У нас одна обязанность – работать, работать и работать как лошадь, без выходных».

Эту часть, сообщили выступавшие, посетил один из высокопоставленных руководителей Минобороны. Выступая перед местными журналистами, он рассказал, какие «хоромы» построены для контрактников и как им здорово здесь будет жить и служить. Между тем строительство общежитий еще продолжалось, до его завершения было очень далеко, а на отстроенных объектах уже осыпалась штукатурка и текла канализация – работы велись штурмовым темпом без соблюдения технологических правил и норм. При этом руководство округа сообщило в Москву, что полк полностью переведен на контракт, хотя на самом деле набор продолжается до сих пор. Причина проста – многие контрактники, поняв, что их ожидания обмануты, расторгают соглашение с частью, на их место набирают новых, те вскоре опять разрывают контракт┘ И все идет по кругу. Тратятся немалые государственные средства, а реальной отдачи и укрепления боеготовности нет.

Причем, подчеркивали выступающие, это происходит не только на Дальнем Востоке. Такие примеры есть в частях Северо-Кавказского военного округа, в Приволжско-Уральском военном округе и даже в элитных Воздушно-десантных войсках. Присутствовавший на совещании представитель Главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба генерал-майор Евгений Бурдинский в разговоре с одним из авторов этого материала признал, что многие проблемы на совещании подняты правильно. «Нас есть за что критиковать, – сказал он. – Но надо также понимать, что мы является лишь исполнителями тех законов, которые приняла Государственная Дума». Кроме того, заметил генерал, на обеспечение программы перевода армии на контрактный способ комплектования Министерство финансов выделило денег меньше, чем это было закреплено в федеральной программе и чем запрашивало Министерство обороны. И это тоже одна из причин возникновения проблем с переводом частей и соединений постоянной боевой готовности на контрактный принцип комплектования.

А подводя итоги экспертного совещания, его участники признали: армейские проблемы, в том числе и перевод частей и соединений постоянной боевой готовности на контрактный принцип комплектования, решить невозможно, если в этой работе будут участвовать только военные. Им нужна строгая, взыскательная, но искренняя поддержка и помощь всего нашего общества. В Российской армии, кто бы и что ни говорил, служат не иностранцы, а наши сыновья и братья.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
314
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
349
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
498
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
427

Другие новости