0
2053
Газета Армии Интернет-версия

06.07.2007 00:00:00

Капкан для лейтенанта

Тэги: офицеры, курсанты, штраф, запас


В нынешнем году из вузов Министерства обороны РФ выпущено и отправлено в войска, в первую очередь в части постоянной боевой готовности, 18 тыс. лейтенантов. Вместе с тем планируется принять в военные училища, университеты, академии около 20 тыс. человек. Как заметил в разговоре с журналистами статс-секретарь – заместитель министра обороны генерал армии Николай Панков, создается «небольшой запас». Он необходим потому, что сейчас ежегодно досрочно увольняются из Вооруженных сил до 15% молодых офицеров – недавних курсантов. Правда, руководство армии и флота эту цифру считает достаточно «большим успехом»: несколько лет назад подобный «исход» доходил до 34, а иногда и до 50%.

ТОРМОЗЯЩИЙ УСПЕХ

Если присовокупить сюда тех, кто увольнялся в запас по возрасту, то получалось, что военные учебные заведения фактически работали вхолостую. Уходило «на гражданку» ровно столько офицеров, сколько приходило с курсантской скамьи. Но теперь с этой проблемой решено покончить раз и навсегда.

Государственная Дума, заявил генерал Панков, приняла поправки в Федеральный закон о военной службе и воинской обязанности (№ 103-ФЗ от 6 июля 2006 года), а правительство подготовило соответствующее постановление о материальной ответственности курсанта и офицера за досрочное прерывание контракта. И лейтенант, не прослуживший после окончания вуза силового ведомства положенных ему пяти лет, будет платить в казну неустойку от 300 до 660 тыс. руб. – в зависимости от полученной специальности и срока своей офицерской службы. Если принять во внимание нынешний официальный показатель средней заработной платы в России (12,5 тыс. руб.), то расплачиваться с военным ведомством уволившемуся придется, если не есть и не пить, два-четыре года, не меньше.

Так что те, кто не имеет таких денег, чтобы «откупиться» от армии, которая потратилась на его высшее образование и востребованную на трудовом рынке специальность, придется притормозить и задуматься: служить дальше, до окончания контракта, или идти в суд, чтобы там отстоять свое право на досрочное увольнение. По объективным причинам. В том числе и из-за невыполнения условий контракта со стороны Минобороны. Низкого денежного содержания, на которое невозможно прокормить семью. Отсутствия крыши над головой – проживания в не приспособленных для этого помещениях. Из-за невозможности купить по ипотечно-накопительной системе квартиру в областном городе, так как суммы, выделенные правительством, не соответствуют рыночным ценам на квадратный метр жилья в этом регионе.

«ТРЕХГОДИЧНИКИ» ВМЕСТО «ДВУХГОДИЧНИКОВ»

Тем не менее в военном ведомстве пытаются всеми доступными мерами удержать офицера от увольнения в запас, компенсировать острую нехватку командирских кадров, особенно во взводно-ротном звене. И не только методами кнута и пряника. В нынешнем году произведен первый выпуск офицеров-«трехгодичников» учебного центра филиала Московского авиационного института. Все они прошли подготовку по военной специальности в течение 1,5 тыс. учебных часов, во время учебы получали стипендию, в четыре раза превышающую базовую, и жили в общежитии МАИ.

Теперь им предстоит отслужить по контракту с Минобороны 36 месяцев в качестве лейтенантов, чтобы компенсировать затраты государства на их обучение. Заключат ли выпускники 2006 года новый контракт в 2009 году, будет зависеть, подчеркнул Николай Панков, от их командиров: сумеют ли они окружить «трехгодичника» вниманием и заботой, передадут ли им свой опыт, предоставят ли им нормальные жилищно-бытовые условия, привьют ли любовь к армии?

«Все определяет личность командира полка, – отметил генерал. – Если он хам и самодур, никакими пряниками молодого офицера не заманишь на второй и третий контракт».

От результативности работы учебных военных центров гражданских вузов и от способности командиров оказать отеческую поддержку молодым лейтенантам будет зависеть эксперимент, на который пошло Министерство обороны России, чтобы уменьшить расходы на подготовку будущих офицеров, а заодно повысить личную мотивацию выпускников в добросовестной службе и армейской карьере. Примеры у них перед глазами. До самых больших военных высот, например, поднялись выпускники гражданских вузов – бывший начальник Генерального штаба генерал армии Анатолий Квашнин, ныне полномочный представитель президента по Сибирскому федеральному округу, начальник Службы расквартирования и обустройства МО – заместитель министра обороны генерал армии Анатолий Гребенюк, начальник аппарата главы военного ведомства генерал-лейтенант запаса Андрей Чоботов┘

Таких учебных центров, как филиал МАИ, где готовят офицеров-«трехгодичников», в нашей стране 35. Они есть в Воронежском, Нижегородском, Пензенском госуниверситетах, Дальневосточном университете путей сообщения и других. Не исключено, что смогут поступить на три года офицерской службы в армию по контракту и выпускники «элитных» гражданских вузов, как когда-то назвал их, выступая в Государственной Думе, тот же генерал армии Николай Панков. В том числе МГУ, МГИМО, МИФИ, МФТИ, «Плехановки», других подобных университетов, институтов и академий, в которых осталось 67 военных кафедр из 229 недавно существовавших.

Конечно, их питомцам служить в Вооруженных силах, в отличие от закончивших учебные центры, не обязательно. Теперь военная кафедра освобождает от армейской лямки. Но желающие отправиться в войска, если таковые найдутся, тоже могут заключить контракт. Препятствовать им в этом никто не будет.

ОПТИМИЗАЦИЯ И УКРУПНЕНИЕ

Армия и флот за последние 15 лет решительно сократились. С 4 млн. до 1,1 млн. человек. А адекватного сокращения высших военных учебных заведений пока не произошло. Сегодня в Вооруженных силах насчитывается 71 вуз (15 академий, 3 университета, 53 института и училища). Предстоит дальнейшая оптимизация их состава и укрупнение. Какие именно военные учебные заведения будут сокращены и объединены с другими, в Минобороны предпочитают помалкивать. Это слишком болезненный процесс, в который, как правило, вовлекаются местные руководители, начиная от депутатов законодательных собраний и заканчивая губернаторами, сенаторами, членами правительства. Сейчас такие шекспировские страсти кипят вокруг закрытия одного из военных училищ на родине Ильича – в Ульяновске. А недавно нечто подобное происходило в связи с переводом из Москвы в Кострому Военной академии радиационной, химической и биологической защиты.

«Какой смысл был иметь в столице такую академию, – сказал «НВО» генерал армии Панков, – если там училось всего около 500 офицеров? Была устаревшая материально-техническая база и сложная ситуация с решением социальных проблем».

В стране имелось всего два вуза РХБЗ. Стоял вопрос: или из Костромы передислоцировать тамошнее военное училище в Москву, или академию из Москвы – в Кострому. В руководстве Вооруженных сил выбрали второй вариант. И сейчас в Костроме, как утверждает Николай Панков, самые лучшие лаборатории, самое передовое оборудование, строится жилье для преподавателей, уютные общежития для курсантов и слушателей. Там учатся не только российские граждане, но и военнослужащие девяти иностранных государств. Не исключено, что приедут немцы – они уже подали такую заявку.

А в одном из зданий бывшей Академии РХБЗ в Москве открыт Объединенный научный центр Минобороны. Остальные строения переданы столице в обмен на квартиры для очередников военного ведомства.

В разговоре с «НВО» генерал армии также опроверг сообщение нашей газеты о том, что Военную академию РВСН имени Петра Великого переводят из Москвы в Серпухов. «Нет такого решения, – заявил Панков, – и не предполагается». Он рассказал, что с нынешнего года открыт прием в военные вузы девушек – сразу в шесть институтов, училищ и академий. В Новочеркасское высшее военное командное училище связи, Пензенский артиллерийский инженерный институт, Вольское высшее военное училище тыла, Военный университет, Военную академию тыла и транспорта и Ростовский военный институт ракетных войск поступили всего около 150 представительниц прекрасного пола.

Нынешний конкурс на поступление в военные вузы, по данным Минобороны, два человека на место. Но это как «средняя температура по больнице». В некоторых институтах, например в Ярославском военном финансово-экономическом или в Рязанском высшем командном воздушно-десантном, он по шесть-семь человек на место, в других нет и одного на одно место. Принимают всех желающих. Только бы здоровье позволило. Такой подход, как и с подбором контрактников, о чем мы писали в предыдущем номере газеты («НВО» № 20), вряд ли сделает нашу армию много сильнее.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
1002
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1648
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1481
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2788

Другие новости