0
1943
Газета Армии Интернет-версия

06.07.2007 00:00:00

«Мечтаю полетать на Су-27»

Тэги: атташе, великобритания, авиация


– Господин бригадный генерал, расскажите, пожалуйста, о двустороннем сотрудничестве военно-воздушных сил Великобритании и России и первых итогах его развития.

– Мы очень рады, что наконец-то удалось запустить двустороннюю программу сотрудничества между российскими ВВС и британскими Королевскими ВВС. Как вы, наверное, уже знаете, у нас обширная программа двустороннего военно-морского сотрудничества. В прошлом году началась реализация аналогичной программы между военно-воздушными силами наших стран. Наши летчики посетили российскую авиационную базу в Краснодаре (Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени А.К.Серова. – В.Г.). А в марте этого года российские летчики с ответным визитом посетили Центральную летную школу Королевских ВВС Великобритании.

Цель этой поездки – больше узнать о методике обучения, содержании учебных курсов, а также о военном оборудовании, которое используется в ходе летной подготовки. Российские офицеры побывали на авиабазе «Крэнвелл» в Англии (Cranwell, East Midlands, England), посетили авиационную базу «Линтон-на-Узе» (Linton-on-Ouse), расположенную на северо-востоке Англии. Там они прошли базовый летный тренинг, а двое из них совершили учебные полеты.

Главная задача программы нашего сотрудничества – показать, что холодная война осталась далеко позади. Настало время устанавливать доверительные отношения между ВВС Великобритании и России, и я считаю, что программе дан хороший старт. В ходе визитов офицеры из наших стран обсудили важные вопросы обеспечения безопасности полетов, летной подготовки, а также поиска и спасения экипажей на одном, хорошо им понятном, профессиональном языке. В 2007 году также запланированы обмены делегациями; осенью состоится визит делегации Королевских ВВС в Россию. Диалог летчиков двух стран продолжается, и на прошлой неделе у нас прошла встреча с командованием российских ВВС, в ходе которой мы обсудили перспективы двустороннего сотрудничества. Нам хотелось бы построить систему учебного обмена, чтобы британские и российские летчики имели возможность приезжать соответственно в Россию и Великобританию, проходить подготовку по программам национальных авиационных школ. Это поможет развитию взаимопонимания и доверия между нашими военными.

СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ ПОХОЖИ

– Есть ли у Королевского воздушного флота опыт подобного сотрудничества с ВВС других стран? В чем его сходство, а в чем отличие по сравнению с Россией?

– Королевские ВВС Великобритании стараются развивать отношения с ВВС других стран. Это нормальная практика. Особенно тесное сотрудничество у нас в рамках Британского содружества наций. Офицеры и курсанты из Австралии, Индии, Пакистана, Новой Зеландии и других стран проходят у нас летную подготовку. С Россией нам хотелось бы достигнуть такого же уровня сотрудничества.

– Во время посещения авиационной базы «Линтон-на-Узе» российские летчики совершили учебные полеты на самолетах Королевского воздушного флота. Этот факт необычный, поэтому наши читатели интересуются подробностями полетов, а также мнением британских специалистов о подготовке российских летчиков.

– Полеты выполнялись на учебном турбовинтовом самолете «Тукано» («Tucano») в течение часа, причем первые 40 минут полет проходил на высоте 80–90 метров и при скорости 260 узлов (около 480 км/ч. – В.Г.). По мнению британских летчиков, российские пилоты показали высокий профессионализм, хорошие навыки пилотирования на малой высоте. Затем они поднимали самолет на 3000 метров для отработки фигур высшего пилотажа. Перегрузки при выполнении фигур составляли от минус 1 до плюс 6 g. После высшего пилотажа российские офицеры отработали посадку самолета по коробочке. Все это время российские офицеры управляли самолетом самостоятельно, практически без помощи инструктора.

Британская и российская системы летной подготовки похожи. Единственное небольшое отличие в том, что российская летная подготовка осуществляется на реактивных самолетах, в то время как мы используем и реактивные, и турбовинтовые. Последние важны для нашей начальной летной подготовки. Замечу, что они более экономичны.

– Летчики Королевского воздушного флота в прошлом году посетили Краснодарское летное училище. Они летали на российских самолетах? Какое впечатление произвела на ваших летчиков российская база и авиационная техника?

– В июле–августе 2006 года проходил визит британских летчиков в Краснодарское летное училище. В ходе визита они посетили две военно-воздушные базы, где им показали летную технику, наземное оборудование, и все это произвело хорошее впечатление. Начальник нашей летной школы воспользовался приглашением российских летчиков выполнить пилотирование учебно-тренировочного реактивного самолета российских ВВС L-39 «Альбатрос».

– На каком российском самолете вы сами хотели бы совершить полет и почему именно на этом самолете?

– На Западе каждый знает, что Су-27 – отличная машина. И я, конечно, хотел бы на нем слетать.

– А вы покупайте у нас «Су-27», и тогда у вас появится возможность его пилотировать.

– У нас недостаточно денег, чтобы его купить. (Смеется.) Сейчас мы покупаем в России два вертолета Ми-17 для проведения операций по предотвращению незаконного оборота наркотиков в горных районах Пакистана. И я надеюсь, что поднимусь в небо на Ми-17. По профессии я инженер-вертолетчик, и мне это было бы интересно. Думаю, в конце года удастся сделать это.

– Поясните, пожалуйста, кто оплачивает поездки военных делегаций России и Великобритании?

– В ходе двусторонних контактов всегда имеются предварительные соглашения относительно таких вопросов. Так, сторона, наносящая визит, традиционно оплачивает свою дорогу, а принимающая сторона несет все остальные расходы на месте пребывания.

– За столом в Краснодаре кто оказался крепче – русские или английские летчики?

– Если сказать коротко, все остаются довольны. Добавлю, что все мы летчики, и для нас в этом вопросе важна умеренность.

И СОТРУДНИЧЕСТВО, И ПОМОЩЬ

– Господин Вердон, военный отдел посольства Великобритании в Москве выполняет функции проводника между российским и британским военно-промышленными комплексами. Расскажите, пожалуйста, о содержании взаимоотношений и деловых связей военно-промышленных комплексов двух стран.

– В первой половине июня 2007 года делегация высокопоставленных российских военных побывала в Лондоне с целью обсуждения положений Соглашения о военно-техническом сотрудничестве наших стран. Мы надеемся, что скоро все документы будут согласованы, и осенью этого года министр обороны Великобритании посетит Москву, в том числе – с целью подписания данного соглашения. Одна из целей этого соглашения – создание правовых основ для обмена технологиями, предоставление владельцам интеллектуальной собственности гарантии соблюдения их прав. Безусловно, есть вопросы национальной безопасности, где обмен технологиями пока невозможен, но существует множество направлений, где наши страны могут к взаимной выгоде обмениваться своими научными и технологическими наработками.

– Что в первую очередь интересует представителей военно-промышленного комплекса вашей страны?

– Сотрудничество может идти в любых сферах, но в настоящий момент есть два актуальных для нас направления. Первое – сотрудничество в области контртеррористической деятельности. Кроме того, мы заинтересованы в приобретении у России сверхзвуковых ракет-мишеней. Они необходимы для отработки задач по защите морских и воздушных объектов от возможных ракетных обстрелов. Мы знаем, что у России передовые позиции в производстве данных мишеней. Я подготовил запрос в «Рособорнэкспорт» о том, чтобы получить спецификацию и тактико-технические характеристики этих мишеней; после их изучения мы примем решение о закупке.

– Одним из самых крупных направлений военной дипломатии Великобритании в России является программа переподготовки российских военнослужащих, увольняемых в запас. Я сам учился на курсах Россия–НАТО, и меня удивляли крупные суммы, выделявшиеся на ее реализацию. Они казались мне несопоставимыми с фактическими затратами. Соединенное Королевство также потратило 19,7 миллиона фунтов стерлингов на переподготовку чуть более 27 тысяч российских военнослужащих. Чем объясняется, что сумма затрат на переподготовку одного военнослужащего в течение 3–4 месяцев сопоставима с суммой оплаты за обучение одного студента в престижном российском вузе в течение всего семестра?

– Программа НАТО и российско-британская программа отличаются. Если первая построена на методах дистанционного обучения и самообразования с помощью компьютерных технологий, последняя подразумевает дневную форму обучения, посещение занятий с преподавателями. Мы оплачиваем не только учебный процесс, но и проживание военнослужащих в общежитии, благодаря чему и офицеры из дальних гарнизонов могут участвовать в программе. Мы закупаем все оборудование для специальных учебных центров, открытых на базе ведущих российских вузов. Думаю, что наша программа отличается высоким качеством. Об этом говорит и то, что не менее 85% выпускников наших учебных центров находят работу по новой специальности. Некоторые из них основывают свои компании; так, с одним из наших выпускников я встретился год назад на ярмарке вакансий в Санкт-Петербурге. Он рассказал, что приехал на ярмарку специально для того, чтобы предложить работу в своей фирме двадцати выпускникам нашего учебного центра в Санкт-Петербурге.

Мы надеемся, что после передачи этой программы Министерству обороны РФ, когда ее финансирование будет осуществляться полностью из российского бюджета, программа по-прежнему будет приносить большую пользу.

– Почему вы заинтересованы в организации переподготовки российских военнослужащих?

– На программу переподготовки надо смотреть через призму сотрудничества стран «большой восьмерки» в области обеспечения международной безопасности и оказания помощи России в различных сферах. Когда начался процесс вывода Западной группы войск из Германии, встал вопрос, что делать с десятками тысяч военнослужащих, подлежащими увольнению в запас и остающимися без работы. Немецкая сторона предложила построить жилье и начать программу переподготовки военнослужащих. По завершении этой программы в 1994 году британская сторона вызвалась ее продолжить, поскольку нами уже накоплен богатый опыт в этой сфере.

– В нынешнем году, насколько мне известно, британские специалисты собирались оказать помощь в подъеме затонувшей атомной субмарины К-159, но запрошенная стоимость работ оказалась неприемлемой для российской стороны. Так ли это?

– Нет, это не так. Сейчас обсуждаются два варианта: поднять и утилизировать лодку либо построить над ней саркофаг в том месте, где она легла на грунт. Этим летом планируется совместная операция Королевских ВМС и российского ВМФ, в ходе которой британское гидрографическое судно придет в Баренцево море и сделает замеры уровня радиации в районе затонувшей подлодки. В зависимости от полученных результатов российской стороной будет принято окончательное решение о ее судьбе. Как известно, на лодке находится два атомных реактора с выгруженным топливом. Работу британских специалистов будут оплачивать страны «большой восьмерки». Упомяну лишь, что для производства работ мы привлекаем коммерческих подрядчиков, и во многом именно они определяют стоимость работы.

– На веб-сайте посольства упоминается в качестве общей задачи британской военной дипломатической миссии оказание помощи в создании демократически подотчетных вооруженных сил. Поясните, пожалуйста, что подразумевается здесь под «демократической подотчетностью»?

– Традиционно в Великобритании министр обороны является гражданским лицом, и это позволяет осуществлять гражданский контроль над вооруженными силами.

– Российский министр обороны тоже гражданское лицо┘

– Я прочитал в российских газетах, что многих военных пугает такая ситуация, но в Великобритании министр обороны всегда был гражданским.

– В Британии есть институт гражданского контроля над вооруженными силами, аналогичный общественному совету при Минобороны РФ?

– Средства массовой информации достаточно хорошо с этим справляются. Наша пресса свободна, пользуется большим авторитетом, и ее усилия направлены на то, чтобы держать наших министров в напряжении. Она молниеносно реагирует на проблемы, задает неприятные вопросы, и у министра обороны всегда должны быть убедительные ответы.

Из досье «НВО»

Энди Вердон родился в Уэльсе в семье потомственных военных. Окончил Портсмутскую школу, технологический университет в Лафборо, Королевское военно-воздушное училище и Королевский военно-воздушный штабной колледж в Брекнелле. С 1994 года – заместитель начальника общевойсковой службы военного вертолетного обеспечения. В 1997–2003 годах служил в Министерстве обороны. В сентябре 2005 года назначен атташе по вопросам обороны – военно-воздушным атташе при посольстве Великобритании в Москве.

Женат. Увлекается лыжами, парусным спортом, подводным плаванием, интересуется русской историей, любит играть на банджо.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
965
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
1133
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
1573
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
1275

Другие новости