Западные страны демонстрируют стойкое нежелание ратифицировать адаптированный в 1999 году Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). Очевидна неготовность НАТО приступить к его модернизации, план которой предложил на минувшей неделе в Вене представитель России – директор департамента МИД по вопросам безопасности и разоружения Анатолий Иванов.
А именно сократить военные потенциалы государств – участников Североатлантического альянса, что превышают российские аналоги уже в три-четыре раза. Договориться о содержании термина «существенные боевые силы», который до сих пор не кодифицирован. Размещение в Болгарии и Румынии по пять тысяч солдат и офицеров США вместе со штатной боевой техникой – это «существенные силы» или нет? Вписываются они в уровни ограничений установленные ДОВСЕ или нет? Все эти вопросы требуют юридической проработки. Как и ликвидация «серой зоны» в странах Балтии, которые не являются участниками ДОВСЕ, но на территории которых можно бесконтрольно разместить любое количество оружия и боевой техники, создать потенциал первого обезоруживающего удара┘
Эти предложения Москвы на конференции в Вене, как и на саммите в Брюсселе, странами НАТО приняты не были. В западной прессе пишут о том, что позиция России потерпела фиаско. Требование – сначала вывод войск из Грузии и Молдавии, только потом ратификация ДОВСЕ остается в силе. Россия, несмотря на все свои громкие заявления, так и не решится выйти из договора, который является краеугольным камнем европейской безопасности.
Но безопасность в Европе не может быть односторонней. Для стран Североатлантического альянса – да, для России – необязательно.
Руководитель Центра военного прогнозирования, кандидат военных наук Анатолий Цыганок сказал «НВО», что настойчивые требования НАТО о выводе наших войск из Грузии и Молдавии напоминают ему пресловутую поправку Джексона–Вэника. Она была введена конгрессом США для того, чтобы потребовать от СССР свободный выезд евреев в Израиль. Прошло тридцать с лишним лет. Больше нет СССР, евреи, как и граждане других национальностей России, свободно ездят, куда хотят, а поправка все еще действует.
Так и здесь. Вопросы вывода войск уже давно решены. На территории Грузии и Молдавии нет российских тяжелых вооружений и даже минимального наступательного потенциала, а требования вывода войск остаются. И с каждым разом даже ужесточаются. Находятся все новые «зацепки», чтобы не признавать очевидных фактов.
Анатолий Цыганок советует подождать результатов встречи Владимира Путина и Джорджа Буша в Кеннебанкпорте и завершения президентских выборов в США и в России. Только потом можно будет принимать решение, что называется, на холодную голову.
А пока Россия, несмотря на обещание первого вице-премьера Сергея Иванова больше не принимать зарубежные военные инспекции и не сообщать партнерам по НАТО о передвижении своих войск по территории России, продолжает это делать. В те дни, когда в Вене проходила чрезвычайная конференция по ДОВСЕ, воинские части России инспектировали венгры и итальянцы.
Но бесконечно так продолжаться не может. Рубежом проверки НАТО на честность, на понимание того, что безопасность – это улица с двусторонним, а не с односторонним движением, станет 1 июля 2008 года. Тот срок, который обозначил своим коллегам по чрезвычайной конференции в Вене российский представитель. Если к этому времени западные страны не ратифицируют адаптированный ДОВСЕ, если ситуация не изменится и после выборов президентов весной будущего года, Москва, видимо, как и было обещано на самом высоком уровне, приостановит свое участие в ДОВСЕ со всеми вытекающими отсюда последствиями для безопасности Европы.