30 августа бомбардировщик ВВС США В-52 совершил полет над американской территорией с ядерным оружием на борту. Что вызвало немалый переполох в СМИ.
Пентагон успокаивает: мол, никакой опасности не было. То есть даже в случае аварии или катастрофы машины катаклизма не произошло бы. При этом, очевидно, подразумевались следующие чрезвычайные происшествия.
5 февраля 1958 года в районе устья реки Саванна (штат Джорджия) бомбардировщик В-47, поврежденный после столкновения с другим самолетом, по команде с земли сбросил водородную бомбу «Марк-15» мощностью примерно в 100 «хиросим». Бомба не найдена до сих пор.
Несколько недель спустя другой В-47 по ошибке сбросил водородную бомбу на Южную Каролину. Сдетонировал тротиловый заряд запала, но последовал только выброс плутония.
17 января 1966 года над испанским поселком Паломарес столкнулись В-52 и самолет-заправщик. Сдетонировали взрыватели двух из четырех упавших бомб, что привело к распылению 20 кг плутония и урана.
21 января 1968 года в полете загорелся бомбардировщик В-52 в районе авиабазы Туле (Гренландия). Самолет упал в море. Бомбы разбились о лед, произошло существенное радиоактивное заражение местности. Одну бомбу так и не нашли.
Однако суть нынешнего ЧП не только в том, что на В-52 находились пять крылатых ракет с ядерными боеголовками. Оказывается, ядерные заряды остались на носителях, отправленных на утилизацию, ...по ошибке!
Выводы напрашиваются сами. Во-первых, на списанных ракетах до сих пор установлены боевые блоки, словно они могут в любой момент понадобиться. Во-вторых, «безголовые» и снаряженные ракеты хранятся вместе, иначе как бы их перепутали? В-третьих, отсутствует надлежащий документальный контроль: установка и снятие боеголовок, выдача и получение ракет плохо отражены в документации. В-четвертых, нет лица, контролирующего все действия с ядерным оружием. В-пятых, отсутствует инструментальный контроль – датчики, фиксирующие вывоз делящихся материалов за пределы хранилища. Список претензий можно дополнить еще десятком пунктов.
Расследование инцидента идет без особого шума. Все арсеналы срочно проверили, недостача не обнаружена. Специальная комиссия объяснила причины ошибки: ракеты должны были снять с бомбардировщика, демонтировать с них боеголовки и подвесить обратно. Но по каким-то причинам демонтаж не произвели...
Объяснение оказалось страшнее самого инцидента. Оказывается, В-52 летают с ядерными ракетами, предназначенными на утилизацию, – то есть выработавшими все гарантии.
Американский инцидент бросает тень на все полеты стратегической авиации, в том числе – в России, где они только что возобновлены. Наши генералы утверждают, что хоть и летают Ту-95 с полной боевой загрузкой, но это муляжи. Однако стало бы известно о подобном происшествии в РФ? Вряд ли.
Рейды с ядерным оружием – хоть мнимым, хоть реальным – игра детей со спичками. Достаточно неблагоприятного стечения обстоятельств, чтобы рвануло на четверть мира. Надо ли России повторять дурной опыт, возобновляя не только полеты стратегической авиации с полной загрузкой, но и связанные с ними риски?